Для России, ставшей этим летом объектом и без того немалых стихийных и иных бедствий, вторичный приезд Любимого Вождя Корейской Народной Демократической Республики оказался хоть и запланированным, но совершенно лишним испытанием. Видимо, понимая это, Владимир Путин лично полетел на Дальний Восток встречаться с Ким Чен Иром, чтобы таким образом остановить литерный бронепоезд корейского президента на дальних подступах к европейской части страны.
Год назад...
Всем еще памятен прошлый приезд северокорейского лидера, нарушившего движение грузовых, пассажирских, скорых и иных поездов на всем пространстве от Дальнего Востока до Санкт-Петербурга. Почти ровно год назад 17 бронированных вагонов, в которых, помимо самого Ким Чен Ира, располагалась его охрана и обслуга, пересек российско-китайскую границу в районе станции Хасан и в течение десяти дней не торопясь следовал через всю Россию. На всем протяжении этого неблизкого пути высокому гостю оказывались такие почести и принимались такие меры безопасности, что жизнь крупных городов, через которые следовал литерный поезд, оказывалась парализована, крупные транспортные пути - блокированы, а большое количество простых российских пассажиров - отрезаны от своих дач, иногородних родственников и заморских курортов.
Один человек - рабочий завода металлоконструкций под Иркутском - сложил голову на рельсах, попав под следовавший на всех парах через пригородную станцию бронепоезд корейского вождя. Правда, потом транспортная милиция Иркутской области выступила с опровержением, заявив, что 52-летний Александр Бабич погиб под колесами маневрового локомотива, проходившего через станцию Мегет уже после того, как Ким Чен Ир с охраной и обслугой скрылись вдали. Но свидетелями несчастного случая стало большое количество собравшихся на платформе людей, которые хорошо видели все происходившее и даже пытались предупредить Бабича о надвигавшемся поезде Ким Чен Ира.
По-своему триумфальным был въезд северокорейского вождя на Ярославский вокзал Москвы, откуда, естественно, в разгар летних отпусков и дачного сезона на полдня удалили всех пассажиров. Поезд Ким Чен Ира с двух сторон прикрывали пустые составы - впечатление было такое, будто именно в Москве он больше всего ожидал покушения на свою особу. Как известно, транспортное средство, на котором следует лидер зарубежной страны, является территорией его государства. Очевидно, в вагонах литерного бронепоезда царил не только северокорейский суверенитет, но и северокорейское отношение - опасливое, враждебное и до крайности подозрительное - к любому чужеродному окружению, пусть даже весьма дружественному.
Чтобы доказать Ким Чен Иру, а заодно, видимо, и самим себе, что россияне - не северные корейцы, некоторые из пострадавших от транспортных пробок и других неудобств, связанных с проездом кимченировского бронепоезда, обратились в суды с исками к российским чиновникам и руководителям отдельных участков российских железных дорог. В этом их поддержали различные правозащитные движения. Одно такое дело даже увенчалось успехом - семье из Перьми, не сумевшей из-за задержки московского поезда показать детям столицу перед отъездом на летний отдых в Симферополь, удалось отсудить у Свердловской железной дороги компенсацию в размере 13 тысяч рублей. Правомочность компенсации подтвердила и кассационная коллегия Верховного суда, куда обратилась проигравшая сторона, утверждавшая, что она "не виновата в нарушении графика следования пассажирских поездов, так как выполняла предписание правительства, связанное с обеспечением безопасности прохождения спецпоезда".
Опасный прецедент был создан, но российские граждане почему-то не последовали примеру пермяков в массовом порядке, упустив возможность разорить МПС до нитки. Отчасти, наверное, потому, что суд - дело хлопотное, ведь ущерб, нанесенный приездом высокого гостя, нужно было доказывать документально. А отчасти, видимо, россияне просто вошли в положение, учли международную обстановку и согласились на неудобства. Т.е. показали носителям северокорейского менталитета, что и у нас с этим менталитетом, в общем, все в порядке.
...и сегодня
И все же второй раз на столь масштабный прием высокого зарубежного гостя российские власти не решились. Полномочный представитель президента по Дальневосточному Федеральному округу Константин Пуликовский - а формально именно по его приглашению состоялся второй приезд в Россию Ким Чен Ира - оговорил, что поездка ограничится тремя крупными городами: Комсомольском-на-Амуре, Хабаровском и Владивостоком. Видимо, чтобы не провоцировать северокорейского лидера на желание отклониться от программы и посетить что-нибудь еще, было решено, что во Владивосток прилетит Владимир Путин, чтобы на месте решить с гостем проблемы по связыванию воедино двух железнодорожных магистралей - Транссибирской и Транскорейской. Правда, опять же формально Путин полетел на Дальный Восток ради встречи с главами региона, а Ким Чен Ир должен был оказаться там как бы случайно. Но в подобная случайность, разумеется, - фикция.
