General Motors - расплата за добрые дела General Motors находится в кризисе из-за слишком щедрой пенсионной программы

General Motors - это корпорация, которая, кажется, на протяжении всего своего существования ставила один рекорд за другим. Так, в конце 1955 года она стала первой компанией, "делавшей" свыше миллиарда долларов в год. А в шестидесятых 9 из 10 автомобилей выпускались General Motors, Ford или Chrysler.

Времена меняются. Рекорды остаются. General Motors в середине апреля объявила о рекордных убытках за первый квартал 2005 года. Компания потеряла 1,1 миллиарда долларов, и это только слабое внешнее проявление крупного внутреннего кризиса.

Корпорация General Motors - крупнейший в мире автопроизводитель. На основанную в 1908 году компанию сейчас работает 324 тысячи человек по всему миру. Производства компании расположены в 32 странах, а автомобили продаются в 200 странах мира.

Существует распространенное мнение, что неприятности General Motors начались с опубликования финансовых результатов за первый квартал. На самом деле все началось чуть раньше, с публикации обзора, содержащего прогноз потерь компании. Именно тогда, в середине марта, акции компании упали сразу на четыре доллара и продолжили плавное снижение вплоть до публикации финансовых результатов. Сразу после этого акции General Motors достигли 10-летнего минимума: 25,6 доллара. Ничего подобного инвесторы не видели уже 10 лет.

Standard & Poor's

В начале мая General Motors был нанесен новый удар - рейтинговое агентство Standard & Poor's лишило ценные бумаги General Motors инвестиционного рейтинга, переведя их в разряд "спекулятивных".

Это положило начало волне публикаций о возможных последствиях ситуации, когда ценные бумаги крупнейших компаний становятся, как их называют трейдеры, "мусорными". Снижение рейтинга сильно ударит по корпорации, являющейся крупным заемщиком на рынке, так как стоимость займов теперь возрастет. Это, в свою очередь, означает новые миллионные убытки. Хуже всего то, что ситуация может в конце концов вылиться в дестабилизацию рынка.

Основной причиной снижения рейтинга стали проблемы с продажами наиболее доходных продуктов компании - внедорожников. Из-за повышения цен на бензин спрос на внедорожники резко снизился. Только за первые 3 месяца 2005 года продажи внедорожников сократились на 20 процентов. Кроме того, компания накопила огромную задолженность по пенсионным обязательствам. Поэтому рейтинговое агентство настроено решительно - по мнению S&P, рейтинг General Motors ждет дальнейшее понижение.

В ответ General Motors заявила, что у нее достаточно финансовых резервов, однако поверить в это сложно - ведь с основными трудностями компания столкнулась после включения в систему отчетности расходов на пенсионное обеспечение бывших работников. Можно даже сказать, что корпорация, выросшая до размеров государства, столкнулась с проблемами государственного масштаба.

Пенсионный дефицит

General Motors владеет множеством автомобильных брендов, самые известные из которых - "Бьюик", "Кадиллак", "Опель", "Понтиак", "Сааб", "Хаммер", "Шевроле". Компания сотрудничает с предприятиями Fiat, Isuzu и Suzuki.

Вообще говоря, многие крупные компании испытывают проблемы с выплатами пенсий своим работникам - общий пенсионный дефицит компаний из списка S&P500 составляет более 200 миллиардов долларов. При этом способов решения такой проблемы пенсионных задолженностей немного, и все они чреваты проблемами.

Например, можно перезанять, чтобы расплатиться. Два года назад General Motors так и сделала - заняла 13 миллиардов долларов на рынке. Реакция последовала незамедлительно - агентство Moody's понизило тогда еще вполне инвестиционный рейтинг компании на одну ступень.

Есть и другие способы борьбы - например, можно попытаться договориться о том, чтобы часть выплат на себя взял профсоюз. Легко себе представить, чем чреваты конфликты с профсоюзом United Autoworkers, если знать, что он действительно может взять на себя погашение миллиардов долларов дефицита.

Общий долг General Motors к началу апреля составил 291,8 миллиарда долларов. Это огромная задолженность - она более чем в два раза превышает внешний долг России; за обслуживание такого долга компании приходится платить ежегодно около 12 миллиардов долларов. Чтобы наглядно представить сумму этого долга, скажем, что на каждого работника компании приходится по 900 тысяч долларов задолженности.

