В то время как в Ираке война постепенно приближается к своему апогею, во многих странах мира активизируются военные действия совсем иного рода, которые можно описать одним словом - бойкот. Прогрессивные поборники мира во всем мире и в Ираке в частности призывают не столь прогрессивное человечество отказаться от употребления американской пищи, использования американских товаров и даже (страшно сказать) выгрузить все программные продукты компании Microsoft из своих компьютеров. Битва продолжается с переменным успехом и интенсивностью.
В Германии все большее количество ресторанов и закусочных отказываются от включения в свои меню истинно американских ценностей: Coca-Cola, пива Budweiser, сигарет Marlboro и американского виски. Несмотря на то, что подобные протесты носят, скорее, символический характер, в некоторых заведениях Мюнхена могут не принять к оплате карточку American Express, а официантка из Гамбурга может отказаться принести гамбургер, сославшись на политическую ситуацию.
"Если люди во всем мире откажутся от американских товаров, это может повлиять на политику США", - заявил владелец ресторана "L'Auberge Francaise", присоединившийся к акции борцов с известными брэндами.
Особенной "популярностью" у пацифистов почему-то пользуются именно американские сети быстрого обслуживания, и здесь не могло обойтись без McDonald's.
В Париже демонстранты забросали камнями витрину ресторана и украсили уцелевшие стекла надписями, самая безобидная из которых призывала все к тому же бойкоту. Подоспевшей полиции пришлось применить силу. В Индонезии борцы за мир установили у нескольких McDonald's плакаты антивоенного содержания и попытались "закрыть" закусочные, убеждая граждан отказаться от их посещения.
В швейцарском Базеле группа из 50 студентов устроила сидячую забастовку у дверей одного из ресторанов, полностью перекрыв доступ к пище. Студенты стремились изменить пристрастия жителей и вернуть их к исконно швейцарской еде - кренделям.
В целом, общее настроение европейских пацифистов можно выразить одной фразой, высказанной в интервью берлинскому телеканалу одной из участниц протеста. "Я хотела пойти в свой любимый американский ресторан, но вдруг поняла, что это неправильно. Я полностью поддерживаю бойкот, поскольку война является несправедливой", - сказала 22-летняя Сара Штольц.
Некоторые из французских кондитеров нанесли ответный удар Конгрессу США, переименовавшему картофель-фри в "картошку свободы". Отныне пирог из слоеного теста, покрытый сахарной глазурью и известный ранее под название "Американер" (Amerikaner), будет именоваться "Пирог мира" и выделяться соответствующей символикой из шоколадного крема.
Антиамериканские настроения распространяются и в российских регионах. Выражается это в появлении на дверях закусочных табличек, гласящих, что американцам сюда вход воспрещен.
Однако, как отмечают представители самих компаний, вызвавших гнев борцов за мир, подобные акции не наносят сколько-нибудь существенного ущерба бизнесу. "Наша продукция производится в Германии, поэтому получается, что они бойкотируют немецкие продукты", - прокомментировал ситуацию один из руководителей офиса Coca-Cola в Европе.
Его мнение поддерживает и представитель корпорации McDonald's. "В глобальном смысле McDonald's - это уже просто брэнд. Большинство ресторанов в Европе представляют собой местные независимые структуры, действующие в рамках франчайзинга, то есть по лицензии. Почему пацифисты нападают на собственные закусочные McDonald's? Если вы знаете разумный ответ, сообщите мне".
В этом смысле наиболее последовательным и разумным подходом кажется предложение специально созданного сайта www.consumers-against-war.de, призывающего "миллионы жителей планеты" бойкотировать сам брэнд "Америка".
В свою очередь, и в США находятся любители бойкотов. Так, на сайте электронного журнала новостей NewsMax содержится призыв отказаться от французских товаров в качестве ответа на жесткую позицию Франции по вопросу о войне в Ираке.
Битва продолжается.