Для того чтобы внедриться в сознание человечества, идее об авторском праве пришлось пройти очень долгий путь. И хотя еще древнеримские поэты иногда обвиняли собратьев в плагиате, свое юридическое оформление проблема авторского права получила только в 1710 году, когда в Англии вступил в силу "Статут королевы Анны", согласно которому сочинитель мог продать права на свое произведение на 14 лет, после чего они снова возвращались к нему. С тех пор европейское законодательство о защите интеллектуальной собственности преодолело огромный путь. России же, как обычно, приходится проходить весь курс обучения в ускоренном режиме.
Впервые российские законодатели озаботились проблемой авторских прав в то далекое время, когда даже с более насущными правами в нашей стране все обстояло из рук вон плохо. Закон "Об авторском праве и смежных правах" был принят еще в 1993 году. Уже тогда в нем можно было найти словосочетания "базы данных" и "программы для ЭВМ". Кстати, последние, согласно этому закону, получили статус литературных произведений.
О том, насколько успешно на основе этого закона охранялись авторские права в нашей стране, можно судить по тому факту, что уже несколько лет Россия занимает первые в мире места по объемам продаж контрафактной (то есть, пиратской) музыкальной и видеопродукции. Например, в 2003 году по этому показателю нас опередил только Китай.
Конечно, в первую очередь таким бурным развитием пиратства мы обязаны не столько несовершенству закона, сколько вялости его применения. А последняя объясняется как коррупцией в среде правоохранительных органов, так и особенностями российского потребительского рынка - стоимость лицензионных компакт-дисков или DVD такова, что большинству покупателей в российских регионах они и сегодня едва ли по карману. Тем более остро эта проблема стояла в девяностые годы прошлого века.
Однако дело было не только в бедности россиян. Закон образца 1993 года по многим параметрам не соответствовал мировым стандартам защиты интеллектуальной собственности. Например, распространение авторских произведений в сети интернет в нем вообще никак не оговаривалось, что выводило электронные библиотеки, файлообменные сети и сайты, используемые для скачивания MP3, за пределы правового поля. Во-вторых, срок действия авторских прав согласно этому закону истекал через 50 лет после даты первой публикации произведения, что на двадцать лет меньше принятых в мире стандартов.
В третьих, предусмотренные законом способы защиты авторских прав были неоднократно признаны недостаточными. Обладатель авторских прав на то или иное произведение имел право требовать с нарушителя возмещения убытков (причем способ подсчета убытков в законе не оговаривался), выплаты компенсации в размере от 10 до 50000 МРОТ (при этом МРОТ, используемый для расчета подобных выплат, составляет сейчас 100 рублей) или взыскания дохода, полученного от реализации контрафактной продукции (документально доказать факт получения дохода в нашей стране, как вы знаете, непросто).
Ройалтиз - выплаты, причитающиеся держателю авторских прав за каждую публикацию, публичное воспроизведение или другое использование его произведения в коммерческих целях
Кроме этого, закон не оговаривал возможность привлекать к защите прав авторов организации, создаваемые владельцами авторских прав специально для этой цели и отвечающие за управление правами в той или иной области (например, музыкальной индустрии или книгоиздательстве). Между тем, именно подобные организации являются в Европе и США главными двигателями прогресса в области борьбы с пиратством.
Сильная неопределенность сохранялась все эти годы и в области смежных прав. Говоря общепринятым языком, смежными правами на произведение обладают лица или учреждения, не участвовавшие в его создании, зато внесшие вклад в его публикацию или распространение. Примерами обладателей смежных прав могут являться музыкант-виртуоз, исполняющий произведения известных композиторов, или звукозаписывающая компания, продюсирующая альбом поп-музыканта. К особой категории владельцев смежных прав относятся эфирные и кабельные вещательные компании, обладающие смежными правами на свои программы. Однако в законе все же не было дано достаточно четких указаний на то, кто именно может претендовать на владение смежными правами на то или иное произведение.
