Надо отдать Владимиру Путину должное - своей цели по собиранию всей страны в единый кулак для борьбы с террористами он добивается планомерно. Изменение избирательной системы страны, реформа армии, силовых ведомств, создание "антитеррористической вертикали", введение прямого президентского правления в экономике и СМИ, приведение к присяге правозащитников - все эти действия последовательно укрепляют "вертикаль власти". Не обошел своим вниманием президент и дела духовные, обратив взор на иерархов Русской православной церкви, которые собрались на Архиерейский собор, проходивший с 3 по 8 октября в Москве в Храме Христа Спасителя и в Троицко-Сергиевской лавре.
Собор, который является высшим органом управления Русской православной церкви, собирается каждые четыре года под председательством патриарха Всея Руси. Он призван определить перспективы развития РПЦ на грядущее четырехлетие и подвести итоги прошедшего. Обычно на соборе рассматриваются насущные вопросы внутрицерковной жизни, а также даются определения по поводу отношений церкви с государством и обществом.
СМОТРИ ТАКЖЕЕго Святейшество - Его Превосходительству Его Превосходительство - Его Святейшеству
6 октября постоянные члены Священного синода, принимавшие участие в соборе, нашли время встретиться и с президентом. Иерархи православной церкви собрались ради этого в Александровском зале московского Кремля. На встрече стороны заключили между собой негласный договор о партнерстве. Никаких метафор - Его Святейшество предложил Его Превосходительству именно партнерство. И Путин, естественно, согласился. Договор состоялся, несмотря на то, что на бумаге он не был оформлен. Стороны остались довольны друг другом - партнерство это никак нельзя назвать неравным, оба участника сделки получают от нее свои дивиденды.
Государство
Незадолго до этого собор направил президенту приветственное послание, на которое Путин ответил аналогичным документом. В своем письме президент внятно сформулировал, что он хотел бы получить от церкви и что он готов сделать для нее в благодарность за это. "Вы знаете: на недавнем заседании Совета по взаимодействию с религиозными объединениями речь шла об участии церкви в важнейшем общенациональном деле - в преодолении угрозы терроризма и экстремизма. Насколько мне известно, церковь в полной мере разделяет нашу тревогу. И полагаю, что сегодня мы должны продолжить этот разговор... Сегодня государству крайне необходимы авторитетные и влиятельные партнеры. Мы рассчитываем на ваше активное участие в совместной работе, в том числе в рамках Общественной палаты России. Но мы также надеемся на ваше участие в социальных программах, таких как борьба с детской беспризорностью, с наркоманией, организация социальных приютов и оказание помощи престарелым и инвалидам", - сказал он.
Итак, государство в лице президента прежде всего рассчитывает на моральную поддержку со стороны церкви. Это немало. По самым приблизительным подсчетам, 67 процентов населения нашей страны считают себя православными христианами. Не все из них воцерковлены, не все имеют обыкновение внимательно выслушивать проповеди священников, да и проповеди не часто бывают посвящены насущным государственным проблемам. Однако людей, которые ходят в храм более-менее регулярно, можно считать общиной, у которой есть единое мнение по определенным вопросам. В частности, это касается поддержки государственных реформ. Если церковь одобряет эти реформы, то каждая община их тоже поддержит и поймет. Механизм прост.
Но представляется, что как раз пропагандистские возможности приходских священников и даже высокопоставленных иерархов для Путина - не самое главное. Обращаясь к верхушке РПЦ со словами "мы рассчитываем на ваше активное участие в совместной работе", президент, по-видимому, несколько лукавит. Как раз к активным действиям, особенно в области борьбы с терроризмом и экстремизмом, Путин никого постороннего не подпустит. Наоборот, все меры, принятые им после серии крупных терактов в конце августа - начале сентября, свидетельствуют о том, что наш президент не доверяет инициативе на местах, не доверяет способности обычных граждан и негосударственных объединений самостоятельно бороться за собственную безопасность.
Единственное лекарство от всех нынешних бед, которое известно Путину, это максимальная концентрация власти в одних руках, по принципу армейского единоначалия. Недаром в своем телеобращении к гражданам России после терактов в Беслане Путин вдруг, по мнению многих наблюдателей - совершенно не к месту, заговорил об "огромном, великом государстве", "гиганте", "Советском Союзе". Но неправы наблюдатели. Путин говорил от души, говорил по делу, имея в виду совершенно конкретную программу действий. Просто он не знает другой эффективно работающей модели государственного устройства, кроме социалистического военного лагеря образца 1930-1950-х годов. И поэтому президенту нужны не единомышленники, не "авторитетные и влиятельные партнеры", которые самостоятельно, на свой страх и риск, принимают ответственные решения на местах, а послушные винтики гигантской государственной машины.
Вот и к церкви у него отношение точно такое же - Путин ждет от иерархов не конкретных активных действий, а сказанного во всеуслышание слова "одобряем!". Все остальное президент и подчиненные ему силовые структуры сделают сами. Моральная поддержка Архиерейского собора нужна Путину как свидетельство того, что вся страна, включая такой негосударственный институт, как церковь, сплотилась, консолидировалось вокруг поставленной на самом высоком государственном уровне задачи по борьбе с терроризмом. Это будет исключительно символическая помощь, но она позволит силовикам свободнее действовать от имени народа. А если уж церкви всерьез хочется поучаствовать в государственной работе, то ей можно выделить второстепенные участки, до которых у самого президента руки пока не доходят.
По нашему глубокому убеждению, причиной роста экстремизма в XXI веке стал духовный и нравственный вакуум, образовавшийся в жизни народов. Для устранения этого вакуума сегодня недостаточно только церковной проповеди. Необходимо, чтобы духовно-нравственное воспитание присутствовало в системе образования и в средствах массовой информации.