Пенсии и льготы от General Motors получает свыше миллиона человек. За последние два года компании пришлось вложить в пенсионные фонды 30 миллиардов долларов. Кроме того, различные обязательства перед бывшими работниками стоили корпорации дополнительно 54 миллиарда долларов. Ранее, до 1992 года, компания могла не включать пенсионные расходы в баланс - это положительно отзывалось на ценах на акции, а, значит, и на капитализации компании.

Сейчас модно, говоря о пенсионной реформе, приводить следующий пример: в России каждый работоспособный гражданин содержит одного пенсионера. Отсюда обычно делается вывод о давно назревшей необходимости реформ. Стоит представить себе ситуацию General Motors, где каждый работник содержит по 3 пенсионера!

В 1992 году компании пришлось вписать в баланс 20 миллиардов пенсий. Прошло еще несколько лет - и теперь пенсии и пенсионные льготы составляют 170 миллиардов долларов. В мире сложно найти компанию, которой были бы по карману такие расходы. Но GM держится. Вернее, держалась, пока позволяла конъюнктура рынка. И пока неопределенность в ее положение не привнесло предложение Керкоряна.

Керкорян

Кирк Керкорян - один из самых старых миллиардеров мира. Он ровесник социалистической революции и человек, который всегда думает перед тем, как что-то сделать. Керкорян, сделавший состояние на игорном бизнесе, уже пробовал вкладывать деньги в автопром - к удивлению аналитиков, безуспешно.

9 мая миллиардер предложил инвесторам продать ему 28 миллионов акций General Motors. Слухи о намерении Керкоряна вложиться в компанию, которая переживает чуть ли не худшие времена за весь двадцать первый век, всколыхнули рынок. К моменту официального подтверждения предложения акции компании взлетели на 18 процентов, а после еще на два.

Керкорян известен как человек, которому нужны деньги от любых вложений. Поэтому вряд ли стоит обращать внимание на его уверения, будто массовая скупка акций гиганта не повлечет за собой попыток влияния на топ-менеджмент GM. Тем более, что эксперты утверждают - приход Керкоряна в ту или иную компанию является плохим сигналом.

С одной стороны, миллиардер имеет достаточно средств для крупной спекулятивной игры акциями General Motors, котировки которых потенциально могут достичь, скажем, вполне исторических значений в 50 долларов. Кстати, его предложение на короткое время привязывает котировки к объявленной цене в 31 доллар. Акции теперь не смогут опуститься намного ниже указанной цены до 7 июня. Владея 9 процентами акции команий, Керкорян получает в свои руки множество средств влияния на GM.

С другой стороны, усилив контроль за компанией, Керкорян может попытаться противодействовать стратегическим решениям топ-менеджмента. В такой ситуации уже побывал Chrysler, крупным акционером которого в преддверии слияния компании с Daimler-Benz стал Кирк Керкорян. К удивлению инвесторов, слияние двух компаний не привело к увеличению капитализации. Объединение стоило Керкоряну 2 миллиарда долларов. Он не отступил, и уже 5 лет ведет с компанией затяжные судебные разбирательства, пытаясь оспорить решение о слиянии.

В результате же скупки бумаг General Motors у Керкоряна окажется на руках 50 миллионов акций - почти 9 процентов всех акций компании. Если учесть, что срок его предложения истекает 7 июня, то есть ко дню проведения ежегодного собрания акционеров, Керкорян, возможно, к тому времени представит какие-то соображения по дальнейшему развитию несущего убытки предприятия.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В тот момент, когда компания столкнулась с трудностями, а акции опустились ниже отметки в 30 долларов, производитель в дополнение ко всему объявил об отзыве двух миллионов автомобилей.

Ситуация с General Motors не улучшится ни сегодня, ни завтра. Доля компании на рынке США постоянно сокращается, а другие регионы, потенциально способные приносить большие доходы, требуют еще больших вложений. Кроме того, нелегко будет перейти на набирающие всю большую популярность "гибриды", а еще сложнее (это дело не одного года) - разобраться с пенсиями.

Компания в свое время загнала себя в угол, предложив слишком хорошие условия для своих работников и не рассмотрев ситуацию в долгосрочной перспективе. Характерно, что речь идет даже не о том, чтобы выйти в плюс, а о том, чтобы получить позитивный прогноз развития и тем самым попытаться вернуть инвесторов.

Скорее всего, на собрании акционеров произойдут некоторые неожиданности. Хотя бы потому, что акции достигли дна. Потому, что американское подразделение несет убытки, а европейское находится в процессе глубокой реструктуризации. Потому, что на сцене появилось новое лицо - Кирк Керкорян, который, вложив в нее миллиард долларов, не даст компании об этом забыть.

Дальше падать некуда.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше