В великом и могучем русском языке слово "акт", хоть и имеет ярко выраженную юридическую окраску, при произнесении всуе незамедлительно вызывает вполне определенные ассоциации, в основном, физиологического свойства. Иное дело в США. Здесь актами принято называть явления абсолютно серьезные, государственного масштаба. Например, "Акт о национальной безопасности" 1947 года, "Патриотический акт" 2001 года и, наконец, самый продолжительный - "Акт о реформе национального разведывательного сообщества" 2004 года, ставший некрологом американской разведке в том виде, в котором ею многие годы пугали несгибаемых советских пионеров.
Нет, ЦРУ никто не закрывал, равно как и дюжину других менее ангажированных, но не менее активных агентств, работающих на благо американской родины. Подобное не могло прийти в голову даже периодически осеняемому самыми революционными идеями главе Белого дома. Случилось следующее. Во вторник после месяцев изнурительных баталий на ковре и под ковром нижняя палата Конгресса большинством голосов одобрила самый амбициозный за последние 50 лет план реструктуризации спецслужб. 336 конгрессменов проголосовали за подчинение всех 15 шпионских ведомств единому центру, во главе которого будет стоять директор разведки в ранге министра. Ровно через сутки их поддержали и сенаторы.
Мы все находимся во власти странного заблуждения, что если мы прямо сейчас не утвердим данный акт, то риск террористического акта на территории США возрастет многократно. Это нонсенс. Неужели вы верите в это?
О масштабе этой реформы говорит хотя бы тот факт, что речь идет о перераспределении примерно 40 миллиардов долларов, - именно столько выделяют ежегодно американские налогоплательщики на работу своих "рыцарей без страха и упрека". И сумма эта обладает тенденцией к увеличению пропорционально угрозам национальной безопасности, которые денно и нощно выискивают в самых отдаленных уголках планеты чиновники из Вашингтона. Итак, утвержденный "Акт о реформе", в основе которого лежат рекомендации известной "Комиссии 9/11", повелевает следующее:
Последний из перечисленных пунктов привлекает особое внимание, особенно в свете нашумевших разоблачений в скандально известном фильме Майкла Мура "Фаренгейт 9/11", повествующем об особо теплых взаимоотношениях клана Буша и саудовских нефтяных королей, а через них и с самим Осамой бин Ладеном. Однако такие предположения могут быть просто излишней драматизацией банальных событий. И в самом деле, почему повышенный интерес американских спецслужб к Ближнему Востоку не может объясняться лишь нестабильностью региона и исходящей оттуда реальной террористической угрозой? Может. А у Мура есть гарантированное конституцией право высказать свое мнение.
Абсолютно несомненно одно - самым важным разделом "Акта" является часть, в которой регламентируются функции директора разведки, ибо такого персонажа в американской истории еще не существовало. А после прочтения документа становится очевидно: журналисты поспешили назвать этого чиновника "царем". Ничего поистине царского в его функциях нет. Несмотря на то, что де юре ему подчиняются все шпионские агентства страны, он не имеет права непосредственно руководить оперативной деятельностью каждого из них. Не распространяются его полномочия и на разведывательные подразделения Министерства обороны, на долю которых приходится три четверти добываемых данных.
Есть и другие ограничения. Так, в компетенцию директора входит подбор и представление президенту кандидатов на должность глав разведывательных ведомств, в том числе ЦРУ. Но шеф упоминавшегося выше антитеррористического центра будет назначаться непосредственно президентом и подчиняться ему напрямую. Что касается бюджета разведывательного сообщества, то и здесь директор будет лишен "царских" полномочий. Около 30 процентов ассигнований, приходящихся на военную разведку, будут по-прежнему находиться в ведении министра обороны. Вероятно, именно этим объясняется странная сговорчивость главы Пентагона Доналда Рамсфелда, который изначально был категорически против предлагаемых реформ, а затем воспылал к ним настоящей страстью.
Таким образом, в компетенции директора "всея американской разведки" остается не так уж много. Самой важной его функцией становится посредническая. В его офис будет стекаться информация о ходе и результатах операций американских спецслужб, а он, в свою очередь, будет готовить обобщенный доклад президенту страны. В то же время, в его обязанности будет входить составление списка текущих приоритетов разведывательного сообщества на основании измышлений администрации о проблемах национальной безопасности. В рамках этих приоритетов директор будет координировать деятельность всех разведслужб и следить за оперативным обменом информацией между ними. Очевидно, что американские разведчики извлекли урок из событий трехлетней давности, когда отсутствие должного взаимодействия различных ведомств стало причиной неадекватной оценки опасности посланцев Осамы бин Ладена, находившихся на территории США и совершивших в дальнейшем теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне.
Примечательно, что сразу же после утверждения "Акта о реформе национального разведывательного сообщества" американские законодатели наперебой стали рассуждать о его недостатках, предрекая значительные корректировки в недалеком будущем. Так, наиболее консервативная часть конгрессменов полагает, что настоящим документам федеральным органам власти не делегированы дополнительные полномочия по "работе" с нелегальными иммигрантами. С другой стороны, правозащитные организации уверены, что многие положения документа позволят правительственным структурам пренебрегать гражданскими свободами, а создаваемый департамент по контролю над их соблюдением не обладает эффективными средствами противодействия.
Как бы там ни было, реформа уже стала историческим фактом. В принципе, она оказалась куда умереннее, чем требовали иные знатные "шпионы". Так, еще летом глава сенатского комитета по разведке, республиканец Пэт Робертс предлагал разделить ЦРУ на несколько независимых подразделений, что, фактически, означало бы ликвидацию ведущего разведывательного агентства США. Теперь все тот же Робертс заявляет, что утвержденный Конгрессом акт не в состоянии "дать разведке настоящего лидера, способного принимать ответственные решения".
В целом, столь милый сердцу американского верховного главнокомандующего акт более ценен политически, нежели фактически. Президент Буш любит себя представлять президентом воюющей страны, и ему крайне импонируют всевозможные грандиозные перемены в сфере обеспечения национальной безопасности без учета их реальной эффективности. Последний документ не исключение. Все провозглашенные им изменения в большей степени касаются высшей вашингтонской бюрократии, нежели полевых агентов и региональных подразделений того же ЦРУ. Но в Белом доме это воспринимается несколько иначе. Если Буш-старший стал первым президентом США, на стол которого ежедневно ложилась оперативная сводка ЦРУ о положении дел в мире, то перед Бушем-младшим уже будет стоять на вытяжку директор всей разведки в ранге министра. И это правильно. Дети всегда должны идти дальше родителей.
Безусловно, создание всех перечисленных в документе департаментов, равно как и схем их взаимодействия и распределения между ними финансовых потоков, займет достаточно много времени даже с учетом американской мобильности. Очевидно также, что далеко не сразу вся эта грандиозная машина станет работать с должным КПД, если и будет вообще. А это значит, что несгибаемым советским пионерам, а таковые имеют все шансы вновь восстать на руинах бывшей советской империи, пока не стоит становиться в строй. Спи спокойно, дорогой товарищ.
Андрей Воронцов