Так, Путин предложил церкви выступить своим своеобразным полпредом среди верующих других конфессий. "Сегодня ваш опыт межрелигиозного диалога, богатый исторический опыт достижения межконфессионального согласия особенно востребован. Ведь православное духовенство веками являлось объединяющей силой для многонационального российского общества. Сохраняло традиции мирного сосуществования разных культур, различных религий, содействовало укреплению единства российской государственности", - говорится в обращении президента к Синоду. Речь идет, прежде всего, о мусульманах - именно с ними стоит договориться в первую очередь, упредив богатые страны Персидского залива, которые также имеют виды на российскую исламскую общину.
Кроме того, государство рассчитывает на помощь церкви в исполнении социальных программ - организации и содержании приютов, детских домов, школ. "Убежден, в этой сфере очень важно использовать богатые традиции церкви в делах благотворительности и милосердия", - сказал президент. Далее на переговорах он пообещал обеспечить и финансирование соответствующих "совместных" программ.
И церковь не подвела Путина, произнесла чаемое им заветное слово. "В условиях, когда страна столкнулась с целым рядом внешних и внутренних угроз, в том числе с ужасом терроризма, все мы остро нуждаемся в единении Церкви, государства и общества. Мы призываем государственную власть приложить все силы, дабы сплотить людей перед лицом грозного неприятеля, не позволить силам зла разрушить мир и стабильность", - говорится в послании Архиерейского собора президенту. Более того, собор посвятил немалую часть своих усилий делам исключительно светским - борьбе с терроризмом, демографической проблеме, внешней политике. По всем этим вопросам были сделаны и опубликованы определения, которые, без сомнения, должны принять ко вниманию все православные христиане.
Собор даже вынес отдельное суждение по поводу Закона о СМИ. "К сожалению, разрушение моральных устоев нашего народа во многом осуществляется через средства массовой информации, особенно через телевидение. Практика показывает, что попытки законодательного регулирования в этой области встречают серьезное противодействие. Положение может измениться с принятием журналистами нравственных обязательств перед обществом за содержание своей работы", - говорится в основном итоговом документе Собора - "Послании Освященного Архиерейского Собора клиру, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви".
Православная Церковь
Церковь в благодарность за моральную поддержку получила от Путина вознаграждение вполне материальное. И не малое. В своей речи президент пообещал "бесплатно предоставить в собственность или в безвозмездное пользование земельные участки для нужд религиозных организаций" - то есть вернуть Церкви земли, на которых стоят храмы, монастыри и другие здания. "Государство постепенно отдает исторические долги церкви", - скромно сказал он, предупреждая слова благодарности.
Далее в ходе прений, которые начались после выступления высокопоставленных докладчиков, православные иерархи попросили его вернуть вообще всю собственность, изъятую после революции 1917 года, а также предоставить налоговые льготы. Как сообщается на сайте газеты "Коммерсант", архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий попросил Путина восстановить историческую справедливость и способствовать возвращению церкви принадлежащих ей объектов.
Президент согласился с ним, что "забрать эти объекты у церкви в 1917 году было аморально" и пообещал вернуть ей все, что у нее в свое время отняли. При этом Путин сделал оговорку, что возвращение собственности следует проводить избирательно, потому что "многие объекты церковь сейчас даже не сможет восстановить".
И церковные иерархи, и политики не раз отмечали, что религиозные лозунги все более активно эксплуатируются террористами и экстремистами в их преступных целях. Пытаясь разжечь пожар гражданских конфликтов, они играют на религиозных и националистических настроениях. Подменяют основные постулаты традиционных конфессий своей псевдорелигиозной риторикой. Фактически цинично переводят постулаты добра в пропаганду насилия. Думаю, вы согласитесь: во многом такое стало возможным вследствие нравственного дефицита в обществе. Очевидно и то, что эта проблема нередко усугубляется элементарной религиозной безграмотностью.
Правда, в вопросе налоговых льготах, о которых президента попросил епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, Путин был непреклонен: "Приятно иметь дело с людьми, которые конкретно излагают проблемы. Вы получили уже особый режим по земле, на которой находятся объекты религиозной деятельности. На все, что касается земель сельскохозяйственного назначения и составляет предмет производственной деятельности, а значит, связано с извлечением прибыли, распространяется общий порядок налогообложения... Поймите, мы же можем так скомпрометировать всю религиозную деятельность. Она может ком-мер-ци-а-ли-зи-ро-вать-ся!"
Другой иерарх - епископ Ставропольский и Владикавказский Феофан попросил у президента денег на содержание храмов. "Я вижу, как быстро растут мечети, То Эмираты, то Саудовская Аравия деньги дают. Но ведь, наверное, и Русская православная церковь нуждается в них", - сказал он. Тут Путин повел себя, как демократический правитель, для которого все конфессии равны. "Насчет того, как быстро растут мечети... Вы не хуже меня знаете: представители традиционного ислама чувствуют себя ущемленными, так как финансирование идет на тех, кто отходит от традиционного ислама, - сказал он и спустя некоторое время добавил: - Я сейчас ничего не буду обещать. Раньше помогали и сейчас поможем. Мы решим вашу проблему".
Но так или иначе, договор был заключен. Президент совершил очередной шаг по укреплению "вертикали власти" - поставил Русскую православную церковь в общий строй, необходимый для эффективной борьбы с терроризмом. Осталось поставить туда же мусульманских и иудейских священнослужителей, чтобы поставить в графе "дела духовные" галочку - "выполнено".
Павел Аксенов