В памяти всего прогрессивного человечества еще свеж тот приступ грусти, что овладел им после триумфального завершения киноэпопеи "Властелин колец". Действительно, от ощущения, что к следующему Новому году уже "ничего не будет", и это после трех лет ожиданий, трейлеров, премьер, а для кого-то и более серьезных проблем с психикой, делалось как-то не по себе. Но прогрессивное человечество всегда согревала мысль: есть еще одна, быть может даже более знаменитая сага, под впечатлением от которой выросло целое поколение синефилов и киноманов - "Звездные войны". Так было. До 19 мая 2005 года.
О "Звездных войнах" стоит рассуждать с большой осторожностью. Дело не в том, что сама сага оказала беспрецедентное влияние на всю мировую киноиндустрию. И даже не в ошеломляющих спецэффектах, равных которым не было в (страшно подумать) 1977 году и нет до сих пор. И уж тем более не в том, что сага длиной в 28 лет абсолютно не потеряла своей привлекательности для легионов зрителей. Речь идет о феномене, природа которого не совсем ясна.
Ну, в самом деле, мало ли было фильмов про отважных рыцарей, коварных императоров и их кошмарных приспешников, а уж количество фантастических картин на космическую тематику, захлестнувших в 70-е американские экраны, вообще не поддается исчислению. Помнит ли кто-нибудь пользовавшиеся в свое время большим успехом фильмы "Близкие контакты третьего вида", "Человек со звезды" или бесконечный телесериал "Звездный путь"? "А "Чужой"", - скажет иной просвещенный зритель с ласковым ленинским прищуром?! Да, "Чужой" - это, несомненно, сильно и страшно. Но последовавшие за классической лентой сиквелы при всей их зрелищности никогда не воспринимались одним целым. Это были просто хорошие фильмы хороших режиссеров, никогда не вызывавшие желания купить майку с изображением лейтенанта Рипли или нацепить на себя маску главного антагониста.
Лукасу удалось удивительное. Сделать из незамысловатой, в общем-то, истории, в успех которой не верил почти никто из задействованных актеров, предмет культа, подражания и даже источник новой философии, которую иные впечатлительные фанаты называют религией. На Земле сейчас мало людей, которым была бы неизвестна фамилия Скайуокер, сиплое дыхание Дарта Вейдера и преисполненный суровой мудрости взгляд Йоды.
Наши технологии почти на 10 лет опережали существовавшие тогда и были далеки от коммерческой реальности. Почти половина действующих ныне высокотехнологичных студий были созданы или, во всяком случае, пользовались идеями Джорджа Лукаса.
А начиналось все очень по-американски. В 1975 году после выхода картины "Американские граффити", собравшей внушительные по тем временам 50 миллионов, Лукас буквально за копейки арендовал заброшенное здание в четверти часа езды от Голливуда, собрал команду таких же, как он, помешанных на компьютерах хиппи и объявил о своем намерении снять фильм, который перевернул бы мир фантастического кино. Голливудские боссы покивали головами, радостно пожали ему руку и пообещали обязательно прийти на премьеру. И лишь отказ Лукаса от причитающегося ему гонорара в обмен на эксклюзивные права на символику и героев фильма убедил хозяев 20th Century Fox выделить требуемые... 15 миллионов долларов. Несомненно, чуть позже, уже после ошеломляющих полумиллиардных сборов "Новой надежды", голливудские воротилы не раз кусали себе локти, понимая КАКИЕ права они уступили этому бородачу в клетчатой рубашке. Но было поздно. Все последующие фильмы Лукас снимал уже исключительно на свои деньги.
Однако и сам Лукас, по собственному признанию, оказался "плохим капиталистом". Создав десяток компаний, разрабатывавших значительно опережавшие свое время технологии съемок и спецэффектов, Лукас дал толчок целой отрасли, в которой до определенного момента у него просто не было конкурентов. 33 из 35 Оскаров за спецэффекты к фильмам были вручены специалистам, работающим на программном обеспечении, разработанном в компаниях Лукаса. Но в дальнейшем он, ничтоже сумняшеся, продал часть своих студий, не слишком заботясь об упускаемой таким образом прибыли. Так, глава корпорации Apple Computer Стив Джобс приобрел у Лукаса за 10 миллионов долларов подразделение по компьютерному рендерингу, которое в дальнейшем превратилось в известную ныне компанию Pixar, принесшую своим нынешним владельцам более трех миллиардов долларов прибыли. Эта сделка до сих считается одной из самых кошмарных в истории Голливуда.
