Прошел всего год с момента вступления Латвии, Литвы и Эстонии в Евросоюз. И всего 14 лет с момента их выхода из другого Союза – Советского. И целых 55 лет - с лета, когда они после совсем недолгого перерыва попали в орбиту Российской империи, которая в 1940 году называлась "CССР". И все же Прибалтика сейчас живет одной жизнью, а остальные края 1/6 части суши – совсем другой. Глава 12 нашего проекта посвящена Латвии, Литве и Эстонии.
Общая информация:
Площадь Латвии - 64589 квадратных километров. В Латвии проживает примерно 2 миллиона 330 тысяч человек. Из них латыши составляют около 60 процентов, русские – около 29 процентов (в некоторых городах количество русских и русскоязычных жителей превышает количество латышей). Латышский язык является в республике государственным, русский язык официального статуса не имеет.
Площадь Литвы - около 65200 квадратных километров. На этой территории проживают примерно 3 миллиона 600 тысяч человек, из них литовцев – 83 с лишним процентов, русских и поляков – по 6 процентов. Литовский язык является государственным.
Площадь Эстонии – 45200 квадратных километров. Население Эстонии достигает 1 миллиона 300 тысяч человек (по данным ООН), из них эстонцев 68 с лишним процентов, русских – 25,8 процентов. Государственным языком в республике является Эстонский. Кстати, эстонский язык принадлежит к финно-угорской группе языков, как венгерский или мордовский языки, в то время как латышский и литовский – единственные два сохранившихся в мире языка балтийской группы.
Большинство жителей Прибалтики – католики или протестанты, хотя в республиках немало и приверженцев Русской православной церкви. Территория Прибалтики вошла в состав Российской империи в конце 18-го – начале 19-го века, все три республики провозгласили свою независимость в 1918 году и потеряли ее в 1940 году, когда по условиям пакта Молотова-Риббентропа перешли под контроль СССР. С 1941 по 1944 годы Прибалтика находилась под контролем Германии, а после войны три республики вошли в состав СССР, став единственными довоенными европейскими государствами, которым не удалось сохранить даже видимость суверенитета. Латвия, Литва и Эстония объявили о своей независимости от СССР в 1990 году. Советский Союз признал их самостоятельный статус в августе 1991 года. 1 мая 2004 года Латвия, Литва и Эстония вошли в Евросоюз.
Крупнейшие города: Рига (столица Латвии, 740 тысяч человек), Вильнюс (столица Литвы – 550 тысяч человек), Таллин (столица Эстонии – 400 тысяч человек).
Политическая система:
В основе нынешних основных законов прибалтийских республик лежат конституции, действовавшие в краткий период их независимости в первой половине прошлого века. В Эстонии и Латвии президент избирается членами парламентов, в Литве – путем прямого голосования. Во всех трех республиках кандидатура премьер-министра выдвигается президентом (или президент назначает главу правительства) с учетом результатов парламентских выборов. Во всех трех республиках действует система местного самоуправления (причем в Литве политическая система более централизована, чем в Латвии и Эстонии), проведена реформа судебной власти.
Правительства прибалтийских республик несут ответственность перед парламентом и не могут работать без поддержки парламентского большинства, поэтому весьма часто меняются. В Латвии на парламентских выборах 2002 года основной темой была коррупция. После смены нескольких составов кабмина в декабре 2004 года к власти в республике пришло правительство Айгарса Калвитиса, в которое вошли четыре консервативные партии – "Новое время", Народная партия, Первая партия и "Союз зеленых и крестьян".
Около 500 тысяч русскоязычных жителей Латвии и Эстонии не имеют гражданства. Власти обеих республик отказывает в праве на натурализацию различным группам населения, в частности – бывшим военнослужащим Советской Армии, сотрудникам КГБ, лицам, приехавшим в республики после 1940 года и их потомкам. У всех этих людей остается возможность получить статус иностранцев, заметно ограничивающий их в правах. Кроме этого, получение гражданства связано со сдачей экзамена на знание национального языка и выплатой достаточно высокой пошлины, а русскоязычная община в республиках постоянно сталкивается с такими проблемами, как запрет на использование родного языка, закрытие национальных школ и так далее. По мнению многих прибалтов, все эти меры вынуждены, являются последствиями оккупации и насильственной русификации республик и не дискриминируют русских, которые действительно хотят стать частью латышского или эстонского общества.
