Визит президента США Джорджа Буша в Россию был ознаменован подписанием совместной Декларации о новых стратегических отношениях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки, которая определяет магистральные направления взаимодействия России и США во внешнеполитической и экономической областях. Тем не менее сам визит был смазан отсутствием прогресса в отношении двух важных для России пунктов: предоставления ей статуса страны с рыночной экономикой и отмены поправки Джексона-Вэника.
Еще в октябре 2001 года министр торговли США Доналд Эванс (Donald Evans) обещал Герману Грефу держать под контролем процедуру признания России страной с рыночной экономикой. А на сегодняшней совместной пресс-конференции президентов двух стран Джордж Буш вновь переложил ответственность за принятие решения о предоставлении России статуса страны с рыночной экономикой на министерство торговли США, то есть на того же Эванса. Об этом заявил Путин на пресс-конференции, заметив, что его коллега на все вопросы говорит, что "это не их уровень" и переводит разговор на другие темы.
Отметим, что статус страны с рыночной экономикой уже не позволил бы обвинять наши отдельные предприятия в демпинге, дискриминируя при этом всю отрасль. В мире к нерыночной экономике относятся как к единому предприятию. Но предоставление данного статуса отнюдь не является гарантией отсутствия проблем в торговле, что наглядно демонстрирует нынешняя ситуация на мировом рынке стали. Герман Греф выразил надежду на то, что США примут до 14 июня 2002 года положительное решение по проблеме признания России страной с рыночной экономикой.
Еще одним не состоявшимся американским подарком к визиту Буша в Москву стало сохранение в силе пресловутой поправки Джесона-Вэника. Надо признать, что Сенат США, так и не отменив за день до визита президента США в Россиюпоправку Джексона-Вэника к "Закону о торговле" от 1974 года, выдвинув при этом на первый план проблему окорочков, явно показал России ее место в мире и ее значение для США. Напомним, что эта поправка ставит в зависимость выполнение торгово-экономических соглашений между США и другими странами от соблюдения последними права на на эмиграцию своих граждан. Эта дискриминационная поправка в отношении Китая была отменена США в декабре 2001 года после вступления этой страны в ВТО.
Насколько США нужны России?
По данным ГТК объем внешней торговли между США и Росией в первом квартале 2002 года по сравнению с с аналогичным периодом 2001 года упал на 22,1 процента до 1265,3 миллиона долларов, что немногим меньше, чем внешнеторговый оборот РФ с Польшей, составивший в первом квартале 1077,6 миллиона долларов. Но главным же торговым партнером России остается ЕС, объем внешней торговли с которым составил за этот период 11886,2 миллиона долларов.
Отметим, что на вчерашней встрече представителей Российского союза промышленников и предпринимателей с Владимиром Путиным, президент РСПП Аркадий Вольский попросил отметить на встрече с Бушем, что экономическое сотрудничество России и ЕС развивается намного продуктивнее. На это президент заявил, что отношения с ЕС у нас далеки от радужных и привел пример с запретительными пошлинами, введенными ЕС на российское зерно. Однако Путин частично все-таки внял просьбе Вольского и заявил Бушу на встрече о том, что предложения европейских авиапроизводителей российским авиаперевозчикам по замене части парка самолетов дешевле предложений Boeing.
Путин также предложил Бушу использовать более дешевый алюминий и сталь в производстве американских самолетов, что бы они стали более конкурентоспособными на мировом рынке, в том числе и на российском. Смех Буша на это предложение вполне понятен, если вспомнить лоббистские возможности представителей металлургической отрасли США, которые, в частности закончились введением 30-процентной пошлины на сталь. США все больше не торгует с остальным миром, а позволяет торговать с собой.
Насколько Россия нужна США?
Наиболее интересна Россия для США в сфере обеспечения энергоресурсами. Что подтверждает подписание 24 мая совместного заявления президентов РФ и США о начале энергетического диалога между двумя странами. Как отмечается в совместном заявлении, в рамках энергетического диалога страны выразили готовность снижать неустойчивость и повышать предсказуемость мировых энергетических рынков и надежность мировых поставок энергоресурсов. Стремление США диверсифицировать свой "энергетический портфель" за счет поставок нефти из России вызвано стремлением перестать зависеть от исламского фактора в Саудовской Аравии и непредсказуемого режима Чавеса в Венесуэле. Кроме этого, Сенат США отказался дать разрешение на разработку энергоресурсов на территории Национального арктического заповедника на Аляске, что являлось одним из главных пунктов плана энергетического развития страны, разработанного администрацией Буша.
Еще одним направлением сотрудничества двух стран является коммерческое использование космического пространства. Но и здесь желание США отменить квоты на запуски российских коммерческих спутников в 2000 году было связано прежде всего с интересами корпорации Lockheed Martin, которая могла за счет этого решения увеличить свое присутствие на этом рынке.
Владимир Путин и Джордж Буш заявили о необходимости отказа "от ограничений прошлого" в сфере торгово-экономического сотрудничества России и США. Но чем будут отличаться от них "ограничения будущего" зависит от готовности России идти в форватере США, жертвуя при этом, в частности, экономическими интересами в таких странах, как Иран.