10 октября 2003 года Госдума в первом чтении проголосовала за внесение поправок в действующие законы "О воинской обязанности и военной службе" и "Об образовании". В соответствии с внесенными изменениями, предмет "Начальная военная подготовка", который сейчас изучается в школах только с согласия учащихся и родителей, станет обязательным. Проще говоря, возрождается НВП, отмененная в 1993 году.
Между тем, преподавание этого предмета и в лучшие годы было далеко от идеала. Чего ожидать сейчас, в условиях, когда школы испытывают недостаток материального обеспечения и кадров, можно только предполагать. За последние два десятка лет в советские и российские школы уже собрали целую коллекцию предметов-уродов, хорошо задуманных, но уничтоженных бездарным исполнением.
Этика и психология семейной жизни
Этику и психологию семейной жизни включили в школьную программу в 1986 году. Знаменательному событию предшествовало долгое и бурное (особенно по советским временам) обсуждение в прессе. В начале 1980-х сквозь "железный занавес" просочилось достаточное количество информации о сексуальной революции. Ну и медики забили тревогу: мол, назрела необходимость объяснить молодежи, что от онанизма не сходят с ума, менструация не является неизвестным науке смертельным заболеванием, сексом удобней заниматься без ночной рубашки, а от беременности предохраняются, съев противозачаточную таблетку, а не килограмм сырых лимонов. Врачи не забывали напоминать: если рассказать подросткам о существовании презервативов, это не только снизит количество ранних абортов, но и остановит эпидемию СПИДа. Приводили в пример Запад, где школьницы на уроках учатся надевать презервативы на манекен. Горбачевская перестройка, ВИЧ и протесты медиков сделали свое дело. Но ни у кого не хватило смелости назвать предмет "Сексуальным воспитанием", и его целомудренно поименовали "Этикой и психологией семейной жизни". Что определило его дальнейшую судьбу.
Во-первых, учителя, если честно, были подкованы в сексологии хуже отдельных учеников. Курсы повышения квалификации, конечно, давали знания, но не помогали преодолеть психологический барьер - заставить себя произнести слово "секс" многие так и не смогли вплоть до 1992 года, когда предмет был отменен.
Во-вторых (это прямо следует из первого пункта), учителя, избегая скользких тем, больше говорили о семейной, нежели о сексуальной жизни. Но вот как раз семья школьников волновала меньше всего.
В итоге хорошая идея после прохождения по цепочки "врачи - чиновники от образования - школьные учителя" изменила суть на противоположную. Вместо информации о безопасном сексе дети получали 45 минут туфты.
После 1992 года ситуация еще раз перевернулась с ног на голову. Этика и психология семейной жизни осталась только в виде факультатива, да и то не во всех школах. Если в перестройку сами родители требовали секспросвета для детей, то при Ельцине наметилась тяга в сторону "традиционных ценностей". Зато поднаторевшие в предмете учителя и чиновники наоборот активно лоббировали преподавание предмета, потому что теперь он финансировался Фондом ООН по народонаселению в рамках международного проекта "Половое воспитание российских школьников".
Родители, педагоги и священнослужители даже написали письмо министру образования с просьбой остановить духовное растление малолетних. Основания для письма действительно были. Приведем несколько примеров.
В 1997 году администрация подмосковного города Александрова отправила два десятка 15-летних ребят, случайно отобранных из школ города, на семинары по трехдневной программе ЮНЕСКО. Вот фрагмент разговора журналистки газеты "Тверская, 13" с "обученной" девочкой:
- Мы учились правильно пользоваться презервативами.
- Как это - правильно?
- Рассказать? - ни на мгновенье не смутившись, спросила Таня. - Во-первых, надо, чтобы член стоял обязательно. Одеваем на него, чтобы пупырышка осталась, потом раскатываем.
