В среду, 15 декабря, история полуторамесячной давности о гибели двух российских грузовых судов в Японском море получила новое развитие. Транспортная прокуратура города Находка передала в местную таможню около 400 тысяч долларов, найденных вместе с погибшими моряками и пассажирами теплоходов, чьи тела были извлечены из воды в ходе спасательной операции, длившейся почти две недели. Тем самым версия о незаконной перевозке валюты на борту затонувших судов получила официальное подтверждение, а вместе с тем и общая картина происшествия, повлекшего за собой гибель 33 моряков, стала несколько яснее.
Впрочем, жителям Находки и вообще всем, кто знаком с состоянием грузового судоходства на Дальнем Востоке, ситуация была ясна с самого начала. Сильный шторм, разыгравшийся в Японском море 2 ноября, потопил два судна, владельцы которых сделали все, чтобы вывести в рейс грузовые теплоходы, не готовые к серьезному переходу, не снабженные необходимыми средствами спасения и, главное, не укомплектованные опытными экипажами.
Первым в тот день под воду ушел грузовой транспорт "Ароса", на борту которого находились 15 человек и 4400 тонн угля. Это случилось около 9:30 по местному времени. На помощь гибнущему судну вышло спасательное судно "Гриф", экипажу которого к полудню удалось спасти семь человек, при этом одна женщина - буфетчица с "Аросы" - погибла в ходе спасательных работ. Вечером пришло сообщение о том, что аварию терпит второе судно - лесовоз "Вест", на борту которого находится 27 человек и груз леса. Вскоре "Вест" перевернулся, но спасательные работы с применением авиации удалось организовать только на следующий день. Руководство компании "Вест Лайн" наняло вертолет Ми-8 компании "Влад Авиа", который приступил к осмотру места катастрофы.
Уже сегодня прокуратурой установлено, как об аварийной ситуации с "Вестом" узнали иностранцы. С борта теплохода сорвало спасательный буй, который, оказавшись в море, начал подавать тревожные сигналы. Однако капитан, к которому обращались иностранцы, ответил, что у него все в порядке и помощь не требуется. Сегодня смысл нашего расследования состоит не в том, чтобы кого-то наказать - на "Весте" наказывать-то некого - капитан погиб, Николаева убита. Смысл расследования заключается в том, чтобы установить причины, которые привели к гибели судна и, основываясь на этих фактах, сделать все для того, чтобы избегать подобных трагедий в будущем. Можно отметить и тот факт, что члены экипажа "Веста" не были застрахованы, а значит, получить деньги родственники погибших не смогут. Для того чтобы получить хоть какую-то компенсацию, надо привлекать к решению этого вопроса специалистов по международному праву. Но насколько это реально - другой вопрос. Судите сами: порт приписки - Улан-Батор. Понятно, что в этом городе моря нет. Интересно, есть ли там хотя бы судоходная река? И, исходя из этого, можно уже судить, каковы перспективы получения денег...
Утром летчики обнаружили плот и перевернутую шлюпку с "Веста", но людей рядом не было. Позже Ми-8 сменил самолет Ан-26 Тихоокеанского флота, пилотам которого удалось обнаружить еще один плот с людьми. В указанное место вылетел спасательный вертолет, экипажу которого удалось снять с дрейфующего плота одного матроса с "Веста". Второй оставшийся в живых - моторист лесовоза, одетый в гидрокостюм и потому сумевший продержаться столько времени в холодной воде, - был подобран на следующий день тем же спасательным судном "Гриф", которое раньше принимало участие в спасении экипажа "Аросы".
К поискам, помимо этого, были привлечены пограничный сторожевой корабль "Находка" и теплоход "Пионер Славянки", но больше никого спасти не удалось. Вскоре были найдены тела еще 18 погибших, остальные до сих пор числятся пропавшими без вести, но в их гибели уже никто не сомневается. Транспортная прокуратура Находки возбудила два уголовных дела по факту крушения судов "Вест" и "Ароса" по статье 263, часть 3, УК РФ (нарушение правил кораблевождения, повлекшее гибель двух и более людей), но следствие сильно затрудняет тот факт, что оба судна невозможно осмотреть - одно лежит на глубине около километра, второе - полутора километров на значительном расстоянии от российского берега.