Предыдущее правительство Эстонии ушло в отставку из-за выражения парламентом вотума недоверия министру юстиции. Нынешнее правительство, утвержденное 12 апреля 2005 года, получило название "чесночная коалиция", так как образовавшие его лидеры пришли к соглашению за обедом в таллинском ресторане "Бальтазар", известном своими блюдами с чесноком. Это правительство возглавляет Андрус Ансип, и в него входят представители Партии реформ, Народного союза и Центристской партии. В целом эстонское правительство в настоящий момент можно назвать правоцентристским.
В Литве сенсацией парламентских выборов в октябре 2004 года стала победа возглавляемой выходцем из России Виктором Успасских Партии труда, пришедшей к власти благодаря популистским лозунгам. Партия труда вступила в коалицию с социал-демократами, социал-либералами (партия националистического толка) и Союзом Крестьянской партии и Новой демократии (консервативная партия). Пост главы правительства Литвы занимает экс-президент республики - социал-демократ Альгирдас Бразаускас.
Для политической жизни прибалтийских республик наиболее актуальными проблемами являются коррупция, безработица, необходимость приспособления к экономическим реалиям и стандартам Евросоюза, налоговая и финансовая политика, а для Эстонии и Латвии также – положение русскоязычного населения. В Литве последний вопрос стоит не столь остро, так как русские составляют там всего 6 процентов населения.
Лидеры
Президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга родилась 1 декабря 1937 года в Риге. Во время Второй мировой войны ее семья бежала из Латвии и, в конце концов, осела в Канаде. С детства Вайра была активистом латышских национальных организаций. Она училась в университетах Торонто и Монреаля и к 1965 году стала доктором наук по специальности "экспериментальная психология". До 1998 года работала профессором в университете Монреаля. Возглавляла научные организации, занималась изучением латышских песен. Избрана президентом Латвийской Республики 17 июня 1999 года. 20 июня 2003 года парламент Латвии 88 голосами "за" и 6 "против" повторно избрал Вайру Вике-Фрейбергу на должность президента страны. Считается, что Вайра Вике-Фрейберга – человек академического склада ума, не любящий политические интриги. Вполне возможно, именно склонность латышского президента к прямым и честным высказываниям и позволила ей сохранить любовь латышей даже к середине своего второго срока.
Президент Литвы Валдас Адамкус родился в 1926 году. После оккупации Литвы в 1940 году вступил в ряды сопротивления (что и дало оппонентам возможность обвинять его в участии в войне "на стороне Гитлера"), в 1944 году вместе с родителями бежал в Германию. Позже сам переехал в США, где работал механиком, чертежником, а затем получил высшее инженерное образование. С самого начала эмиграции Адамкус принимал деятельное участие в работе литовских организаций в Европе и США и занимал в них ведущие посты, подавал многочисленные петиции против оккупации республики. Начиная с 1970-х годов Адамкус регулярно приезжал в Литву, а в 1993 году вообще переехал в республику и начал принимать активное участие в ее политической жизни. В 1998 году Адамкус был избран президентом республики, а в 2003 году проиграл президентские выборы Роландасу Паксасу. В 2004 году, после импичмента Паксаса, в Литве состоялись новые выборы, и Адамкус вновь стал президентом. Как гласит официальный сайт Адамкуса, превратив Литву в свободную и открытую страну и обеспечив ее вступление в ЕС, теперь он считает своей главной целью обеспечение европейского уровня благосостояния для каждого жителя республики. А как говорят злые языки, импичмент Паксаса являлся, по сути, результатом заговора вольготно чувствовавших себя при Адамкусе представителей литовской элиты, вернувшихся таким образом "к кормушке".
В отличие от Вике-Фрейбреги и Адамкуса, президент Эстонии не может похвастаться прошлым, не запятнанным сотрудничеством с советской властью. Даже наоборот – родившись в 1926 году на острове Сааремаа и начав свою карьеру в должности агронома, Рюйтель к 1983 году дослужился до должности главы президиума Верховного Совета ЭССР, то есть, если выражаться в принятых в современной Прибалтике терминах - главного коллаборациониста оккупированного государства. Однако в конце перестройки именно Рюйтель встал во главе движения за независимость Эстонии и в 1990 году участвовал в подготовке знаменитой резолюции "О государственном статусе Эстонии". После обретения Эстонией независимости Рюйтель не ушел из политической жизни. Он был членом Конституционного собрания, депутатом парламента и возглавил правоцентристскую "Партию крестьян", ныне переименованную в "Народный союз Эстонии". В 2001 году парламент избрал Арнольда Рюйтеля президентом республики (до этого бывший коммунист предпринимал еще две попытки возглавить государство, но оба раза – безуспешно).
