Не успели отгреметь фанфары в Сент-Луисе, где наградили победителей конкурса Ansari X Prize (напомним, что ими стали компания Scale Composites во главе с Бертом Рутаном при финансовой поддержке миллиардера Пола Аллена), как в дело вступил американец Роберт Бигелоу (Robert Bigelow).
На прошлой неделе он опубликовал условия конкурса America's Space Prize, призванного поднять престиж американского аэрокосмического бизнеса.
Кто такой Роберт Бигелоу?
О нем известно немного. Ему 59 лет, и он терпеть не может фотографироваться. Бигелоу заработал свои миллионы, основав сеть гостиниц Budget Suites, расположенных в Неваде, Техасе и Аризоне. Но главная страсть, сжигающая миллиардера - это покорение космоса и исследование различных паранормальных явлений. Он основал Национальный институт научных открытий, спонсирующий поиски НЛО и исследования других паранормальностей. Любой человек может обратиться в этот институт с рассказом об увиденном и пережитом. Все сведения будут занесены в банк данных и впоследствии изучены. Кроме того, Бигелоу купил в штате Юта большое ранчо, жители которого, по их рассказам, много раз видели пришельцев из космоса - пришельцы якобы издевались над коровами этого ранчо. Теперь там живут ветеринары и ученые, готовые вступить в контакт с инопланетянами. Но экстравагантный миллиардер занят не только этим. Он вложил миллионы долларов в спонсирование физического факультета университета штата Невада в Лас-Вегасе. Само здание факультета построено на его деньги и называется Bigelow Physics Building.
Космическими исследованиями занимается учрежденная весной 1999 года компания Bigelow Aerospace. Ее стратегическая цель - развитие аэрокосмического бизнеса, способного обеспечивать пилотируемые космические полеты без участия государства. На сайте фирмы это указано прямым текстом.
Условия конкурса America's Space Prize
- Космический корабль должен достичь минимальной высоты 400 километров.
- Космический корабль должен иметь такую скорость, чтобы совершить два полных витка вокруг Земли.
- Космический корабль должен нести не менее пяти человек.
- Космический корабль должен стыковаться или продемонстирировать возможность стыковки с орбитальной станцией компании Bigelow Aerospace и находиться в пристыкованном состоянии минимум шесть месяцев.
- Космический корабль должен совершить два успешных космических полета в течение 60 дней.
- В период между полетами может быть заменено не более 20 процентов деталей корабля.
- Участники конкурса должны постоянно проживать на территории США.
- Участники конкурса должны иметь бизнес в США.
- Участникам конкурса запрещено принимать какую-либо помощь от государственных структур. Государственным структурам запрещено участвовать в кокурсе. Разрешено лишь использование принадлежащих государству испытательного оборудования и полигонов.
- Два полета должны совершены в период до 10 января 2010 года, причем второй полет должен быть совершен с экипажем на борту.
Таким образом, Бигелоу хочет, чтобы для него был построен настоящий полноценный космический корабль многоразового использования, объединивший в себе качества российского "Протона" и американского космического челнока. Конструкторам предстоит решить очень сложные задачи. Корабль должен развить скорость, достаточную для преодоления земного притяжения, иметь конструкцию, которая выдержит нагрузки при входе в земную атмосферу, и уметь пристыковываться к станции.
По сути дела, конкурс, объявленный Робертом Бигелоу, - это гигантский шаг вперед по сравнению с только что завершившимся соревнованием Ansari X Prize. Напомним, что там условием победы было выведение космического корабля на высоту в 100 километров.
Оба конкурса объединяют несколько пунктов: а) космический корабль должен быть многоразовым, б) он должен совершить два полета за определенный промежуток времени, в) он должен быть построен на деньги частной компании, г) он должен достигнуть определенной высоты и вернуться на землю, д) он должен нести пассажиров.
В остальном - никакого сравнения. Напомним, например, что орбита Международной космической станции находится на высоте 403 километра, а для преодоления земного притяжения шаттл развивает скорость почти в 30 тысяч километров в час. Между тем суборбитальный аппарат SpaceShipOne достиг высоты 100 километров и развил скорость 4200 километров в час.
Конкуренты из Сент-Луиса ревниво отреагировали на инициативу миллиардера из Невады. Исполнительный директор фонда X Prize Грег Мариняк не без сарказма заявил: "Подражание - это лучшая форма лести. Но в любом случае, и они, и мы делаем одно дело - развиваем частные космические полеты".
Бигелоу убежден, что программа исследования космоса, изложенная почти год тому назад президентом Джорджем Бушем, показывает, что Национальное космическое агентство Соединенных Штатов будет делать акцент на исследованиях Луны, Марса и на дальних космических полетах. Орбитальные полеты отодвигаются на задний план. Бигелоу полагает, что это открывает большие возможности для частных компаний. Они смогут отныне не только строить спутники, но и непосредственно космические корабли и осуществлять их запуск.
