Один известный в прошлом разведчик в своих мемуарах так охарактеризовал суть дезинформации: "Ни источник, ни даже истинность самих фактов в таких случаях не имеет большого значения. Главное - не упустить момент, когда ваше сообщение может нанести наибольший урон противнику". И судя по материалам некоторых изданий, "военные технологии" 40-х годов нашли применение в межкорпоративных отношениях в современной России.
На этот раз коньком невидимых "полководцев" стала забота об "эффективности управления" предприятиями, в которых есть доля федеральной собственности. Говоря по-русски, это когда частных и государственных акционеров пытаются если не вытеснить c предприятия совсем, то хотя бы рассорить друг с другом.
Примечательно, что речь в подобных кампаниях, как правило, идет о предприятиях прибыльных и динамично развивающихся. Оно и понятно - полуразвалившиеся заводы и фабрики "защитников федеральной собственности" не интересуют. Вот почему, отгромыхав на ниве нефти и алюминия, информационные войны докатились до другого лакомого сектора российской экономики - морских портов и работающих на них стивидорных компаний, которые в последние годы демонстрируют устойчивый интенсивный рост. Не стал исключением и Новороссийский морской торговый порт (НМТП), в отношении которого на минувшей неделе в заштатных СМИ появились "аналитические материалы" на удивление схожего (вплоть до грамматических ошибок) содержания, суть которых сводилась к следующему: дескать, государство в лице Счетной палаты недовольно "эффективностью управления" портом, а его частные акционеры и вовсе готовятся "слить" принадлежащие им активы.
Заметим, что это далеко не первый случай, когда сам факт проведения проверок Счетной палатой вызывает к жизни целую волну слухов. Благо, это уважаемое ведомство не распространяется о результатах проверок, что не мешает "полководцам" эти результаты выдумывать. Как это и произошло в случае с НМТП:
"Счетная палата действительно регулярно проверяла деятельность порта, - говорит Гендиректор НМТП Владимир Ковбасюк. - Но никаких принципиальных претензий, а уж тем более каких-либо выводов о неэффективности проверяющие не делали. Наоборот - в ходе последней проверки, проведенной 24 мая 2002 года, деятельность органов управления порта была признана высокоэффективной, что подтверждается динамичным ростом производственных показателей".
А показатели эти такие - за последние три года объем перевалки сухих грузов здесь вырос почти на треть, а средний ежегодный рост грузооборота составляет порядка 10 процентов. Работу портовиков отметил во время своего прошлогоднего визита в Новороссийск и президент Путин, обозначивший развитие порта и прилегающей к нему инфраструктуры как важный приоритет в стратегии развития морского транспорта на юге России как для акционеров порта, так и для государства.
Это мнение полностью разделяют в Русском генеральном банке - одном из акционеров порта:
"У частных акционеров порта с самого начала сложились партнерские отношения с государством в лице всех профильных министерств и ведомств, - сообщил глава РГБ Александр Пономаренко. - Наша главная задача как акционеров - обеспечение гарантированной работы порта, в том числе и на объектах, принадлежащих государству. Основой работы любой стивидорной компании являются причалы, с которыми порт заключил договора на аренду сроком на 12 лет. При этом арендная плата - не главная статья затрат для порта. Согласно договорам, порт за свой счет выполняет большие финансовые обязательства по осуществлению текущих и капитальных ремонтов причальных стенок и береговых сооружений. А это немалые деньги. Например, только с 1994 года объемы финансирования работ, связанных с текущими и капитальными ремонтами, а также реконструкцией и модернизацией объектов гидротехнических сооружений, составили более 115 миллионов долларов".
Согласитесь, как-то не очень похоже на "кризис" Особенно если учесть, что в 2003 году акционеры порта приступили к реализации двух крупных инвестиционных проектов на базе специализированных стивидорных компаний. По сообщению руководства НМТП, суммарный объем инвестиций в эти проекты в ближайшие 2 года составит более 70 миллионов долларов.
Еще один проект - строительства нефтяного причала 1А - проходит согласование в ОАО "Черномортранснефть", дочерней региональной структуре "Транснефти", основного партнера НМТП.
"Транснефть, как и НМТП, постоянно несет затраты на поддержание в рабочем состоянии и текущую модернизацию производственных мощностей, - говорит директор порта Владимир Ковбасюк. - Конечно, эти расходы не сопоставимы с размерами инвестиций, которые оба участника проекта строительства нефтяного причала будут осуществлять в случае его реализации, и я бы не стал отождествлять эти затраты с инвестиционными вложениями. По-настоящему большие расходы еще впереди, ведь вопросы финансирования проекта (строительства причала - Vip.Lenta.Ru) мы будем решать совместно".
Вот и получается, что дела в порту обстоят с точностью наоборот, нежели это преподносили авторы несостоявшейся "сенсации". Казалось бы, ну какой смысл столь откровенно переворачивать факты с ног на голову?
Тут следует отметить, что стая газетных "уток" вылетела в направлении НМТП аккурат после появления сообщений о возможном обнародовании правительством условий продажи 20-процентного пакета акций порта, находящегося в федеральной собственности. Весьма лакомый кусок госсобственности. Особенно если учесть, что нынешними акционерами в порт уже инвестировано более 200 миллионов долларов, а значит, есть возможность прийти "на все готовенькое". Самое время объявить сегодняшних акционеров "неэффективными", а заодно и пустить слух об их готовности продать свои активы.
Впрочем, сами акционеры о "готовности" продать акции порта слышат впервые: "Мы инвестировали в порт немалые деньги и будем развивать бизнес дальше. Так что никакой речи о продаже акций быть не может. Напротив - если государство решит продать принадлежащие ему акции, нынешние акционеры могли бы рассмотреть возможность своего участия в конкурсе на его продажу".