- На чем же вы обучались? - от откровений почти ребенка мне становится не то чтобы не по себе, а просто дурно. Девочка замечает мое состояние и успокаивает:
- Да вы не волнуйтесь так, тренировались мы на пальцах. Наша классная руководительница тоже сначала очень конфузилась, когда услышала, как свободно нас научили говорить о сексе. Мы ведь тоже скованными сначала были. Но игра нас раскрепостила.
В 2000 году, родители подали в суд на учительницу петербургской школы, которая просветила своих 7-классников, показав мультфильм из голландской школьной программы. Фрагмент мультфильма:
Текст за кадром: "Многим мальчикам и девочкам хочется испытать это удовольствие. Они могут ограничиться при этом своим собственным телом, прибегнув, например, к онанизму". Далее следует конкретное объяснение, какую часть тела нужно потереть, погладить и прочее, чтобы получить желаемое удовольствие. Текст сопровождается соответствующим видеорядом и заканчивается так: "Через некоторое время возникает потрясающее чувство, именуемое оргазмом. Онанизм всегда считался чем-то очень вредным для здоровья, но это не так. Занятие онанизмом приносит удовольствие людям, как молодым, так и взрослым".
Впрочем, отечественные педагоги тоже не дремали и придумывали собственные методики. Например, в 2000 году в Южном окружном управлении Московского комитета образования была разработана программа полового воспитания для детей "Введение в сексологию" (70 учебных часов). Просто перечислим темы: "Отношение к сексуальности в Древней Индии", "Борьба прогрессивных сил с репрессивной моралью", "Русское "похабное" искусство", "Крах иудейстко-христианских антисексуальных установок", "Расширение границ речевой непристойности", "Проблема гомосексуальности в контексте культуры". И вместе с этим - "Ведущие тенденции в сексологии 20 века", "Становление сексологии как науки в начале 20 века", "Вклад Крафт-Эббинга, Фореля, Эллиса, Блоха, Лаллемана". В программу также включено изучение поэзии Баркова и просмотр эротического фильма.
Закон божий
Если сексуальное воспитание подрывает нравственность, то, может быть, исцеление следует искать в вере?
На сегодняшний день в РФ церковь отделена от государства, тем не менее, во многих школах закон божий дается факультативно. Поскольку учить детей можно любой традиционной религии (православию, исламу, буддизму, католицизму, иудаизму) и ходить на дополнительные занятия не обязательно, то теоретически этот предмет не должен ни у кого не вызывать недовольства. На практике все сложнее.
Во-первых, иногда факультативное православие пытаются давать в рамках обществознания - обязательного предмета.
Во-вторых, школы экономят на батюшках, раввинах и муллах. Религиоведение или основы православной культуры часто преподают те же самые учителя эстетики, истории или рисования.
В 2002 году в педагогической среде получило известность письмо ученицы московской школы Тани Семеновой сайту Тинейджер.ру. Она жаловалась на учителя эстетики, глубоко верующего человека, который преподает закон божий, с одной стороны, делая акцент на эстетике (внутреннее и внешнее устройство храма, значение символов на иконах и т.п.), и с другой стороны, трактуя священное писание, исходя из собственного понимания. Вот и слушают дети, что католицизм и протестантство "ведут душу в ад", современная музыка "совращает от пути истинного", телевизор "соблазняет к греху", а Дарвина ждут "вечные муки ада".
Между прочим, мнения на счет отделения школы от религии в обществе разделились практически пополам. По данным ВЦИОМ, 46% россиян за преподавание в школах основ религии, 39% против, 15% затруднились с ответом.
Путиноведение
Заповедь "Не сотвори себе кумира!" писана явно не для партии "Единство", так как по ее инициативе в 2000 году в петербургских школах появилась факультативная дисциплина, которую в народе сразу же окрестили путиноведением. Курс состоит из нескольких лекций, методический материал - адаптированная биография Владимира Владимировича.