СМОТРИ ТАКЖЕФедеральный закон РФ "Об авторском праве и смежных правах" (1993) Федеральный закон РФ "О в
Наконец, особая коллизия в области авторских прав возникала из-за того, что долгое время Россия, будучи одной из республик СССР, находилась за пределами международного поля защиты авторских прав. В 1973 году СССР (а соответственно, и РФ) присоединился к Женевской конвенции по защите авторских прав. Однако сделано это было с многочисленными оговорками. В частности, авторское право в нашей стране не распространялось на произведения, созданные до 1973 года. Это значило, что в РФ любой желающий мог свободно выпускать книги, написанные еще вполне живыми авторами (или авторами, чьи наследники находятся в самом расцвете сил) и не платить никому никаких ройялтиз. Закон 1993 года закрепил это положение.
Все вышесказанное делало защиту авторских прав в нашей стране делом весьма затруднительным. Хотя на первый взгляд может показаться, что российской культуре это шло только на пользу, так как миллионы граждан могли наслаждаться лучшими произведениями российского и мирового искусства по бросовым ценам, на самом деле отсутствие возможности получить причитающиеся авторам, издателям и продюсерским компаниям дивиденды делало музыкальный, издательский и кинобизнес менее привлекательными для инвесторов и поэтому тормозило развитие культуры и искусства в России.
В 1994 году Россия присоединилась к Бернской конвенции о защите интеллектуальной собственности. Члены этой конвенции руководствуются более прогрессивными нормами в области регулирования авторских прав, чем члены устаревшей Женевской конвенции. Однако Россия присоединилась к ней с большими оговорками, и только после принятия поправок можно считать, что наша страна вошла в мировое правовое поле в области копирайта.
Однако озаботиться защитой авторских прав депутатов заставило не столько это, сколько продолжающиеся переговоры о вступлении России в ВТО. Одним из условий нашего присоединения к Всемирной торговой организации как раз и оказалось приведение российского законодательства о защите интеллектуальной собственности в соответствие с мировыми стандартами в этой области. Поэтому 20 июля 2004 года Госдума и приняла поправки к "Закону об авторском праве и смежных правах". И хотя это не значит, что любой автор теперь гарантировано сможет получить в нашей стране все, что ему причитается за его произведения, определенные подвижки в этой области с принятием закона все же произойдут.
Самыми очевидными являются поправки, которые продлевают срок действия авторских прав с 50 до 70 лет. По словам директора Центра правовой защиты интеллектуальной собственности, адвоката межтерриториальной коллегии адвокатов "Клишин и партнеры" Владимира Энтина, такое нововведение является вполне разумным. "Речь давно уже шла о том, чтобы увеличить срок защиты авторских прав до срока жизни двух поколений людей, живущих уже после того, как автора не стало. Это связано еще и с тем, что средний срок продолжительности жизни увеличился, и сейчас составляет 70 лет, а не 50, как было раньше", - сообщил он корреспоненту Lenta.Ru.
Кроме этого, с момента вступления поправок в силу авторское право будет распространяться и на произведения, изданные в России или за границей до 1973 года. Единственными ограничителями действия авторских прав останутся 70 лет, предусмотренные российским законодательством и аналогичные сроки, указанные в законах стран, в которых были впервые опубликованы те или иные произведения.
Здесь еще и экономическая подоплека. Дело в том, что издательства, продюсеры или индустрия развлечений вкладывают деньги в артистов. Затраты растут, но при этом сохраняется ситуация своеобразной лотереи: что-то пойдет и будет исполняться, а что-то - нет. Для того чтобы обеспечить долгосрочность функционирования тех или иных вложений, и происходит увеличение срока охраны авторских прав.
По словам Владимира Энтина, важное значение имеет и тот факт, что с введением поправок резко возрастают экономические санкции за нарушение авторских прав и за выпуск контрафактной продукции. Теперь каждый автор имеет право требовать компенсацию в размере от 10 тысяч до 50 миллионов рублей или возмещения в двукратном размере стоимости каждого выпущенного экземпляра контрафактной продукции или стоимости авторских прав. При этом вопрос о компенсациях больше не привязан к проблеме убытков, что значительно упрощает процедуру преследования нарушителей. Наконец, и это - также большой прогресс, обладатель авторских или смежных прав может в судебном порядке требовать возмещения причиненного ему морального ущерба. А список инстанций, в которые владелец прав может обращаться за защитой, дополнен органами прокуратуры.