Ким Чен Ир хоть и принес заранее свои извинения всем россиянам, которые могут испытать неудобства из-за его приезда, остался верен себе. Например, он решил добраться из Комсомольска-на-Амуре до Хабаровска не по железной дороге, а на комфортабельном экскурсионном пароходе "Георгий Седов". По такому поводу 80 россиянам, также запланировавшим на это время поездку на теплоходе, пришлось срочно сдавать билеты. В результате Ким Чен Ир передумал и все же поехал поездом. А в самом Комсомольске-на-Амуре два пассажирских поезда выбились из графика из-за того, что состав Ким Чен Ира, прибыв на станцию, промахнулся на несколько метров и не подвез двери вагона, откуда должен был появиться корейский вождь, точно к ковровой дорожке, расстеленной на перроне. Пока машинисты маневрировали, сдавая назад, сотни пассажиров вынуждены были ждать.
Ким Чен Иру нравится ездить по России. Об этом говорит сама программа пребывания высокого гостя у нас в стране. Ким ведет себя словно заправский турист с индустриально-технической сферой интересов. Никуда не торопясь, он объезжал предприятие за предприятием, где подробно знакомился с технологическими процессами, условиями работы персонала и другими подробностями заводского и фабричного быта. В программе визитов оказались авиационное производственное объединение имени Гагарина (КнААПО) в Комсомольске-на-Амуре, ОАО "Дальхимфарм" и завод "Амуркабель" в Хабаровске, ряд объектов Дальневосточного военного округа, Владивостокский морской торговый порт, а также торговый дом "Игнат", продуктовая компания "Владхлеб" и Всероссийский детский центр "Океан" во Владивостоке. Не отказался лидер Северной Кореи и от посещения православного храма в Хабаровске, где с любопытством в течение получаса рассматривал иконы на стенах и слушал перезвон колоколов. С удовольствием посмотрел он и на выступление президентского оркестра и ансамбля танца.
В конце концов дошло дело и до Путина, с которым Ким Чен Ир, миновавший станцию Хасан утром во вторник, встретился во второй половине дня в пятницу. Два президента пообщались на бывшей брежневской даче под Владивостоком, после чего отправились на совместный ужин. Российский лидер уговаривал своего корейского партнера забыть об идеях чучхе и возобновить работы по проекту развития Транскорейской железной дороги с тем, чтобы впоследствии соединить ее с Транссибом. Ким Чен Ир не стал отвергать это предложение, и два президента расстались довольные друг другом.
Туризм за государственный счет
Интерес России к новому железнодорожному проекту понятен - это выход к богатым японским и южнокорейским рынкам, куда сегодня товары доставляются морем, что долго, дорого и неудобно. Но в целом ситуация с наездами Ким Чен Ира в Россию складывается какая-то странная. Северная Корея - не самый главный наш торговый партнер: ежегодный российско-корейский товарооборот едва достигает 100 миллионов долларов. Слухи о том, что в замордованной тоталитарным режимом КНДР грядут экономические реформы, в ходе которых страна может стать привлекательной для иностранных инвестиций, похоже, не более чем слухи. А сам факт дружбы между Россией и страной, официально причисленной США к "оси зла", несомненно выгоднее для Кореи, чем для нас. По-настоящему влиять на Ким Чен Ира не может никто - подобно всем диктаторам, он совершенно неуправляем, поэтому политическое влияние России на Корейском полуострове представляется величиной довольно мифической. Почему в таком случае северокорейского лидера принимают у нас так, словно он по меньшей мере представитель страны, от которой зависит благополучие России, и зачем ему оказывают такие почести, будто он олицетворяет не один из самых бедных и бесправных народов на земле, а процветающее демократическое общество, - непонятно.
Впрочем, цели самого Ким Чен Ира, вот уже второй год подряд регулярно наведывающегося в Россию, тоже ясны не до конца. Несомненно, ему просто интересно - устав от самоизоляции, шестидесятилетний правитель, похоже, нашел себе развлечение в виде туризма за государственный счет. Но, может быть, есть у него и более животрепещущий интерес. Ну как слухи о реформах, в скором времени ожидающих Северную Корею, не лишены основания? Пример Горбачева должен был научить глав всех тоталитарных обществ, что перестройки, даже самые косметические, могут дорого обойтись тем, кто их начинает. Как знать, не присматривает ли Ким Чен Ир себе запасной аэродром в виде брежневской госдачи где-нибудь под Владивостоком, где его приютит добрый и незлопамятный Большой брат?