Следователи уже более-менее восстановили картину произошедшего на обоих судах. Так, известно, что "Ароса" погибла из-за несовершенства своей конструкции: ее грузовые люки имели слишком большую площадь, так что занимали почти все пространство палубы. При этом конструкция крышек люков, выполненных из дерева и брезента, оказалась недостаточно прочной, чтобы уберечь содержимое трюма от попадания воды при волне высотой в 8 метров и ветре скоростью 25-30 метров в секунду. В результате размокший уголь, превратившись в густую массу, сместился на один борт, и "Ароса" перевернулась.
Сложнее обстоит дело с гибелью "Веста". Установлено, что при погрузке судна в порту были нарушены правила складирования древесины: груз плотной и тяжелой лиственницы уложили не вниз, как положено, а наверх, на груз дуба - дерева более легкого. У следствия есть претензии и к действиям капитана (погибшего вместе с судном): с одной стороны, он сделал попытку прорваться в эпицентр шторма, что в той ситуации было правильным решением, а также приказал сбросить лес за борт, когда стало ясно, что "Вест" получил слишком большой крен из-за сместившегося груза, но, с другой стороны, именно капитан отказался от помощи иностранных судов (японских и китайских), которые откликнулись на сигнал спасательного буя с "Веста", смытого за борт волной, а приказ избавиться от груза поступил слишком поздно.
При этом следователи не исключают, что "Вест" погиб просто из-за того, что попал в слишком сильный шторм, справиться с которым на месте его капитана не смог бы никто. Что поделаешь - море есть море. И все же факты, установленные следствием, события, произошедшие на берегу уже после гибели обоих судов, и свидетельства людей, имевших отношение к этим катастрофам, говорят о том, что оба судна вышли в рейс, не будучи как следует готовыми к встрече со стихией.
"Удобный флаг" - это наша реальность. Мы от него никуда не денемся. Нужно найти способы сосуществовать с ним. Заставить судовладельцев страховать жизни моряков по мировым стандартам. Чтобы в случае гибели семья могла получить нормальную поддержку. Да, у нас такое явление, как "удобный флаг" получилось в извращенном варианте. 50 процентов ходит у нас под ними. На сегодняшний день в крае 160 мелких судовладельцев, у каждого не больше пяти судов. А то и вовсе по одному. Они покупают списанные пароходы по цене металлолома - 100-150 долларов за тонну. Сколько весит такое судно? Около 1,5 тысячи тонн. Оформляют его под флаг Камбоджи, Монголии, покупают регистр. И вот оно уже легализовано. Я разговаривал с вдовой капитана с "Веста". Она мне откровенно сказала, что муж называл свое судно не иначе, как плавучим гробом.
Прежде всего обращает на себя внимание тот факт, что российские суда, укомплектованные российскими экипажами и следовавшие из России в Японию, шли под иностранными флагами, "Ароса" - под камбоджийским, "Вест" - под монгольским. По словам президента Дальневосточной ассоциации морских капитанов Петра Осичанского, регистрация наших судов под "удобными флагами" - признак системного кризиса в российском морском торговом судоходстве. Дело в том, что развивающиеся страны крайне непритязательны к техническому состоянию "своих" судов (да и может ли быть притязательна, например, Монголия, где никакого пароходства отродясь не было?). Россия такое судно, как "Вест", считает Осичанский, в море никогда бы не выпустила, вот судовладельцы и идут на ухищрения, поскольку серьезный ремонт купленного ими по дешевой цене "металлолома" стоит едва ли не в два раза дороже, чем он сам.
Во-вторых, вместе с телами погибших с "Веста" из воды были извлечены значительные суммы в иностранной валюте - в долларах США и японских иенах. Общая сумма спасенных денег, по первоначальным сообщениям, достигала полумиллиона долларов - только в гидрокостюме одного из погибших, Рауфа Алиева, спасатели нашли около ста тысяч. И дело даже не в том, что работники находкинской таможни, выпускавшие судно в рейс, подтвердили наличие у каждого члена экипажа лишь небольших сумм - порядка трех-четырех тысяч долларов. Ни для кого на Дальнем Востоке не секрет, что грузовые рейсы в Японию используются автодилерами для приобретения там подержанных машин, которые на обратном пути доставляются в Россию (хотя и к таможенникам у прокуратуры теперь наверняка возникнет немало вопросов). Но главное - количество автодилеров на борту "Веста", судя по всему, значительно превышало количество моряков, способных бороться за живучесть судна в экстремальных условиях.
