Рождественские и новогодние недели выдались напряженными для гражданской авиации. "Талибан", протестуя против выборов в местный парламент - Лойя-Джиргу, сначала обстрелял аэропорт ракетами, а потом направил туда террориста-смертника. При взрыве экстремист убил троих полицейских. В Бенине разбился "Боинг-747" с более чем сотней пассажиров из-за того, что при взлете зацепил хвостом служебную постройку. Однако главные авиационные новости последних дней связаны с возможностью проведения "Аль-Каедой" новых терактов в аэропортах.
Первый звонок раздался ночью 20 декабря. Американские таможенники в международном аэропорте канадского города Ванкувер получили конверт, в котором находились письмо с угрозами и неизвестный порошок. После этого в аэропорт прибыло спецподразделение по работе с опасными веществами, и около 40 сотрудников таможни, полицейских и пассажиров были помещены на карантин. Две тысячи человек, готовившихся вылететь в США, провели ночь в зале ожидания, поскольку их рейсы задержали. Аэропорт нормально заработал лишь утром, когда выяснилось, что содержавшийся в конверте порошок не опасен.
21 декабря министр национальной безопасности США Том Ридж повысил уровень террористической угрозы в стране до оранжевого (самый низкий - зеленый, далее идут синий, желтый, оранжевый и красный). По данным нацбеза, на Рождество босс "Аль-Каеды" Осама бин Ладен планировал провести акции, по масштабам сопоставимые с терактами 11 сентября 2001 года. Для совершения злодеяний боевики собирались угнать пассажирские самолеты.
Для обеспечения безопасности в пригородах американской столицы были установлены зенитно-ракетные комплексы, воздушное пространство над городами патрулировали истребители, а власти выставили усиленную охрану у всех крупных объектов, которые могли подвергнуться нападению. В нью-йоркских пригородных поездах, аэропортах и даже на городских улицах и площадях начали дежурить вооруженные военные. Однако полицейские и солдаты старались держаться незаметно, чтобы не портить атмосферу праздника. Их основная задача - наблюдение за людьми и бесхозными сумками, а также выявление подозрительных личностей. Тотальных проверок документов у "лиц арабской национальности", как это принято в Москве, не было. "Неужели вы думаете, что у террористов будут документы не в порядке?!" - объяснил российскому журналисту эту тактику американский коп.
В СМИ власти постоянно предупреждали граждан о террористической угрозе, но при этом неизменно подчеркивали, что чрезвычайные ситуации возможны только в аэропортах и на других крупных объектах, но не коснутся городских магазинов и кафе. Правительство не только старалось не портить соотечественникам новогоднее настроение, но и не хотело вредить экономике. Именно в предрождественские дни в Штатах регулярно вырастает потребительский спрос, а на рынок выбрасываются десятки миллиардов долларов. Американцы буквально опустошают магазины, и отказ от покупок подарков сильно ударил бы не только по прибыли бизнесменов, но и по карману большинства граждан США.
Меры безопасности принимались и до объявления оранжевого уровня угрозы. Например, 20 февраля 2003 года было принято решение вооружить всех пилотов авиалайнеров пистолетами. С 1 декабря власти ограничили въезд в страну - многим иностранцам отказали в визе без объяснения причин. Некоторым иностранным пилотам (даже мексиканских и канадских авиакомпаний) было запрещено летать над территорией США. 12 декабря Министерство транспорта разрешило воздушным маршалам (сотрудникам Министерства юстиции, которые охраняют самолеты, находясь среди пассажиров) подниматься на борт авиалайнеров без сопровождения членов экипажа, то есть фактически находиться в салоне самолета скрытно, что раньше было строжайше запрещено.
24 декабря спецслужбы Соединенных Штатов заявили, что обладают детальной информацией о предстоящих терактах. Якобы на этот раз "Аль-Каеда" намеревается захватить самолет не американской, а иностранной авиакомпании, и будто бы в США даже известны номера рейсов, которые могут подвергнуться нападению. Разведка назвала несколько объектов, которые могли стать целью террористов. В частности, под угрозой находятся города Нью-Йорк, Лос-Анджелес, Лас-Вегас, атомные и гидроэлектростанции, нефтеперерабатывающий завод на Аляске, а также маленький город Таппахэннок в штате Вирджиния (разведка полагает, что террористы выбрали этот населенный пункт с двухтысячным населением как наименее защищенный). Помимо угона пассажирского самолета для тарана жилых домов террористы могут применить противовоздушные ракеты, а также "грязные бомбы" - обыкновенные взрывные устройства, при срабатывании заражающие окрестности радиоактивным веществом.
Поскольку спецслужбы подозревали, что в иностранные авиационные структуры могли проникнуть сочувствующие террористам лица, то правоохранительные органы США начали допрашивать экипажи некоторых прибывших в Штаты самолетов зарубежных компаний. Правда, никто из пилотов арестован не был.
