75-ая церемония награждения главной американской и, чтобы там ни говорили патриотически-настроенные критики, мировой кинематографической премией завершилась. Это событие ожидали, без преувеличения, все - как ценители главного искусства 20-го века, так и любители политических баталий. Нынешний "Оскар" грозил перейти границы обычного восхваления в стиле "спасибо моей мамочке и всем-всем-всем" и перерасти в антивоенную манифестацию особенно сознательных представителей голливудской богемы. Оскар все же вручили, в очередной раз разделив аудиторию на две партии: "они того заслуживают" и "дали не тем и не за то".
"Оскаром награждается..."
В победе киноадаптации бродвейского мюзикла "Чикаго" никто особенно не сомневался. 13 номинаций на Оскар (второй результат за всю историю), "Золотой глобус", высшие награды сразу трех гильдий: режиссерской, продюсерской и актерской, - практически не оставляли шансов другим претендентам на статуэтку в категории "лучший фильм года".
Однако окончательный счет "Чикаго" оказался довольно скромным: шесть Оскаров, лишь два из которых можно условно назвать "главными". Таким образом, мюзиклу не удалось даже приблизиться к феноменальному успеху "Титаника", которому из 14 номинаций удалось отстоять 11.
Что касается "второго главного Оскара" для "Чикаго" - "лучшая женская роль второго плана", то его, как считают многие критики, вручили из истинного человеколюбия. Никому из академиков не захотелось взять на себя пусть косвенную ответственность за преждевременные роды Кэтрин Зэты-Джонс (Дуглас). Хотя, с другой стороны, радостные события иногда тоже являются существенным стимулом. Сама будущая мама призналась на церемонии, что ее "гормоны почти полностью вышли из под контроля".
Все же было бы совершенно несправедливо списывать со счетов и актерские данные Зэты-Джонс. Другая половина критиков считает ее награду вполне заслуженной.
Николь Кидман также оправдала все ожидания букмекерских контор и честных поклонников ее безусловного таланта. Ее победа в категории "лучшая исполнительница главной роли" не оспаривается и почти не обсуждается. Конкуренцию ей могли составить лишь Джулианна Мур ("Вдали от рая") и Рене Зеллвегер ("Чикаго"). Но в кулуарах фавориткой состязания с самого начала считалась именно Кидман.
Сюрпризы начались "по мужской линии". Лучшим режиссером 2002 года назван Роман Полански, заслуженный и вполне уважаемый в кинематографических кругах автор, однако, бежавший некогда из США из-за обвинений в педофилии. Его шансы на получение Оскара оценивались как незначительные, даже несмотря на то, что британская и французские киноакадемии посчитали его фильм "Пианист" лучшей картиной года. Сам Полански на церемонию не приехал, возможно и потому, что неуправляемая полиция Лос-Анджелеса могла арестовать его прямо в зале.
Еще одной неожиданностью, связанной с фильмом "Пианист", можно считать Оскар молодого актера Эдриана Броуди за исполнение главной роли. Ему удалось сокрушить таких "монстров" как Джек Николсон и Майкл Кейн, не говоря уже о Николасе Кейдже и Дэниеле Дэй-Льюисе.
Многие склонны считать триумф "Пианиста" очередным доказательством политкорректности, владеющей умами и сердцами академиков, ведь фильм, так или иначе, посвящен теме, снискавшей предыдущим исследователям множество золотых статуэток - холокосту. С другой стороны, в США крайне отрицательно относятся к педофилам, да и талант господина Полански оспаривать не приходится. Как бы там ни было, после трех безрезультатных номинаций Роман Полански, пусть и заочно, получил свою золотую статуэтку.
В номинации "лучшая мужская роль второго плана" Оскар завоевал Крис Купер ("Адаптация"), также не считавшийся фаворитом гонки. Здесь на высшей ступени пьедестала почета ожидались либо Кристофер Уокен ("Поймай меня, если сможешь"), названный лучшим актерской гильдией США и британской киноакадемией, либо 10-кратный номинант на Оскар Пол Ньюман "Проклятый путь").
В остальных номинациях особых сенсаций не произошло. По второстепенным категориям Оскары "растеклись" довольно равномерно. Ощущение легкого разочарования оставила, пожалуй, только "Фрида", претендовавшая на шесть Оскаров и получившая в итоге лишь два в номинациях, интересующих лишь специалистов.
Униженные и оскорбленные
Как уже было сказано выше, юбилейная 75-я церемония ярче других явила миру "единство и борьбу противоположностей" в Голливуде. Некоторые решения академиков, действительно, вызывают удивление.
