Для человека, успевшего пожить при развитом социализме, словосочетание "частная собственность на лес" звучит так же абсурдно, как, например, собственность на речку или на солнышко. Для российского обывателя хозяин леса - почти то же самое, что "продавец воздуха".
А на самом деле лесопромышленный комплекс - это в первую очередь одна из перспективных отраслей российской экономики. Причем леса у нас столько, что наряду с нефтью и газом он может стать тем воздушным змеем, который потянет за собой вверх российский ВВП. Общая площадь лесов нашей страны составляет 1,1 миллиарда гектаров. То есть, Россия обладает 24 процентами запасов мирового леса.
В начале девяностых все предрекали русскому лесу большое будущее. Ожидалось, что он сможет приносить не меньшие доходы, чем, например, нефть. Однако до сих пор Россия не входит даже в десятку ведущих экспортеров леса. Во многом это связано с тем, что 33 процента российского экспорта составляет необработанный лес, в то время как потребители как на внутреннем, так и на внешнем рынках предпочитают пиломатериалы, целлюлозу, бумагу, картон и другие продукты лесопереработки.
Дело в том, что средний возраст оборудования на российских ЦБК (целлюлозно-бумажных комбинатах) и ЛПК (лесоперерабатывающих комбинатах) составляет 25 лет. Не более 10% мощностей ЦБК России соответствуют мировым стандартам, а до 40% нуждаются в немедленной замене. А для этого необходимы соответствующие инвестиции.
Тяжелая ситуация в лесной промышленности во многом определяется историей ее развития в первые постсоветские годы. В начале девяностых годов государство предприняло попытку консолидации лесной промышленности под флагом государственной монополии, которой тогда являлось РАО "Рослеспром". Главным занятием этого РАО было вытеснение с рынка конкурентов, то есть негосударственных компаний. При этом в 1996 году "Рослеспром" был приватизирован, причем так, что уже в 1997 году вокруг его бывшего главы Мирона Тацюна разразился коррупционный скандал, закончившийся даже заведением уголовного дела.
От тех далеких героических дней России досталось в наследство отсутствие частной собственности на лес. Все игроки на этом поле (включая такие известные корпорации, как, например, "Илим Палм") являются арендаторами лесных угодий. Это значит, что на рынке не существует четких правил игры - чиновник может по своему усмотрению прервать или продлить договор аренды. Кроме того, что такое положение дел усугубляет коррупцию, оно также повышает риски для потенциальных инвесторов и тормозит развитие отрасли.
Наконец, отсутствие собственника невыгодно сказывается и на состоянии самого леса. По словам министра природных ресурсов Юрия Трутнева, 70 процентов российского леса находится вне пределов досягаемости госсотрудников. На этих территориях не проводится никаких работ, там никто не занимается чисткой леса. При этом на одного работника лесного хозяйства приходится около 54 тысяч квадратных метров леса. Это очень много, но для увеличения количества чиновников у министерства не хватает ресурсов. Так как у леса нет хозяина, в России постоянно фиксируются случаи незаконных вырубок, от которых бюджет ежегодно теряет как минимум 5,5 миллиарда долларов.
Новая редакция Лесного Кодекса, принятая на заседании правительства 18 марта, и была призвана решить все эти проблемы. Из всех возможных подходов к лесной стратегии МЭРТ России, разработавший проект кодекса, выбрал путь максимальной либерализации. Согласно новому кодексу, в России появятся три категории лесов: защитные леса, экономически выгодные леса и резервные леса.
Защитные леса - это лесополосы по берегам рек, озер и водохранилищ, противоэрозийные леса, заповедники, а также лес, растущий на приграничных территориях. Вырубка деревьев на этих площадях будет полностью запрещена. Резервные леса - это массивы, вырубка которых экономически невыгодна (например, лесонасаждения в Якутии). Рубить лес по новым правилам можно будет только в лесах второй - экономически выгодной - категории.
Самым главным нововведением является появление у лесопромышленников возможности стать полноправными владельцами лесных угодий. Для этого им сначала необходимо заключить договор аренды на пятнадцатилетний срок, в течение которого доказать чиновникам, что они соблюдают все правила лесопользования. Главным требованием к компаниям, ведущим вырубку леса, станет обязательное проведение лесовосстановительных работ.
Права на аренду леса будут продаваться на аукционах, которые будут проводиться в субъектах федерации. Если компания выиграла арендную концессию и выполнила все договорные обязательства, что через 15 лет она получит право выкупить участок по цене, равной десяти годовым арендным платам. При этом в случае конфликтов с чиновниками, решать вопрос о том, насколько добросовестным арендатором оказался потенциальный собственник, решать будет только суд. При этом ежегодные доходы бюджета от продажи и аренды лесов вырастут на полтора-два миллиарда рублей.
По идее, такая постановка вопроса должна сделать рынок леса полностью прозрачным, подчинить его закону и избавить от подковерных игр, которыми до сих пор славилась лесная промышленность. Однако нынешняя редакция Лесного Кодекса вряд ли сможет внести ясность во все неразрешенные вопросы.
Например, непонятно, смогут ли собственники вырубать лес под застройку. В кодексе написано, что возводить строения будет позволено только на непокрытых лесом участках. Неясно, имеются ли в виду только пустые территории, прилегающие к вырубаемому лесу, или строить дачи и коттеджи будет позволено также там, где деревья были только что вырублены. В последнем случае лесные массивы России грозят быстро превратиться в дачные.
Кроме этого, проект кодекса допускает приватизацию некоторых категорий лесов, имеющих общественное значение, например, лесохозяйственных зон и заказников. Неясно, каковы процедуры перевода участка из одной категории в другую. Недостаточно четко прописаны и правила приватизации. Нет никакого упоминания об общественном контроле над происходящим.
Многим специалистам экологических организаций также не нравится тот факт, что реформа предполагает уничтожение лесхозов - государственных образований, выполняющих такие функции, как охрана леса от пожара и лесовосстановление. В лесхозах работает большинство квалифицированных профессионалов отрасли, и их упразднение грозит лесной службе полным исчезновением.
Обычных же россиян волнует не вопрос профессиональной судьбы лесников и не будущее экспорта целлюлозы. Им важно знать, смогут ли они, как и прежде, устраивать пикники, собирать грибы и ягоды и мять траву в родных лесах. В принципе, Лесной Кодекс запрещает владельцам лесов ограничивать общественное лесопользование. Однако там также написано, что собственник имеет право запретить проход на территорию леса в том случае, если гуляющие наносят ему ущерб. При этом в лучших традициях российского законотворчества, точного определения ущерба в законе не дано.
Так что через 20 лет человек, осмелившийся помять траву на частной поляне, будет рисковать навсегда лишиться возможности лесных прогулок.
Предыдущие материалы по теме:
"Лучшая в мире" станет еще лучше [13.02.2004]Российскую школу скоро будет не узнать
Что-то пить не хочется [02.02.2004]Пенсионный фонд отчитался о результатах проваленной им реформы
Путин трудоустроил миллион чиновников [10.10.2003]
Новый закон о местном самоуправлении превращает Россию в унитарное государство
"Газпром" нерушимый [30.09.2003]Реформа "Газпрома" от Миллера до Грефа
Несокрушимая и легендарная. На армию наступают реформы [24.04.2003]В ней будут служить иностранцы, женщины и призывники
Проект Федерального закона "О русском языке как государственном языке Российской Федерации" [07.06.2002]Рассмотрен в первом чтении 7 июня 2002 года