24 декабря вечером в нью-йоркском аэропорту La Guardia был эвакуирован терминал авиакомпании Delta Air Lines. После того как одна из пассажирок не прошла проверку на металлоискателе и скрылась в здании аэропорта, всех людей вывели из помещения, а затем повторно проверили на металлодетекторе. Примерно через час работа терминала была восстановлена, но из-за происшествия десять рейсов Delta Air Lines задержались на срок от 30 до 60 минут.
В тот же день спецслужбы Штатов перехватили несколько электронных писем террористов "Аль-Каеды", в которых говорилось о захвате лайнеров французской авиакомпании Air France. Вашингтон поделился информацией с Парижем, что привело к отмене шести рейсов из Франции в США и обратно, запланированных на 24 и 25 декабря. Кроме того, французская полиция побеседовала с 13 пассажирами отмененных рейсов, которые не явились в аэропорт ко времени вылета, но ничего подозрительного в их поведении не обнаружила, отпустила граждан и заявила, что прекращает расследование. США выразили разочарование, что отмену рейсов Air France предали огласке. Американские эксперты полагали, что имевшуюся в их распоряжении информацию можно было использовать более продуктивно. Теперь же террористы могут попытаться совершить свои акции, используя самолеты других компаний. Более того, американские спецслужбы заявили, что хотят сами допросить этих 13 человек. 26 декабря рейсы Air France в Соединенные Штаты возобновились.
27 декабря премьер-министр Италии Сильвио Берлускони сообщил: накануне Рождества итальянские власти получили "точную и проверенную" информацию о том, что террористы собираются напасть на резиденцию Папы Римского в центре Рима с помощью угнанного аэробуса. Власти приняли усиленные меры безопасности, и рождественская ночь прошла без происшествий. "Теперь я чувствую себя спокойно", - сказал итальянский премьер, добавив, что не следует терять бдительности, так как террористы могут повторить попытку. Ватикан отказался комментировать эту информацию, а в администрации итальянского премьера отметили, что заявление Берлускони о возможном покушении на Папу не является официальной и представляет собой высказывание частного лица. Скорее всего, это значит, что опытный политик просто выдумал сенсационную историю, чтобы лишний раз "засветиться" в СМИ в роли спасителя нации.
Не только в Италии политики использовали волну авиационной истерии, чтобы поднять свой рейтинг. Патрик Мерсер, член британского парламента от Консервативной партии, заявил 28 декабря, что саудовским службам безопасности удалось перехватить в аэропорту Эр-Рияда несколько легких самолетов, начиненных взрывчаткой, которые по плану "аль-каедовцев" должны были врезаться в авиалайнер компании British Airways на взлетной полосе либо сразу после его взлета. British Airways сразу же заявила, что ей ничего неизвестно о якобы предотвращенном теракте: "Мы находимся в постоянном контакте с властями Саудовской Аравии и Великобритании, и мы бы не производили полеты, если бы не были уверенны в их безопасности. В последнее время не был отменен ни один рейс на этом направлении". Ближе к вечеру саудовские власти официально опровергли сообщение о предотвращенном теракте в международном аэропорте Эр-Рияда.
Анонимный высокопоставленный представитель Пентагона рассказал корреспонденту CNN, что оранжевый уровень террористической угрозы понизят не раньше февраля 2004 года. Приблизительная стоимость мероприятий по обеспечению безопасности в стране составит около миллиарда долларов в неделю.
В памяти американцев и европейцев еще свежи воспоминания о "достоверных" сведениях американских и британских спецслужб о том, что диктатор Саддам Хусейн обладал оружием массового поражения. Из-за этих "данных" была развязана война в Ираке, стоившая гражданам государств антииракской коалиции миллиарды долларов и сотни солдатских жизней, а ОМП в Ираке до сих пор так и не найдено. Поэтому насколько сегодня реальна опасность террористической угрозы, не может сказать никто. Единственное, что очевидно: нагнетаемая истерия вокруг возможных терактов на авиалиниях повышает авторитет по крайней мере одного человека - руководителя "Аль-Каеды" и террориста N 1 Осамы бин Ладена.
Предыдущие материалы по теме:
Мировые негодяи [17.12.2003]
Где их найти и как на этом заработать?
Война на всех фронтах [10.11.2003]
Террористическая хроника священного месяца Рамадан
Осталась ли в США сеть Аль-Каеды? [11.09.2003]
Все доказательства существования террористической сети ФБР считает цепочкой случайностей
Осама, будь он неладен [01.09.2003]
Лидер "Аль-Каеды" живет в глухой афганской провинции и вынашивает планы новых крупных терактов