Государственный секретарь США Колин Пауэлл (Colin Powell) имеет все основания быть довольным собой - и не скрывает этого. После двух месяцев эскалации насилия в Палестине, когда, казалось, уже ничто не сможет вернуть палестинцев и израильтян к столу переговоров, обе противоборствующие стороны вдруг согласились на предложение главы Госдепа их помирить - и обязались сотрудничать со спецпредставителем Пауэлла на Ближнем Востоке, отставным генералом войск морской пехоты Энтони Зинни (Anthony Zinni). Правительство Израиля даже объявило о создании специальной комиссии, которая будет работать напрямую с высоким американским гостем в надежде возобновить мирный диалог с палестинской стороной. Председатель Лиги арабских государств Амр Мусса также выразил свою поддержку новой американской миссии.
Перед Зинни стоит нетривиальная задача. От Израиля он может добиться если не всего сразу, то довольно многих уступок, которые официальным Иерусалимом пока вслух не обсуждаются. Речь идет и о выводе израильских войск с территорий, занятых в ходе Шестидневной войны, и о признании палестинского государства, и о снятии действующей ныне блокады Палестинской автономии, и о прекращении строительства еврейских поселений. Однако на все эти уступки израильтяне согласятся пойти лишь в том случае, если палестинская сторона докажет свою заинтересованность именно в мирном урегулировании - чего она успешно избегала с самого дня подписания так называемых осло-вашингтонских соглашений в сентябре 1993 года.
Требования израильтян к партнерам по диалогу предельно конкретны, и едва ли могут служить предметом торговли. Израиль требует во-первых ареста главарей террористов, ответственных за организацию терактов против гражданского населения и находящихся в настоящий момент на территории Палестинской автономии, под покровительством ее властей. Во-вторых, израильтяне требуют практических доказательств способности Ясира Арафата обуздать террор, исходящий с подконтрольной ему территории - таким доказательством могли бы стать семь полных дней без терактов.
Комментаторы по этому поводу отмечают, что арестовать конкретных террористов, названных Израилем - задача для Арафата вполне осуществимая, поскольку речь идет о судьбе отдельных людей, к которым палестинский лидер и так не слишком доброжелательно относится. Если Энтони Зинни сумеет добиться от Арафата ареста главарей террористических групп, это принесет обоим внятные имиджевые очки, но никого реально не удивит. Зато для обеспечения семидневного моратория на террор с палестинской стороны мало будет одной доброй воли Ясира Арафата: для этого необходимо действительно контролировать в текущем режиме деятельность всех террористических организаций, групп и ячеек, базирующихся на территории автономии, и иметь на них достаточно серьезные рычаги воздействия. Есть ли у Арафата такие рычаги на самом деле - вопрос открытый как для израильтян, так и для американцев.
Если выяснится, что Арафат не в состоянии при всем желании и при всей своей (предполагаемой) заинтересованности утихомирить хотя бы на одну неделю террористическую активность своих подданных - это будет означать для израильтян одну простую вещь: что палестинский лидер при всем желании не может считаться адекватным партнером для диалога о мире. Что он в состоянии лишь принимать уступки от Израиля, но ничего реально не может дать взамен. Если же Арафат докажет свою способность контролировать террор - это, разумеется, поможет спецпредставителю США вновь запустить колеса мирного процесса. Это будет новый старт, но, увы, далеко не первый за последнее десятилетие.
При этом для израильтян успех усилий Арафата по обузданию террора послужит неопровержимым доказательством того, что до настоящего времени, вопреки всем заявлениям, соболезнованиям и показухе со сдачей крови на телекамеру, все взрывы в густонаселенных районах Тель-Авива, Хайфы и Хадеры осуществлялись с одобрения палестинского лидера. То есть решение тактической проблемы "семи дней" неизбежно породит долгосрочную проблему доверия и гарантий соблюдения любых обсуждаемых договоренностей...
С учетом этой дилеммы не приходится удивляться, что политические круги в Израиле скептически оценивают шансы отставного американского генерала добиться полноценного и долгосрочного урегулирования на Ближнем Востоке. Тем не менее, Колину Пауэллу дан его законный шанс - как 11 лет назад такой же шанс давался его предшественнику, государственному секретарю администрации Буша-старшего Джеймсу Бейкеру. Бейкер тогда тоже вплотную занимался установлением мира на Ближнем Востоке: предъявил Израилю план мирного урегулирования из четырех пунктов, спровоцировал правительственный кризис, ничего не добился, а потом США принялись бомбить Ирак, и госсекретарь полностью отошел от палестино-израильской темы, сосредоточась на более важных делах.