"Самая лакейская Дума", "Четыре года беспросветной покорности", "На эту Думу стыдно смотреть", "Управляемая демократия" - примерно такими заголовками пестрели газеты 28 ноября 2003 года в последний день заседаний Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации третьего созыва. Нам, видите ли, не нравится наша Дума! Похоже, мы слишком быстро забыли рекламный ролик банка "Империал": "В 1861 году в Лондоне пустили метро, а в России отменили крепостное право". Первый парламент в нашей стране появился в 1905 году, а в Европе - еще в XIII-м веке. После 1917 года, конечно, существовали Советы, но по степени управляемости они намного превосходили Думу путинского созыва. В 1993 году танки в упор расстреляли российский парламент, и народ в целом это одобрил… Поэтому скажем, положа руку на сердце: хорошо, что эта штука на Охотном ряду вообще существует. А уж если она еще и работает!
Политическая борьба
Сразу после выборов 19 декабря 1999 года стало ясно, что все президентские законопроекты будут проходить в новой Думе как по маслу, а попытки импичмента будут пресекаться на корню, учитывая количество кресел пропрезидентских сил ("Единство", ОВР, СПС), а также голосующей "как скажут" ЛДПР.
-
Состав Думы по фракциям:
- КПРФ - 83
- "Единство" - 81
- "Народный депутат" - 62
- ОВР - 61
- "Регионы России " - 47
- Агропромышленная депутатская группа - 43
- СПС - 31
- "Яблоко" - 17
- Неприсоединившиеся - 16
- ЛДПР - 14
С одной стороны, такой состав означал, что мнение оппозиционных фракций будет мало учитываться. Для проталкивания любых решений центристским ОВР и "Единству" достаточно договориться со "всегда согласной" ЛДПР и взять в союзники лояльную СПС, неприсоединившихся депутатов и немного поотщипывать депутатов от оппозиционных фракций. За эту особенность третий созыв и получил свое прозвище - "путинская Дума". С другой стороны, волей-неволей депутатам придется больше времени тратить на законотворческую работу и меньше на политическую борьбу.
Поначалу народные избранники пытались спорить с новым думским порядком. Например, на первом заседании 18 января 2000 года они выбирали спикера. Всего было выдвинуто четыре кандидатуры, но вдруг трое взяли самоотвод, и остался один Геннадий Селезнев - лояльный президенту коммунист. Многие коллеги кандидатов в спикеры усмотрели в этом сговор, отказались участвовать в безальтернативном голосовании, а четыре фракции - "Яблоко", ОВР, СПС и депутатская группа "Российские регионы" - даже покинули здание Госдумы. Тем не менее, оставшиеся своим главой выбрали Селезнева, каждая фракция получила по вице-спикеру, и депутаты все-таки заключили пакетное соглашение о распределении постов председателей думских комитетов.
-
Распределение постов председателей думских комитетов (январь 2000 года):
- КПРФ - 10
- "Единство" - 7
- "Народный депутат" - 5
- Агропромышленная депутатская группа - 2
- ОВР - 2
- ЛДПР - 1
- СПС - 1
- "Регионы России" - 1
"Яблоко" продолжило протестовать и отказалось от участия в пакетном соглашении, но через два года одумалось. Произошло это так. В апреле 2002-го центристы и правые предложили переделать пакетное соглашение таким образом, чтобы у КПРФ остались только три комитета. Коммунисты возмутились и, предчувствуя, что по сумме голосов это решение все равно примут, решили сыграть на обострение и приказали всем членам фракции, занимающим посты в Думе, покинуть их. Руководитель комитета по культуре Николай Губенко, председатель комитета по делам женщин Светлана Горячева и спикер Геннадий Селезнев отказались это сделать, после чего были исключены из фракции за нарушение дисциплины. Передел комитетов Думы еще более подчеркнул ее центризм, то есть пропутинскую ориентацию.
