В соответствии с "Программой социально-экономического развития России на 2005-2008 годы", стратегическими целями развития страны являются повышение благосостояния населения и уменьшение бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста. Интересующимся рекомендуем сравнить этот документ с предыдущей "Программой социально-экономического развития России на период 2002-2004 годы. Тогда тоже говорилось о необходимости снизить число бедных. Но почему-то после этого война с бедностью превратилась в борьбу с бедными. ДОстаточно вспомнить хотя бы недавнюю историю с монетизацией льгот.
Судя по нынешней "Программе", в МЭРТ определились с тем, кого можно относить к среднему классу. По мнению специалистов министерства, к нему принадлежат те, кто получает в месяц по шесть прожиточных минимумов на члена семьи. Напомним, что, по данным Госкомстата, прожиточный минимум по России составляет 2396 рублей. Сейчас таких зажиточных россиян по стране 20 процентов. Но в Минэкономразивтия надеются, что к 2010 году их доля вырастет в 2,5-3 раза.
Из 170 страниц "Программы" 38 страниц посвящено развитию "человеческого" капитала и повышению качества жизни. По данным доклада МЭРТ "Национальная оценка прогресса Российской Федерации при переходе к устойчивому развитию", в национальном богатстве России основу составляет природный капитал (ресурсы - 83-88%), основной капитал составляет 7-10%, а человеческий капитал оценивается только в 5-7%, что говорит не о низком образовательном или профессиональном уровне населения, а о низкой стоимости его труда.
Однако новая "Программа" зафиксировала ухудшение этого самого человеческого капитала. В частности, говорится о серьезном отставании в освоении отечественными школьниками практически значимых научных представлений и навыков. А также о том, что система профессионального образования менее чем наполовину соответствует структуре потребностей рынка труда. Проще говоря, "менеджеров" и "юристов" в различных частных и государственных вузах наплодили слишком много, а квалифицированных электриков и слесарей днем с огнем не сыщешь. Это не замедлило сказаться на рынке труда. Например, в строительстве, где разрыв в зарплате между представителями инженерных и рабочих специальностей быстро сокращается. Как отмечается в той же "Программе", образование перестало играть роль "социального лифта". Действительно, школьный учитель и врач районной поликлиники, несмотря на свой номинальный "высокий социальный статус" и учитывая растущую сегрегацию по месту жительства, будут обречены жить бок о бок с люмпенами.
В последнее десятилетие состояние здоровья населения России заметно ухудшилось. Средняя продолжительность жизни граждан на 10-12 лет ниже, чем в странах с развитой экономикой. Смертность населения с 1993 по 2003 годы увеличилась на 13,1%, в том числе лиц в трудоспособном возрасте - на 9,4%. Высокими по сравнению со среднеевропейскими показателями остаются уровни материнской, младенческой и детской смертности. Только треть детей в возрасте до 18 лет здоровы. Растет потребность в медицинской помощи, так как течение болезней становится более тяжелым и длительным. Увеличивается удельный вес запущенных патологий, лечение которых требует значительных затрат.
Кстати, согласно "Программе", качество жилищных условий является одним из ключевых факторов развития человеческого капитала, а также в значительной степени определяет мотивацию экономического поведения граждан. Основной мерой улучшения жилищных условий населения является развитие ипотеки. Как заявлял Герман Греф на встрече с президентом России, кредит берется на 10-15 лет, а погашается в течение шести лет, что стимулирует высокую процентную ставку кредитов. Но происходит это не из-за блестящих финансовых возможностей населения, а из-за тех рисков, которые несет в себе будущее. Кто знает, что грянет завтра? Поэтому все и спешат выплатить кредит досрочно. Минэкономразвития, кажется, начинает подозревать, что рыночные силы действуют эффективно не всегда и не везде. Вот и в части "Программы", посвященной ипотеке, говорится о необходимости государственного участия с целью поддержки формирования вторичного рынка ипотечных кредитов.
Одной из проблем, связанным с человеческим капиталом в России, является быстрое сокращение населения из-за высокой смертности и низкой рождаемости. По мнению МЭРТ, компенсировать этот разрыв должны мигранты из-за границы. Как отмечается в "Программе", без замещающей миграции даже с учетом возможного повышения уровня рождаемости численность населения России сократится к 2025 году как минимум на 20 миллионов человек, а в 2050 году будет составлять около 100 миллионов человек. С этой же проблемой связано и отмеченное в "Программе" в качестве одного из важнейших вызовов экономическому росту России "неравномерное осуществление реформ на субфедеральном уровне". Например, как считают авторы доклада "Долгосрочная экономическая стратегия России и Дальний Восток", представленного губернатором Хабаровского края Виктором Ишаевым, в 1990-х годах экономика дальневосточного региона начала развиваться в отрыве от российской и переориентировалась на внешние рынки. Таким образом, перед РФ реально замаячила перспектива утраты целых территорий просто из-за бегства населения в Центральную Россию.
Высказались в МЭРТе и по поводу развития институтов гражданского общества в России. В "Программе" говорится о том, что ситуация с гражданским обществом в стране характеризуется как "стагнация с тенденцией к ухудшению". Как подчеркивается в "Программе", если в 1997 году Россия по индексу устойчивости неправительственных организаций опережала большинство стран постсоветского пространства, то сегодня она находится среди таких государств, как Киргизия, Молдова, Армения. По мнению авторов "Программы", большинство проблем обусловлены несовершенством законодательства, которое жестко ограничивает деятельность структур гражданского общества и создает недоброжелательную среду для развития инициатив граждан. Подобный камешек в огород администрации президента стал не первым со стороны МЭРТ на этой неделе.
Еще одним ударным высказыванием Германа Грефа стало его заявление на конференции, посвященной пятилетию Центра стратегических разработок, о том, что "наше общество находится еще на ранней стадии дискуссии по поводу модели экономического развития страны". Видимо затягивание этой дискуссии обусловлено желанием найти компромисс между всеми ее участниками, то есть существующими на данный момент в России политическими и хозяйственными кланами. Не случайно в "Программе" практически не уделяется внимание периоду 1991-1999 годов. Про него сказано, что "прошедший через череду кризисов, тяжелейшим образом пережитых всем обществом, он позволил сформировать базовые институты рыночной экономики и демократии, обеспечить восстановление стабильности - макроэкономической и политической".
В связи с этим возникает вопрос. Является ли методологически грамотным при разработке сценария развития России на следующие три года пройти мимо этого этапа развития РФ, который и заложил основы нынешней экономической системы, действовавшей в соответствии с рекомендациями так называемого Вашингтонского консенсуса? Системы, в рамках которой Россия не может позволить себе обеспечить собственному населению бесплатное образование и качественные медицинские услуги. Вместо этого финансовая нагрузка на граждан, причем на наименее обеспеченных, постоянно увеличивается. Если и дальше государство будет снижать финансирование отраслей, связанных с развитием человеческого капитала, и откладывать необходимые реформы, то проблема дураков в России отпадет сама собой. Так как сравнивать будет не с кем.
Андрей Кириллов