Ну, а что касается "Звездных войн", то тут стоит задуматься вот еще над чем. Может ли нормальный человек снимать сначала четвертую, пятую и шестую серии саги, а затем ждать 16 лет, чтобы доснимать остальные? Не может. Лукас смог. Причем, смог так, что "приквеломания" буквально захлестнула Голливуд, не оставив безучастным даже вознесенного до небес Питера Джексона, собирающегося после "Властелина колец" снимать "Хоббита". Но вернемся к "Звездным войнам".
Кто не со мной, тот против меня
Ангелообразный светловолосый мальчик с количеством медихлорианов в крови большим, чем у магистра Йоды, гениальный механик, прирожденный пилот, спасший королеву Падме Амидалу, гунгана Джа-Джа Бингса и планету Набу со всеми ее немыслимыми обитателями. Дарт Вейдер, Темный Лорд, второй ситх, верный слуга императора, уничтоживший орден джедаев, республику и несколько густонаселенных миров ради установления нового порядка. Драматическая трансформация, известная всем. Но в этом и состоит феномен Лукаса. Все знают, чем все закончится, кто кого убьет, кто в кого превратится и какого цвета будет световой меч у каждого из героев, но тем не менее поклонники "Звездных войн" за многие недели до премьер разбивают палаточные городки у кинотеатров, чтобы, не дай Бог, не пропустить счастливый момент начала продажи билетов.
"Звездные войны. Месть Ситха" - последний и самый мрачный из всех эпизодов саги. Мрачный настолько, что сам Лукас признавал, что фильму скорее всего будет присвоен рейтинг PG-13, разрешающий посещение кинотеатров детям до 13 только в сопровождении взрослых. Притом, что предыдущие эпизоды выходили на экраны без возрастных ограничений. Главные действующие лица все те же:
Йода
Старейший и самый уважаемый из джедаев, наделенный нечеловеческой мудростью и нечеловеческим же талантом изъяснять свои мысли. Единственный представитель неземной формы жизни, играющий одну из главных ролей во всех сериях саги. Велеречив и окрашен в приятный для глаз зеленый цвет. Жизненное кредо - прикидываться немощным стариком. Девиз - видим тебя насквозь.
Оби-Ван Кеноби
Ученик строптивца Квай-Гон Джинна, обещавший на его смертном одре сделать из юного Скайуокера настоящего джедая. Сделал. То, что из этого получилось, как раз и является предметом исследования всей саги. Отважен и самотвержен. Ликвидировал ситха Дарта Мола, командующего дроидами генерала Гривиуса и множество других существ, наверняка занесенных в галактическую Красную книгу. На исходе жизни присматривал за сыном Энакина Скайуокера Люком, внушая ему, что его отец убит Дартом Вейдером. Жизненное кредо - не пускать Энакина в совет джедаев. Девиз - ты же был избранным!
Энакин Скайуокер, он же Дарт Вейдер
Бывший раб, освобожденный благодаря помощи Квай-Гон Джинна и собственным незаурядным способностям. Падаван (ученик) Оби-Вана, превзошедший своего учителя по всем статьям. Пережил несколько личных драм и решил перекроить мир таким образом, чтобы "никто больше не умирал". Ради этой цели уничтожил всех своих близких, джедаев, сам остался лишь на треть человеком, едва не убил своего собственного сына и, в конце концов, сбросил в глубокий коллектор Императора Палпатина, позволив ордам повстанцев одержать невероятную победу. Жизненное кредо - дайте мне точку опоры, и я переверну мир. Девиз - вот вырасту, всех зарублю.
Сенатор Падме Амидала
Бывшая королева планеты Набу, спасенной в результате отчаянного рейда юного Энакина Скайуокера. В дальнейшем супруга спасителя и мать двоих его детей, одной из главных целей которых станет уничтожение собственного папы. Обладает довольно спорным, по части нарядов и макияжа, вкусом, неплохо стреляет и плохо разбирается в мужчинах. Жизненное кредо - увлечение существами противоположного пола значительно моложе ее. Девиз - вы разбиваете мне сердце.