-
Распределение постов председателей думских комитетов (ноябрь 2003 года):
- "Единство" - 7
- ОВР - 5
- "Народный депутат" - 5
- СПС - 3
- "Регионы России" - 2
- Неприсоединившиеся - 2
- КПРФ - 1
- ЛДПР - 1
- "Яблоко" - 1
- Агропромышленная депутатская группа - 1
Путинская Дума полностью оправдала возложенные на нее надежды как со стороны администрации президента, так и со стороны избирателей, многие из которых устали от политических балаганов. Хотя часть депутатов и пытались подвигнуть коллег на встревание в дело "Медиа-Моста", на жесткое заявление по американскому вторжению в Ирак и даже импичмент, но дальше слов дело не пошло. Даже прощальная речь Бориса Березовского перед сложением с себя депутатских полномочий вызвала у законодателей только дружеские улыбки. Ну а драк и смачных перформансов в этом созыве вовсе не наблюдалось.
Законотворческая деятельность
Сравним законотворческую статистику парламентов 1996-1999 и 2000-2003 годов.
-
Количество законов и законопроектов Думы второго (1996-1999) и третьего (2000-2003) созыва:
- Внесенных - 3338 - 4268
- Принятых к рассмотрению - 3182 - 3333
- Всего рассмотренных - 1739 - 2119
- Принятых - 1047 - 772
- в том числе новых - 1015 - 753
- в том числе повторно принятых - 39 - 19
- Отклоненных - 440 - 102
- Подписанных президентом, из принятых в данный период - 725 - 695
Таким образом, высокая продуктивность нынешней Думы - миф. В статистике обращает на себя внимание лишь высокая эффективность ее работы - количество законов, отклоненных президентом или Советом Федерации, в показателях последней Думы значительно уменьшилось. По словам вице-спикера Любови Слиски, за четыре года парламент рассмотрел более 10 тысяч различных вопросов. По утверждению спикера Геннадия Селезнева, депутатам Думы будущего созыва достанется в наследство 1529 законопроектов.
Самые важные законы принятые ГД
О выборах и судах
Дума приняла закон "О политических партиях". Его цель - создание в стране реальной, а не виртуальной многопартийности. К партиям предъявили жесткие требования: численность не менее 10 тысяч членов, наличие региональных отделений не менее чем в 45 субъектах Федерации. Региональные партии объявлялись вне закона, организация партий по национальному, религиозному или профессиональному принципу запрещалась. Вопреки ожиданиям, этот закон не смог значительно сократить количество партий. В выборах 1999 года за думские кресла боролись 26 объединений, а сейчас - 23.
Закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ" привел местное избирательное законодательство в соответствие с федеральным законом, ввел единые правила для всех региональных выборов.
Закон "О выборах депутатов Государственной Думы ФС РФ" установил 7-процентный барьер для попадания в парламент, но эта норма начнет действовать только с 2007 года.
Были приняты законы "О статусе судей", "О судебной системе РФ" и поправки в Уголовно-процессуальный кодекс. Теперь участие местных властей в процедуре назначения на пост федеральных судей исключено. Одно из главных нововведений - санкции на арест выдаются по решению суда, а не прокурора, как раньше. С июля 2002 года в стране стали вводить суды присяжных. Вступили в силу новый Арбитражный, Гражданский и Административный кодексы. И, наконец, был принят закон "Об адвокатуре", утвердивший порядок регистрации адвокатов и объединение адвокатов в региональные палаты.
Об экономике
Закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" позволил любому россиянину стать собственником земли. В нем же закреплено право аренды земли для иностранцев - на срок до 49 лет.
Подведена законодательная база для перехода от распределительной пенсионной системы к накопительной.
"Пакет Козака" обеспечил начало реформы федеративных отношений и местного самоуправления. Его смысл: четкое разделение полномочий и соответствующих доходных источников между уровнями власти. У низшего уровня власти - муниципалитета - появился свой бюджет и право им распоряжаться. Глава муниципалитета после реализации реформы должен стать финансово (а следовательно, политически) независимым от главы субъекта Федерации.
С трудом, но был принят закон о реформе ЖКХ. Первый вариант закона "Об основах федеральной жилищной политики" предполагал переход на 100-процентную оплату коммунальных услуг и ликвидацию всех льгот. В результате многочисленных компромиссов эти пункты из него исчезли. Главный итог: изменение порядка финансовой помощи со стороны государства - от дотаций предприятиям жилищно-коммунального комплекса к адресным субсидиям населению.