Из любого места в любое время
Однако самая интересная область применения новых поправок - это интернет. В нескольких местах текста закона можно найти следующую формулировку: "сообщение произведения таким образом, при котором любое лицо может иметь доступ к нему в интерактивном режиме из любого места и в любое время по своему выбору".
Эта фраза, кажущаяся на первый взгляд художественным описанием возможностей еще не наступившего золотого века информационной свободы, является на самом деле принятым в юридической практике определением такого явления, как интернет.
До сих пор в списке действий, которые закон относил к исключительному ведению обладателей авторских и смежных прав (воспроизведение, сообщение путем передачи в эфир, распространение экземпляров произведения и так далее) не было ни одного, которое хотя бы приблизительно описывало помещение некоего файла на сервер и открытие доступа к нему для интернет-пользователей. Теперь же публикация в сети вошла в один ряд со всеми остальными способами публикации произведений. И будет отныне подпадать под все предполагаемые законом ограничения. Тем более что еще одна поправка запрещает публикацию произведений в виде, позволяющем неограниченное создание их цифровых копий.
В апреле 2004 представители платного сервиса компании "КМ Онлайн" - vip.km.ru - предъявили судебные иски на общую сумму в пятьсот тысяч долларов США к владельцам публичных сетевых библиотек, например, хорошо известному Максиму Мошкову. Основанием для предъявления иска стал тот факт, что бесплатные библиотеки предоставляли пользователям доступ к цифровым версиям книг, не выплачивая авторам никаких ройалтиз.
В особенной степени принятые поправки могут нарушить деятельность электронных библиотек. Дело в том, что библиотеки в России имеют право предоставлять неограниченному числу людей во временное пользование экземпляры произведений без согласия автора и без выплаты ему компенсации. Однако в законе отдельно оговорено, что "экземпляры произведений, выраженных в цифровой форме, в том числе экземпляры произведений, предоставляемых в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов, могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещениях библиотек при условии исключения возможности создать копии этих произведений в цифровой форме". Так как пользователи электронных библиотек посещают их сайты из любых помещений, то предоставление им во взаимное пользование произведений законом не допускается.
Особое же беспокойство интернет-сообщества вызвал тот факт, что еще несколько поправок вводят понятие "технические средства защиты авторских прав", "предотвращающие либо ограничивающие осуществление действий, которые не разрешены автором, обладателем смежных прав или иным обладателем исключительных прав" на произведение. При этом изготовление, распространение, предоставление во временное пользование и другие виды популяризации технических средств, которые могут помешать защите авторских прав, законом запрещается.
Особо мнительные наблюдатели предположили, что при желании эти пункты закона можно будет использовать для того, чтобы объявить нарушением изготовление или распространение персональных сканеров, копировальных машин и даже персональных компьютеров. Однако, скорее всего, вышеописанные ограничения будут применяться к таким техническим средствам, как программы-клиенты файлообменных сетей.
ЕСТЬ И ДРУГОЕ МНЕНИЕ:Конфисковать Вересаева - Газета Gzt.Ru, 02.06.2004
Тот факт, что область применения этой поправки вызывает такие разночтения, является хорошим подтверждением мнения Владимира Энтина, уверенного в том, что понять, как закон отразится на защите интересов реальных владельцев авторских прав, можно будет только после того, как его начнут использовать в судебной и правоохранительной практике.
Что же касается поправок, связанных с публикацией произведений в интернете, то их действие не удастся проверить до 2006 года. Закон предусматривает отсрочку их вступления в силу. Видимо, для того, чтобы сетевое сообщество успело придти в себя и изменить свое отношение к авторскому праву.
Елена Любарская