Канцлер Палпатин, он же Первый Ситх и будущий Император
Необычайно коварен и умен. Многие годы ускользал от пронизывающего насквозь взгляда Йоды, который с легкостью определил опасные наклонности юного Скайуокера, но не сумел разглядеть находившегося в непосредственной близости адепта Темной стороны Силы. Сумел ловко воспользоваться жизненной драмой Энакина и сделать из него киборга, наводящего ужас на всю Галактику. Обладает фирменной способностью поражать противника разрядом молнии. Жизненное кредо - Император. Девиз - джедаям джедаева смерть.
Остальные участники "Мести Ситха" являются персонажами функциональными, вся задача которых сводится к поддержанию общей сюжетной конструкции и своевременной гибели от рук главных героев. Пересказывать сюжет фильма не имеет смысла, равно как и подробно описывать масштабные космические баталии. И то и другое разительно отличается от того, что мы видели в предыдущих эпизодах.
По драматизму некоторые сцены вполне могу претендовать на одну из многочисленных профессиональных наград, которыми столь богата американская киноиндустрия. Побоище в храме джедаев, дуэль Скайуокера и Оби-Вана, смерть Падме и одновременное создание Дарта Вейдера из того, что осталось от Энакина, горе последнего, узнавшего о гибели любимой супруги, которую он некоторое время назад самозабвенно душил. Лукас сумел снять настоящую драму, где привычные спецэффекты являются лишь фоном, не затмевающим буйство человеческих и нечеловеческих страстей.
У "Мести Ситха" есть и еще одно существенное отличие от остальных серий. В нем нет ярко выраженных положительных и отрицательных персонажей. Положителен ли Оби-Ван, в силу не совсем ясных причин постоянно выступающий против включения Энакина в состав совета джедаев и тем самым толкающий его в объятия Темной стороны Силы? Положителен ли Йода, под мудрым руководством которого рыцарский орден уверенно превращается в собрание политиков и интриганов, не выдержавшее серьезного испытания? Отрицателен ли Дарт Вейдер, принявший сторону единственного "человека", оценившего его способности, стремящийся спасти свою супругу, а также избавить обитаемую часть Вселенной от хаоса, в которую его погрузила демократическая республика во главе с джедаями? Ведь совершенно очевидно, что им движет не жажда абсолютной власти, как в случае с Палпатином.
Джордж очень похож на Тарантино. Он также совершенно точно знает, какой результат он хочет получить от актеров, но в то же время дает возможность импровизировать и никогда не отказывается от хороших идей, которые могут возникнуть в процессе съемок. Единственное отличие между ними в том, что один их них выражает свои мысли по возможности громко, другой никогда не повышает голоса.
Но эти опасные размышления пусть остаются на совести самого Лукаса, который был вынужден неоднократно разъяснять журналистам, что его последний фильм не проводит, не дай Бог, никаких аналогий с тем, что происходит в США, а Энакин Скайуокер ни в коем случае не похож на Джорджа Буша, хоть иногда и произносит странно знакомые фразы. Это просто сказка, оправдывается Лукас. И нам всем хочется в это верить, хотя, как говорил следователь в "Собачьем сердце": "Сигналы очень нехорошие".
Для самого же Лукаса "Месть" в действительности является апофеозом его деятельности и в какой-то степени завещанием. По его собственному утверждению, в дальнейшем он намерен заняться исключительно малобюджетными фильмами и арт-хаусом, а быть может, и документальным кино. И в самом деле, что еще может снять человек, создавший "Звездные войны"?! Ну, разве что спродюсировать с другом Стивеном четвертого "Индиану Джонса".
Но вот интересная деталь. Сразу после окончания всех работ над "Местью" всем сотрудникам компании Lucas Films было мягко, но твердо предложено подписать специальный контракт, в котором особо оговаривалось почетное право сохранять в полной секретности то, чем компания намерена заниматься в ближайшем будущем. Если учесть, что изначально предполагалось три трилогии "Звездных войн"... Удачи вам, мистер Лукас, на поприще документального кинематографа.
Андрей Воронцов