В ближайшие дни россияне получат ясную картину политических и экономических перспектив страны: не позднее 25 марта будут подведены итоги президентских выборов, и, видимо, к этой же дате определится общая структура и состав федеральных органов исполнительной власти. Если исход избирательной кампании был достаточно предсказуем, то назначения, последовавшие за ожидаемой отставкой правительства, поначалу вызывали вопросы. Неожиданностью стала даже кандидатура Михаила Фрадкова, предложенная на пост премьер-министра, что уж говорить о назначениях ряда министров, малоизвестных широкой публике.
Какие же цели преследовал президент при формировании нового кабинета? Конечно, не стоит сбрасывать со счетов закономерное желание президента Путина сместить со своих постов политиков, полученных в наследство от ельцинского кабинета: премьер-министра Михаила Касьянова и, например, главу МИДа Игоря Иванова. Но складывается впечатление, что главный смысл реформы правительства кроется в другом: на передний план выходит новая функциональная структура правительства, созданная по западному образцу. Она состоит из трех уровней: премьер-министр с единственным вице-премьером, 14 укрупненных министерств вместо 23, федеральные службы и федеральные агентства. Это призвано сократить количество промежуточных звеньев при принятии управленческих решений и сделать эту систему более прозрачной и подотчетной.
Что же касается персональных назначений, то становится ясно, что это будет правительство, проводящее политику президента. Премьер-министр Михаил Фрадков и вице-премьер Александр Жуков являются назначенцами главы государства, причем их профессионализм не вызывает нареканий ни у левых, ни у правых. Для более четкой работы связки Кремль-правительство руководить аппаратом правительства в ранге министра направлен бывший замглавы администрации президента Дмитрий Козак. Благодаря этому, по мысли самого Путина, аппарат из параллельного теневого правительства должен превратиться в эффективный и современный инструмент администрирования.
Либеральная направленность работы кабинета министров ясно выражена в назначении министром экономического развития и торговли Германа Грефа, финансов - Алексея Кудрина, сельского хозяйства - Алексея Гордеева; также членами правительства остались пришедшие в кабинет при Ельцине, но доказавшие свою профпригодность и лояльность министр промышленности и энергетики Виктор Христенко и глава МЧС Сергей Шойгу, на своем месте остался министр обороны Сергей Иванов и другие силовые министры. Новый министр иностранных дел Сергей Лавров, ранее занимавший пост представителя России при ООН, призван укрепить российско-американские связи, хотя, очевидно, что формирование российской внешней политики будет проходить не на Смоленской, а на Старой площади. Неярко выраженная партийная принадлежность большинства членов кабинета будет способствовать сосредоточению деятельности правительства на экономических проблемах, а не на политических интригах.
Гораздо большее любопытство вызывают назначения на другие министерские посты. Юрий Трутнев получил пост министра природных ресурсов, скорее всего, не за черный пояс по карате-кекусинкай, а в свете своих усилий по объединению Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа. Министр образования и науки Андрей Фурсенко и министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов уже и раньше работали в структуре правительства - первый был министром в Минпромнауки, а бывший глава Пенсионного фонда успел побывать замминистра здравоохранения. Им в помощь будут даны соответствующие заместители: Владимир Филиппов (предложен на пост первого заместителя Фурсенко), Александр Починок (кандидат на пост главы Федеральной службы по труду и занятости), Галина Карелова (может стать первым заместителем Михаила Зурабова).
Пожалуй, самым загадочным остается карьерный взлет Александра Соколова, недолго проработавшего ректором Московской консерватории, который стал министром культуры и массовых коммуникаций. В свою очередь, назначение Игоря Левитина на должность министра транспорта и связи сначала также вызвало недоумение у большинства аналитиков. Однако вскоре выяснилось, что офицер запаса и заместитель гендиректора "Северстальтранса" имеет богатый опыт работы транспортника как в государственном, так и частнопредпринимательском секторах. В бизнес он пришел после 24 лет службы в армии по довольно редкой специальности - военные сообщения, там он хорошо изучил специфику работы железнодорожного транспорта. В "Северстальтрансе" - транспортной структуре российского металлургического гиганта "Северсталь-холдинг" - он входил в советы директоров принадлежащих компании таких важных объектов, как Туапсинский морской торговый порт и Коломенский тепловозостроительный завод, являющийся флагманом отечественного локомотивостроения. Надо отметить, что эта транспортная компания имеет потенциал для того, чтобы стать лидером на рынке стивидорных услуг и контейнерных перевозок России, и в немалой степени это заслуга Игоря Левитина.
Представляя нового министра, глава правительства Михаил Фрадков отметил, что новое министерство транспорта и связи должно освободиться от политических и надзорных функций, что покажет, насколько мы готовы применять рыночные механизмы. Укрупненное в результате административной реформы ведомство Фрадков назвал мощнейшим министерством, министерством нового уровня, нового качества. Тенденцию перехода от госуправления в транспортной отрасли к рыночным механизмам заложил экс-министр транспорта Сергей Франк, при котором она стала серьезно модернизироваться. Он также является одним из авторов принятой в прошлом году Транспортной стратегии, определяющей пути развития отрасли на 20 лет вперед, и мы помним, как еще совсем недавно он бок о бок с президентом Путиным открывал автотрассу Чита-Хабаровск.
В свою очередь, при Леониде Реймане был разработан социально направленный закон о связи и концепция развития рынка телекоммуникационных услуг на период до 2010 года, которые уже успешно реализуются. Также Рейман дал старт федеральной целевой программе "Электронная Россия" (2002-2010 годы), нацеленной на внедрение информационно-коммуникационных технологий во все сферы российской экономики и общественной жизни. Эта самая крупная в истории отрасли государственная программа пока подвисла в воздухе - в структуре нового правительства не был определен орган, который будет осуществлять надзор за ее исполнением. Некоторые эксперты полагают, что контроль за реализацией программы хотело бы взять на себя ведомство Германа Грефа. Однако большинство сходится во мнении, что, учитывая профессиональный
уровень министерств, для решения именно этой задачи кураторство над
программой будет поручено Министерству транспорта и связи.
Новый министр транспорта и связи является хорошим специалистом в области железнодорожного транспорта, разобраться с остальными транспортными отраслями на первых парах ему помогут его заместители. У пришедшего из бизнеса Игоря Левитина есть одна проблема - он никогда не занимался аппаратно-бюрократической работой и при выработке политики своего министерства вряд ли сможет обойтись без опыта своих первых замов. Функции по контролю и надзору будут осуществлять федеральные службы, входящие в министерства, а федеральные агентства займутся предоставлением информации во вверенной им сфере государственных услуг. Очевидно, что руководить этими органами будут либо первые замы министров, либо специально назначенные руководители, большинство из которых входило в состав старого кабинета.
Предыдущие материалы по теме:
Высокопоставленный пасьянс [10.03.2004] Обнародованы состав и структура нового правительства России
Время портфелей [04.03.2004]Идет борьба за должности в правительстве. Но решит все Путин
Не ждали [01.03.2004]Новым премьер-министром России назначен Михаил Фрадков
Общая теория Путина [20.02.2004]Заметки на руинах кабинета Касьянова
Прощание с ельцинской эпохой [24.02.2004]Путин решил уволить Касьянова до выборов
Конспект лекции [13.02.2004]
Репортаж со встречи Путина с доверенными лицами и прессой
"Главе государства не следует заниматься собственной рекламой..." [12.02.2004]Выступление Владимира Путина перед доверенными лицами
Навстречу выборам - СПЕЦПРОЕКТ VIP.LENTA.RU