Депутаты приняли новый Таможенный кодекс, который формализует отношения между таможенниками и участниками внешнеэкономической деятельности. Он прописывает процедуры таможенного оформления товаров, тем самым ускоряя растаможку грузов и сокращая возможности для произвола чиновников.
Много изменений произошло в налоговом законодательстве. Введен унифицированный подоходный налог в размере 13%, снижена ставка налога на прибыль с 30 до 24%. С 2004 года будет отменен налог с продаж, снижен НДС с 20 до 18%, отменены акцизы на газ, изменен налог на имущество организаций, который выведет из-под налогообложения готовую продукцию, сырье и материалы. С нового года вступает в силу единый сельхозналог, который освободит от платежей в бюджет убыточные хозяйства. Дума отменила налоговый контроль за расходами физических лиц, что позволит не отчитываться перед МНС за покупку недвижимости, ценных бумаг и предметов искусства. Также ГД приняла закон "О валютном регулировании и валютном контроле", который разрешил гражданам хранить средства в зарубежных банках, и закон "О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации", согласно которому владелец вклада в прогоревшем банке может получить компенсацию до 100 тысяч рублей.
О монополиях и бюджете
Депутаты приняли пакеты по реформе монополий - РАО "РЖД" и РАО "ЕЭС России". Их цель - создание конкурентного рынка железнодорожных перевозок и запуск оптового рынка электроэнергии. Часть собственности РЖД и РАО ЕЭС останется у государства, а часть перейдет частным компаниям.
Все четыре года Дума исправно принимала бюджет. Надо заметить, что особой заслуги в этом нет, так как работа над ним - основная функция парламентов еще со времен древнеримского сената. То, что бюджеты были профицитными в результате роста цен на нефть - тоже не депутатское достижение. Однако создание в бюджете 2004 года стабилизационного фонда, то есть отчислений от нефтяной сверхприбыли "на черный день", как это сделано в арабских странах, можно считать важным решением.
Будущее думы
Основные предложения по модификации Думы высказала вице-спикер Любовь Слиска. По ее словам, надо сократить количество депутатов в два раза - с 450 до 225 и уменшить количество думских комитетов с 28 до 15-17. По ее мнению, этого достаточно для нормальной работы. Любовь Слиска сказала: "Недостаток, который я бы отметила в работе Думы третьего созыва - это низкая явка депутатов. Когда начинается пленарное заседание, у нас начинается спектакль. В зале остаются 70-80 человек, которые докладывают законы. Остальные уходят к избирателю рассказывать, как они за него, любимого, здесь борются. И таких, наверное, процентов 30. Они работают только для телекамер. Я сижу каждый день в палате и вижу, кто и сколько законов внес, кто выступал. Шестьдесят трех депутатов я, например, в глаза не видела за четыре года". Вице-спикер Владимир Жириновский предложил в этой связи отменить выборы в ГД по одномандатным округам и формировать думу только по партийным спискам.
Мнения о том, какова же наша Госдума - плохая или хорошая - расходятся кардинально. Вот характерные примеры.
"Яблочник" Алексей Арбатов считает: "Дума превратилась в филиал администрации президента. Уже никто не задумывается о том, что по конституции и по смыслу она должна быть главным инициатором законопроектов и цензором президента и правительства. Но сегодня роль Госдумы как независимого института утрачена, а депутаты стали вести себя как одно большое начальство, всё в меньшей степени представляя своих избирателей. Ради карьеры, ради политического долгожительства депутаты меньше обращают внимания на реальности жизни".
Лидер группы "Регионы России" Олег Морозов считает по-другому: "Эта Дума была самой деловой Думой за все три срока ее работы. КПД нынешней был самым высоким. Мы все эти три года принимали бюджет экономического роста, профицитный бюджет и базовые во всех сферах законы".
Подытоживая, можно сказать, что Дума третьего созыва работала вполне в рамках концепции управляемой демократии. И прежде чем критиковать эту концепцию, надо задать себе вопрос: неужели неуправляемая демократия лучше?
Предыдущие материалы по теме:
Очередные наезды на Чубайса не остановят реформы
Проект федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
У Минобороны нет секретов от НАТО. Зато есть от депутатов