Во многих рецензиях (прежде всего — отечественных) на состоявшуюся прошлой ночью в Голливуде раздачу оскаровских слонов сквозит вполне искреннее разочарование. Ну куда же они смотрят, эти академики, каким местом они оценивают кино, вопрошают отечественные критики. Каждому ясно, разумеется, что политкорректность - это святое, и общество, кичащееся "color blindness" (безразличием к цвету кожи), попросту обязана втихомолку строго вести учет награжденных актеров афроамериканской расы, чтобы, не дай Бог, они в очередной раз не почувствовали себя обиженными. С этой точки зрения вообще странно, что так мало номинаций получил фильм "Али" — житие пресвятого Кассиуса Клея. Но ведь кроме лучшего актера Дензела Вашингтона и лучшей актрисы Холли Бэрри были и другие номинации — как для фильмов, так и для режиссеров, актеров, сценаристов, композиторов, продюсеров... Их-то за что обидели?
Что премию не дали Джуди Денч за роль альцгеймеровой пациентки — тут никакой обиды, вроде бы, не может быть: британская актриса своего "Оскара" уже поимела, не всякий ее соотечественник может таким успехом похвастаться, ей жаловаться грех. С Николь Кидман тоже все, вроде бы, ясно: хоть и повысились ее шансы на "Оскара" благодаря недавно обретенному амплуа безвинно покинутой Томом Крузом "соломенной вдовы", а все же против цвета кожи Холли Бэрри это — не аргумент. Но почему "Мулен Руж" База Лурмана не взял призов ни за режиссуру, ни за операторскую работу, ни за звук, ни за грим, ни за монтаж, — поклонники ретро-мелодрамы находятся тут в по-человечески понятном, хоть и безутешном негодовании.
Незаслуженно обиженным выглядит и "Гарри Поттер" со своим философским камнем: выдвинутый в трех номинациях, фильм про мальчика-волшебника не взял ни одной награды. Его создателям придется довольствоваться кассовыми сборами (весьма, заметим, приличными), а поклонникам — ждать реванша после выхода "Тайной комнаты" и "Узника Азкабана".
Обижены выбором академиков даже поклонники "Властелина колец" — фильм не назван "лучшей картиной года", Питер Джексон не получил приза за лучшую режиссуру, сладкозвучная Enya проиграла терпеливому Рэнди Ньюмену статуэтку за лучшую песню, и даже сэру Йену МакКеллену ничего не дали за неповторимое воплощение Гэндальфа Серого! Бережливая адаптация непростого толкиеновского текста, столь усердно хвалимая рецензентами картины, тоже была оценена академиками ниже, чем работа Акивы Голдмена, аккуратно повытершего ластиком из биографии Джона Форбса Нэша такие неудобные обстоятельства, как зоологический антисемитизм гениального математика, приставание к мужчинам в общественных туалетах и наличие внебрачного ребенка... Согласно данным опроса на IMDb, именно неудача "Властелина", собравшего 4 статуэтки при 13 номинациях, является для посетителей этого сайта самым большим разочарованием прошедшего "Оскара".
Если вдуматься, есть основания для досады даже у поклонников "Игр разума" — единоличного фаворита прошедшей церемонии. Пусть лучшая режиссура, и лучший фильм, и лучший сценарий, но Гладиатор-то со своей статуэткой пролетел! Понятно, конечно, что академики принесли эту жертву на алтарь политкорректности, и все-таки любовь народная к Расселлу Кроу требовала второй статуэтки подряд — тем более что паранойяльные шизофреники тоже, в каком-то смысле, недопривиллегированный класс в американском обществе!
Нам, впрочем, представляется куда более обидным то, что академики в упор не заметили фильма "Амели", номинированного на пять статуэток и не получившего ни одной. Обидно, что они обошли своим вниманием захватывающий, головокружительный сценарий "Memento" (по ошибке номинированный не в своей категории — ведь фильм режиссера Кристофера Нолана снят по ранее написанному рассказу его брата Джонатана, и этот рассказ даже включен в DVD-версию фильма отдельным текстовым файлом). Вообще, по первому впечатлению, список оскаровских лауреатов 2002 года выглядит как-то беспросветно. Есть, впрочем, одно утешение, которое может скрасить ценителям хорошего кино образовавшийся безрадостный пейзаж.
Лучшим мультфильмом 2001 года признаны не Monsters Inc. от Диснея/Пиксара и не тоскливый Джимми Нейтрон, спаситель человечества, а бессмертный "Шрек". Чем лишний раз подтверждена правота одного известного ценителя искусств: из всех искусств для нас важнейшим являются мультики!