"Когда ему было столько же лет, что и тебе, он не предполагал, что однажды станет президентом. Но уже тогда все ребята во дворе знали, что Вовка никого не боится, что он - верный друг и никогда никого не предаст", - пишут авторы учебника. - "Повзрослев, наш Владимир много учился и работал, часто уезжал в командировки и подолгу отсутствовал дома, но у него была такая работа".
Информатика
Новым стимулом для развития Владимиру Путину обязан еще один школьный предмет - информатика. Она появилась в средних учебных заведениях СССР в 1985 году, когда на волне перестройки было официально признано, что кибернетика не является лженаукой, а умение пользоваться компьютером - вторая грамотность.
Советское государство централизованно оснастило все школы страны "классами на основе ПЭВМ" и... приказало долго жить. К моменту исчезновения СССР некогда современные компьютеры "Агат", "БК-0010", "Корвет", "УКНЦ" и "РК-86" морально устарели. Вместе с ними изжила себя программа преподавания информатики. В середине 1980-х казалось, что детей надо учить программированию, но в 1990-х программисты выделились в отдельную профессию, а для рядового гражданина гораздо важнее стало представлять возможности компьютера в общем и получить навыки работы с прикладными программами.
В этой области отсутствие кадров тоже решило все. Сегодня обязательный минимум по информатике не имеет ничего общего с тем, что реально преподается в школе. Во-первых, на устаревших машинах просто нельзя изучать современные программы. Во-вторых, катастрофически не хватает специалистов, а учителя математики, которых заставляют учить детей высоким технологиям, просто не знают, о чем говорить. Пару лет назад газета "Комсомольская правда" опубликовала серию статей с фотографиями и схемами о том, как самостоятельно собрать компьютер. На редакцию обрушилась лавина благодарных откликов - учителя из глубинки писали, что они вырезают заметки из газет (!) и по ним учат школьников теоретически (!!) собирать компьютер (!!!), потому что у них нет ни компьютеров (!!!!), ни сколько-нибудь современных учебников (!!!!!).
Слава богу, наш президент в сентябре 2000 года побывал в селе Кузькино Самарской области. Увидев, что компьютеры в школе отсутствуют, он подарил сельчанам 5 современных машин. После этого в стране начали разрабатывать программу "Электронная Россия", составной частью которой является компьютеризация школ.
В конце 2001-го средние учебные заведения начали усиленно компьютеризировать. На момент начала программы на 500 школьников приходился 1 компьютер. После завершения "Электронной России" в 2010 году соотношение изменится на 80:1 (в Дании - 10:1, в Японии - 2:1).
Реальная ситуация с компьютеризацией далека от того, что задумывалась. Казалось бы, одного "Пеньтиума-4" на сельскую школу достаточно. Но этим ПК на селе никто не умеет пользоваться, поэтому обычно он стоит в кабинете директора, и уборщица раз в неделю смахивает с монитора пыль.
В марте 2001-го во время пресс-конференции президента России, транслировавшейся в интернет, кузькинские поблагодарили Путина: "Сегодня все взрослые вокруг нас говорят о реформе образования. В нашей школе многое изменилось 1 сентября 2000 года, когда вы подарили нам компьютеры с выходом в интернет. Теперь мы общаемся со всем миром, учимся понимать его. Какие еще изменения придут в школу? Приезжайте к нам". Президент ответил ребятам, но в селе Кузькино его не услышали, потому что как раз в этот момент связь Кремля с деревней оборвалась - по техническим причинам.
Экология
Принцип "Хотели как лучше - получилось как всегда" лучше всего иллюстрирует следующий пример. Последние полтора десятка лет было очень модно говорить об экологии. Мол, все беды от загрязнения окружающей среды. В 2000 году даже ввели эту науку в обязательный минимум среднего образования. Думаете, это поможет детям бережней относиться к природе и не мусорить на улицах? Вряд ли. Такие мелочи в школе не изучают. Зато программа пестрит пунктами вроде "Решение Конференции ООН по окружающей среде и развитию", "Работы В.И. Вернадского", "Возможности и пути реализации концепции устойчивого развития и учения В.И.Вернадского о биосфере".