Бигелоу уже давно озабочен ситуацией, сложившейся в области космических полетов. Он утверждает, что по сути дела в этой отрасли образовалась монополия NASA и России. Сейчас, как известно, только российские космические корабли "Союз" используются для доставки людей в космос (на МКС). Шаттлы после катастрофы корабля "Колумбия" уже полтора года не летают.
В интервью сайту SPACE.com Бигелоу заявил: "Я пытаюсь переломить нехорошую ситуацию, в которой оказалась наша страна (США). NASA стало заложником "Союза". Два года назад все было прекрасно. Ходили разговоры, что мы сможем купить все "Союзы", если захотим. Сейчас, после катастрофы шаттла "Колумбия", ситуация изменилась кардинально. Правительство Соединенных Штатов платит России и не собирается финансировать строительство космических кораблей американскими частными фирмами. А на пятки наступают китайцы, которые тоже вскоре начнут предлагать свой космический корабль "Шеньчжоу".
Чтобы поощрить создание американского космического корабля для доставки людей на орбиту, Бигелоу и предложил свой приз. Он до последнего надеялся, что NASA войдет в долю, но не дождался и взялся за дело сам.
Бигелоу готов заплатить победителю конкурса 50 миллионов долларов и предложить ему контракт в 800 миллионов долларов за 24 полета на период от четырех до четырех с половиной лет.
Кроме того, Бигелоу готов заплатить еще 200 миллионов за 6 полетов какой-нибудь другой команде. "Может произойти так, что кто-то опоздает и проиграет, но его корабль будет лучше, чем корабль победителя", - так объясняет этот патриот свое решение.
Таким образом, предложенная Бигелоу программа создания космического корабля оценивается в миллиард долларов.
Есть, правда, два обстоятельства, способных помешать планам Бигелоу. Во-первых, американское правительство может ввести какие-либо юридические ограничения на полет в космос частных космических кораблей. Это, пожалуй, главное возможное препятствие.
Во-вторых, существует вероятность того, что готовый корабль будет не к чему пристыковывать, то есть Bigelow Aerospace не будет иметь на орбите собственную космическую станцию. Бигелоу готов и к этому: "Мы дали сами себе срок в четыре с половиной года. Если на орбите еще ничего не будет, мы сможем продемонстрировать способность космического корабля стыковаться к космической станции на земле".
Астронавтов Bigelow Aerospace планирует нанимать. Есть также идея самим начать подготовку новичков, подобно тому, как это делается в Звездном городке под Москвой. Но отправлять астронавтов на подготовку в Звездный городок Бигелоу не хочет. "Мы найдем, где это можно будет делать, возможно, с помощью NASA. Но только без отправки в Россию", - говорит он.
Понятно, что платить миллиарды долларов Бигелоу намерен не только за престиж нации. Уже несколько лет он развивает собственную космическую программу. Компания Bigelow Aerospace активно разрабатывает проект орбитальных космических станций Nautilus, которые планируется использовать в качестве космических гостиниц либо орбитальных лабораторий, сдаваемых в аренду заинтересованным организациям.
В качестве базы для своего проекта компания использует проект NASA - надувной модуль TransHab, который когда-то проектировался для Международной космической станции, но не был востребован. При выводе в космос (в сжатом состоянии) модуль занимал бы не много места, а после накачивания предоставлял бы своим обитателям внушительные 330 кубометров полезного пространства. Толщина стенок модуля составляет 30 сантиметров. Они выполнены из множества слоев резины, различных полимеров и кевлара, применяемого в бронежилетах, так что могут противостоять не только внутреннему давлению, но и микрометеоритам.
Теперь проект модуля превращен в проект орбитальной станции Nautilus, разумеется, с соответствующими переделками. Сейчас элементы и прототипы отеля испытываются в лабораторных условиях. А уже в конце следующего года компания намерена испытать на орбите прототип в одну треть полной величины. Окончательно станция должна быть готова к выводу на орбиту к концу нынешнего десятилетия. К этому времени станет ясно, что будет использоваться в качестве носителя. Журнал Aviation Week & Space Technology утверждает, что прототипы станции будут выводиться на орбиту с помощью российского носителя "Днепр".
Как бы то ни было, "частный космос" перестает быть забавой бедных энтузиастов. В отрасль готовы вкладывать деньги очень серьезные бизнесмены. Некоторые известны своей экстравагантностью, как Бигелоу или британец Ричард Брэнсон. Некоторые готовы рискнуть, как основатель интернет-компании Amazon.com Джефф Безос, который финансирует разработку суборбитального космического корабля фирмы Blue Origin, или один из отцов-основателей Microsoft Пол Аллен, на деньги которого был построен первый суборбитальный космический корабль SpaceShipOne. Одни собираются развивать космический туризм, другие готовы пойти еще дальше - финансировать научные исследования в космосе. Видимо, мы стоим перед началом новой эры в освоении космоса, когда государству придется потесниться и допустить на орбиту представителей частного бизнеса.
Как говорили в популярной в недавнем прошлом телепрограмме, "все только начинается".
Михаил Витебский