8 июля 2004 года можно по праву считать поворотным моментом в истории современного российского кинематографа. Сие определение отнюдь не означает, что отечественное кинопроизводство готово свернуть куда следует, но, во всяком случае, событие этого дня вселяет надежду на то, что у него появился хотя бы компас. В российский прокат выходит один из самых ожидаемых фильмов сезона - "Ночной дозор". Если отбросить все громогласные эпитеты в стиле "голливудский размах" и сконцентрироваться на фактах, то они сами по себе окажутся вполне красноречивыми: самый дорогой телевизионный проект, выросший до размеров широкого экрана, самые сложные спецэффекты, самый интенсивный интернет-промоушн и, как следствие, сайт фильма - одна из самых посещаемых страниц рунета. И все это при полном отсутствии державного мифотворчества.
Следует сразу оговориться, что сравнения "Дозора" с аналогичными голливудскими продуктами не имеют никакого смысла. То, что для нас является событием национального масштаба, для американской "фабрики грез" будет всего лишь еще одним фильмом класса "Б". Да и все критики, оперирующие в патриотическом припадке терминологией в стиле "наш ответ Чемберлену", забывают о главном: ничего подобного наш кинематограф до сих пор не знал. Отечественное фантастическое кино, не блиставшее разнообразием даже в благоприятные советские времена, всегда ассоциировалось у нас с картонными космическими кораблями, карикатурными злодеями, непреклонными светлоглазыми героями и мощным идеологическим фоном. Но даже это великолепие кануло в лету без всяких, казалось бы, надежд на возвращение. С этой точки зрения "Ночной дозор" - нечто большее, чем попытка возрождения и гонка за лидером, это вызов собственным страхам.
Источник
Роман "Ночной дозор" является первой частью одноимённого цикла, созданного Сергеем Лукьяненко, куда входят также роман "Дневной дозор", написанный в соавторстве с Владимиром Васильевым, и вышедшая недавно заключительная часть - "Сумеречный дозор". Сюжет книг сводится к старой как мир формуле - противостоянию сил Света и Тьмы (не путать с силами Добра и Зла). Но вот способ этого противостояния вполне своеобразен. Вместо тотального уничтожения друг друга при первой возможности противоборствующие стороны следуют условиям древнего договора, целью которого является сохранение равновесия. У каждой из сторон есть свой Дозор - некая спецслужба, которая контролирует соблюдение паритета. Ночью, когда на улицах городов помимо обычных недобропорядочных граждан появляются маги, вампиры, оборотни и прочие Иные, в дело вступает ночной Дозор, днем - его оппоненты. В ночном дозоре несёт службу недавно переведённый на оперативную работу Светлый маг Антон Городецкий. У него проблемы с прошлым (до инициации он по неведению чуть не убил своего еще не родившегося сына, воспользовавшись "услугами" ведьмы), на его лестничной площадке живёт вампир Костя, а ещё Антон категорически не согласен с Договором, но продолжает работать в Дозоре. Здесь стоит прерваться, поскольку все желающие могут сами припасть либо к первоисточнику, либо к его экранному "альтер эго".
Фильм
Поклонникам творчества Сергея Лукьяненко следует заранее запастись терпением или даже валерьянкой. Сюжетная линия фильма местами будет существенно отличается от литературного оригинала, но огульно обвинять режиссера в попирании святынь не стоит, хотя бы потому, что на сторону Тимура Бекмамбетова встал сам автор. По утверждению Лукьяненко, "в фильме, действительно, есть несколько сцен, никаких аналогов в книге не имеющих", однако при этом писатель искренне сожалеет о том, что эти эпизоды "не вошли в книгу, а были придуманы позже". Всем страждущим стоит в этой ситуации вспомнить другой красноречивый пример режиссерской интерпретации классики - кинотрилогию "Властелин колец", временами лишь смутно напоминающую тексты Толкиена.
Несомненно, самым интересным элементом фильма, помимо самого сюжета, являются беспрецедентные для российского кинематографа спецэффекты. Это уже не кукольные декорации - это полноценный CGI, пусть и в несколько первобытном виде. Производством этого чуда занималась студия "Базелевс". Причем наибольшее впечатление производят как раз не масштабные рисованные объекты, вроде поезда метрополитена, мчащегося по Москве, а крохотные образы, например, кукла Машенька.
Как утверждают создатели "Ночного дозора", изначально такого персонажа вообще не должно было быть в кадре, но в какой-то момент съемок Тимуру Бекмамбекову пришла в голову идея наделить невинную детскую игрушку темной силой и сделать ее союзником ведьмы. Так возникла легенда о страшном пауке, который живет в Машеньке. Иногда он высовывает свои лапы наружу, протыкая яркий сарафан Машеньки, и отправляется творить свое черное дело.
С другой стороны, авторам не удалось избежать и откровенных заимствований. Так, интенсивно рекламируемый эпизод, в котором предводитель сил Тьмы Завулон заставляет патрульный фургон ночного Дозора совершить немыслимое сальто-мортале в воздухе, почти по кадрам воспроизводит сцену из голливудского блокбастера "Демон Ада". Да и сам грузовик, буквально летящий по московским улицам, странно напоминает своими повадками "продвинутый" автомобиль "Людей в черном". Но все эти недочеты с лихвой компенсируются патриотическим ощущением в духе "мы тоже это можем".
Прокатная судьба картины, равно, как и ее кассовые сборы, не очевидны. Как сообщил в интервью корреспонденту Lenta.Ru Тимур Бекмамбетов, съемочная группа не ставила перед собой задачу снять однозначно кассовый фильм, а вот у продюсеров такие амбициозные планы есть. "Они рассчитывают, что по сборам "Ночной дозор" составит конкуренцию аналогичным американским фильмам", - сообщил Бекмамбетов. Не совсем понятно, что имеет в виду режиссер под "аналогичными" фильмами", но если речь идет о жанре фэнтази, то первое сравнение, которое представляется логичным - это "Властелин колец" Питера Джексона. Если учесть, что каждая серия трилогии заработала в мировом прокате около миллиарда долларов, а в российском около 10 миллионов, то о каком соперничестве может идти речь? В том случае, если речь идет о фильмах, которые выходят в российский прокат примерно в одно время с "Дозором", то здесь тоже не все просто. Вернее, более неудачного периода для премьеры "Ночного дозора" сложно себе представить, ведь ему предстоит соперничать за зрительское внимание и кошелек с такими монстрами, как "Человек-паук 2" и "Я-робот".
Пока что единственное, в чем "Дозор" может составить достойную конкуренцию своим западным оппонентам - это продвижение официального сайта. Впервые премьера отечественного фильма сопровождается столь мощной интернет-поддержкой. С момента своего появления в сети страница "Ночного дозора" входит в число лидеров рунета по посещаемости, а в рейтинге Rambler's Top 100 в разделе "Кино" занимает первую строчку.
Скорее всего, как заметил в одном из интервью Константин Эрнст, речь не может идти о прямом соперничестве "Дозора" с американскими блокбастерами. "Если "Ночной дозор" соберет в прокате пять с половиной миллионов долларов, его главная миссия будет выполнена: он продвинет вперед российскую киноиндустрию", - сказал Эрнст. С этим невозможно не согласиться, и именно с этой точки зрения следует оценивать творение Тимура Бекмамбетова, которому достанется нелегкая доля локомотива. Остается надеяться, что наша киноиндустрия получит толчок в нужном направлении.
Андрей Воронцов