Основы безопасности жизнедеятельности
Чрезвычайно ценный предмет, призванный защитить наших детей от террористов, тока высокого напряжения, землетрясений и лавин. К сожалению, очередная идея погибла из-за бездарного воплощения. Мало кто слышал об уроках, на которые приглашались сотрудники МЧС, могущие действительно рассказать много интересного. Врачей, показывающих, как накладывать тривиальную шину на сломанную ногу или останавливать кровотечение подручными средствами, там тоже видят нечасто. Как правило, ОБЖ достается в нагрузку преподавателю какого-нибудь "настоящего" предмета. И это в лучшем случае.
Между прочим, ОБЖ включает в себя (согласно программе Минобразования) и изучение правил безопасного секса, и оказание первой медицинской помощи, и основы военной службы, и пропаганду здорового образа жизни, и азы поведения в чрезвычайных ситуациях. Что получаем в итоге? По данным Фонда "Общественное мнение" только 3% россиян соблюдают правила безопасного секса (используют контрацептивы, избегают случайных связей), продолжительность жизни в стране падает из-за алкоголизма, а когда Москву накрыл смог из-за торфяных пожаров, отличники по ОБЖ не знали что делать.
НВП
Вернемся, наконец, к предмету, ставшему поводом для написания этого текста. Итак, Дума почти восстановила Начальную военную подготовку, повсеместно упраздненную двенадцать лет назад и сохранившуюся кое-где факультативно. Теперь НВП снова станет обязательной. Более того, кроме уроков, предполагается обязательное проведение военных сборов учащихся 10-х классов.
Для тех, кто не застал или уже забыл: на НВП детей учили разбирать и собирать автомат Калашникова, одевать и снимать противогаз, равняться и отдавать честь. Вообще говоря, там было немало другого интересного. Но ни для кого не секрет, что в большинстве случаев основное знание, почерпнутое на занятиях, выражалось в одной фразе: "Ну и *** наш военрук". Хотя навык разбора автомата тоже сохранялся.
Главным лоббистом законопроекта о восстановлении НВП выступил Комитет по обороне, предложивший внести поправки. Безусловно заинтересованной стороной является Министерство обороны. И отнюдь не потому, что обученные выпускники школ будут более подготовлены к военной службе. С таким кадровым составом и технической базой, которой располагали школы, можно подготовить только прапорщика из анекдота. Дело совсем в другом. С включением НВП в обязательную программу школы автоматически подключаются к борьбе за успешное проведение призыва - от промывки юных мозгов до заполнения военкоматских заявлений о согласии служить в армии. Следует признать, что в борьбе с отсрочниками, альтернативщиками, уклонистами, правозащитниками и солдатскими матерями Минобороны отыграло крупное очко.
НВП не зря вводилось только с согласия родителей, которые такового обычно не давали. "Мы хотим заставить всех молодых людей обучаться военным специальностям, хотя кто-то из них впоследствии выберет альтернативную службу", - удивился противник законопроекта депутат Александр Баранников из фракции СПС. "Это возрождение милитаристского влияния на гражданскую жизнь в стране", - оценил законодательную инициативу член фракции "Яблоко" Алексей Захаров.
Причем уже понятно, откуда возьмутся "агенты" этого влияния. Помимо всего прочего, обязательное НВП - это создание тысяч рабочих мест для увольняемых в запас офицеров, которые в большинстве не имеют востребованных гражданских специальностей. Что ж, в таком случае, введение НВП - вполне рациональный шаг. А за удачное решение расплачиваться будут школьники, которые получат еще одного преподавателя, имеющего очень своеобразные, но зато прочно въевшиеся представления о педагогике.
Николай Дзись-Войнаровский