Так, в обласканном номинациями и Оскарами "Чикаго" никто из профессионалов не заметил игру Ричарда Гира, во многом благодаря которому фильм и получился столь зрелищным. Танцующий и поющий Гир - явление достаточно редкое и в своем роде уникальное осталось без внимания. Таким образом, повторилась история с "Титаником", когда на соискание золотой статуэтки были выдвинуты решительно все, кроме исполнителя главной роли Леонардо ди Каприо.
Однако, пожалуй, самой главной неожиданностью стал абсолютный "провал" фильма Мартина Скорсезе "Банды Нью-Йорка". Фильм, занимавший второе место по количеству номинаций (в десяти категориях), не получил в итоге ни одного Оскара. Курсировавшие в средствах массовой информации и околооскаровских кругах упорные слухи о том, что Академия все-таки отметит обладающего пятью номинациями Скорсезе, не подтвердились.
Свою роль здесь мог сыграть и скандал, разразившийся в предпоследний день голосования американских киноакадемиков. 17 марта в прессе была опубликована хвалебная статья бывшего президента Киноакадемии Роберта Уайза, открыто призывающая вручить Оскар именно Скорсезе. Академики выразили свое крайнее возмущение произошедшим и обвинили кинокомпанию Miramax в нарушении регламента и давлении на судей. Некоторые пригрозили даже отозвать свои голоса, поданные за эпические "Банды".
Как бы там ни было, история "земли нью-йоркской" и становления американского правосознания неожиданно не заинтересовала искушенных профессионалов киноиндустрии.
Строгие академики обошли вниманием и самый прибыльный фильм ушедшего года - продолжение саги "Властелин колец", который многие простые зрители небезосновательно считали лучшим. "Властелин" получил два скромных Оскара в номинациях "лучший монтаж звука" и "лучшие спецэффекты". Однако "слепота" американских киноакадемиков, скорее всего, лишь кажущаяся. Никто всерьез и не предполагал, что картина Питера Джексона в этом году получит главный Оскар. Действительным сюрпризом станет следующая церемония награждения, если она пройдет без триумфального чествования всей трилогии.
Без наград в этом году остался и "хозяин" Голливуда Стивен Спилберг, выпустивший сразу два довольно успешных фильма: "Особое мнение" и "Поймай меня, если сможешь".
Восстание "людей в черном"
Юбилейную церемонию "Оскара" едва не испортили пацифисты, которых, как выяснилось, не так уж мало в нестройных рядах голливудской богемы. Мало того, что многие актеры и режиссеры явились за Оскарами в траурно-черных нарядах, нацепив на свои костюмы предосудительные брошки и значки, некоторые из них планировали обнародовать перед большой аудиторией свою гражданскую поозицию.
Однако страхи организаторов шоу, готовившихся заглушать музыкой или бурными аплодисментами особенно ретивых оскароносцев, оказались беспочвенными. Внятно высказать свое несогласие с войной в Ираке и даже прилюдно оскорбить президента США получилось только у режиссера Майкла Мура, получившего Оскар в категории документальных фильмов. "Мы живем в мире, где один человек может направить нас на войну по выдуманным им причинам. Мы против войны, мистер Буш. Стыдно, мистер Буш!", - сказал Мур.
Аудитория восприняла его заявление неоднозначно. В зале были слышны как неодобрительные возгласы, так и стоны поддержки. Очевидное соучастие проявил, пожалуй, только Харрисон Форд, активно поддержавший выступающего со своего места. Приказать замолчать Индиане Джонсу было совершенно нереально - организаторам проще было бы разубедить Джорджа Буша в необходимости его военной авантюры.
Был на Оскаре и иной тип фронды. Некоторые из знаменитостей просто отказались принимать участие в торжествах или объявлять имена победителей, считая нынешний момент не самым подходящим. Среди бунтарей следует прежде всего вспомнить Тома Хэнкса и Уилла Смита, с мнением которых Голливуд не может не считаться.
Остальных активистов, грозивших демаршами, хозяева шоу умело нейтрализовали, вычеркнув их имена из списка приглашенных или просто не дав им повода подняться на сцену.
В целом, все перечисленные события сказались крайне положительно, если не на рейтинге, то на стоимости рекламного времени во время трансляции церемонии. 30-секундные рекламные включения были проданы по 1,4 миллиона долларов за штуку - рекордная сумма для подобных кампаний. А следовательно, Голливуд в очередной раз выполнил свое основное предназначение - развлекать публику и заставлять ее доставать из широких штанин позеленевшие лица американских президентов.