Так, один из четырех матросов с "Веста", не попавших на рейс из-за того, что надо было освободить место для пассажиров, сообщил, что на судне было только 7 человек команды, а остальные, оформленные матросами, были обычными пассажирами, причем каждый вез с собой значительную сумму денег: "Когда "Вест" начал тонуть и все стали бросаться за борт, одного пассажира даже не смогли вытащить из каюты - он пытался спасти деньги". То большая часть людей просто не знала, что делать в критической ситуации, не говоря уже о том, что судно не было готово к срочной эвакуации - на 27 человек, находившихся на борту, на "Весте" было всего 5 гидрокостюмов. Кстати, и на "Аросе" пятнадцати членам экипажа пришлось делить на всех всего 6 гидрокостюмов.
Вы спрашиваете, почему они утонули? "Вест" - это старое корыто. Такое древнее, что мы не успевали заделывать все новые течи. Он мог развалиться от любого ветра. 2 ноября был сильный шторм. Капитан принял решение прорываться в его эпицентр, во время непогоды - это самое тихое место. Но они не успели, их накрыло волной. Все происходило очень быстро. Пассажиры просто не знали, что делать в такой ситуации. Но, наверное, все чувствовали, что будет катастрофа. Кто-то успел надеть гидрокостюмы, но на "Весте" было только пять (!) гидрокостюмов. Прыгали, кто в чем был. Судно до последнего не покидал капитан, он так и остался на "Весте", вместе с ним утонул.
Далее, весьма странно повели себя работники порта, выпустившего "Вест" в плавание. Когда вдовы погибших моряков обратились к администрации с просьбой выдать им копии заключенных мужьями контрактов, чтобы семьи смогли получить зарплату экипажа за последние два месяца, начальник паспортно-визового отдела порта Анатолий Стоцкий ответил им, что "отработанные документы сожжены по состоянию на 04.11.2004 года", то есть... через два дня после гибели судов. На берегу уверены - это было сделано с целью скрыть тот факт, что большая часть членов экипажа не имела никакого отношения к морскому делу. Кстати, по словам прокурора Дениса Бабикова, подтвердившего факт уничтожение документов, привлечь за это к ответственности никого нельзя - оказывается, нигде четко не регламентируется, как именно они должны храниться и через какое время уничтожаться. Таким образом, денег вдовам не вернут, как не вернут и ту часть долларов и иен, которые не были задекларированы на таможне - они, скорее всего, пойдут в доход государства.
А 21 ноября в Находке неизвестным мужчиной была застрелена 53-летняя Людмила Николаева - сотрудница компании "Вест Лайн", набиравшая экипаж для последнего рейса "Веста". Следствие выдвинуло версию, что это - месть одного из родственников погибших, но жители Находки уверены - Николаеву застрелили за долги, и сделали это те, кто вложил деньги в последнее, не окупившее себя плавание "Веста".
Таким образом, гибель двух судов и 33 человек на Дальнем Востоке в очередной раз показала, насколько тяжело обстоят дела в грузовом морском пароходстве России. По словам опытных моряков из Находки, им приходится за минимальную плату наниматься в рейсы на суда, давно не соответствущие никаким нормам безопасной эксплуатации. Причем, утверждают эти люди, другого выхода у них нет - море по-прежнему кормит большую часть жителей Приморья, желающих получить хоть какую-то работу здесь предостаточно, удостоверение матроса нетрудно купить за сумму около ста долларов, поэтому экипажи часто комплектуются неопытными моряками. Протестовать и добиваться улучшения условий труда здесь бессмысленно.
И неизвестно, сколько еще людей должно погибнуть, чтобы ситуация в Приморье изменилась к лучшему.
Дмитрий Иванов