Оппозиция
В Латвии и Эстонии существуют достаточно влиятельные движения, выступающие в защиту русскоязычной общины, например - организация "За права человека в единой Латвии", получившая 19 процентов голосов на последних парламентских выборах и сумевшая даже добиться избрания своих делегатов в Европарламент. Подобных организаций было бы больше, и они давно стали бы серьезной политической силой, если бы у всех представителей русскоязычного населения Латвии и Эстонии было право голоса.
.title ПРОЕКТ LENTA.RU
1/6 часть суши
В определенной степени нежелание властей республик предоставлять русскоязычным жителям гражданство как раз и объясняется их страхом перед политическими последствиями появления столь влиятельной группы электората, убеждения и интересы которого могут во многом не совпадать с убеждениями и интересами остального населения. Кроме движений за права русских, в Латвии и Эстонии действуют левые партии (которые, кстати, периодически выступают в альянсе с "русскими" движениями), например – Латышская социал-демократическая рабочая партия или "Народная партия умеренных" в Эстонии. Они выступают с классической европейской социал-демократической программой, то есть за прогрессивное налогообложение, социально-ориентированную экономику и так далее.
В Литве в настоящий момент ситуация выглядит несколько иначе. С одной стороны, литовский президент, обладающий большими полномочиями, чем его коллеги в соседних республиках, является правоцентристом и опирается на консервативные слои общества. С другой стороны, пост премьер-министра в республике занимает социал-демократ, а правительство представляет собой коалицию левых и правых партий. Уже не первый месяц Литву сотрясают коррупционные скандалы. По состоянию на май 2005 года фигурантом главного из них является лидер "Партии труда", которого обвиняют в несправедливом распределении средств, поступивших в республику из Евросоюза.
Экономика
В 2004 году ВВП Латвии составил примерно 25 миллиардов долларов, Литвы – около 45 миллиардов долларов, Эстонии - 17 с лишним миллиардов долларов. Экономики прибалтийских республик – одни из самых быстрорастущих в Европе. В прошедшем году Литва, Латвия и Эстония с приростом ВВП в соответственно 9 процентов, 6,1 процента и 5,9 процента заняли первое, третье и четвертое места по этому показателю среди стран-членов ЕС (на втором месте оказалась Ирландия). Во всех трех республиках практически завершен процесс приватизации и проведения структурных реформ. Благодаря выгодному географическому положению и стабильности они являются привлекательными для инвесторов, которые с удовольствием вкладывают деньги в телекоммуникации, банковский бизнес и другие сферы экономики (например, 89 процентов банков Литвы принадлежат иностранцам).
Однако следует понимать, что быстрее всего ВВП растет там, где экономика наименее развита, а инвесторов в республиках Балтии привлекает, в том числе, и низкий уровень заработной платы. Средняя зарплата в Латвии составляет сейчас 316 евро, в Литве - 365 евро, а в Эстонии - 449 евро. При этом цены в республиках всего на 35 процентов ниже, чем в Евросоюзе, а ведь средний европейский работник получает в месяц 2 с лишним тысячи евро. В числе основных проблем Прибалтики можно назвать высокий уровень коррупции и развития теневой экономики (в рейтинге прозрачности международной организации Transparency International Эстония занимает 31-е место, Латвия – 57-е, Литва – 44-е места, что делает их лучшими среди бывших республик СССР, но одними из худших - в Европе), коллапс многих советских заводов, низкие социальные выплаты, безработицу.
Выборы
У ОБСЕ и других международных организаций не бывает серьезных претензий к выборам в Прибалтике. В Эстонии ближайшие парламентские выборы состоятся в марте 2007 года, а президента депутаты изберут осенью 2006 года. Кстати, до этого момента эстонцы еще могут изменить систему выборов президента и сделать их прямыми, как это неоднократно предлагали депутаты. В Латвии выборы в парламент пройдут в октябре 2006 года, а нового президента придется избирать в июне 2007 года. Литву выборы президента ожидают в 2009 году, а парламента – в 2008-м.
Позиция ЕС и РФ
Прибалтийские республики входят в Евросоюз. С одной стороны, это накладывает на них определенные обязательства в сфере соблюдения прав национальных меньшинств и вообще поддержания высоких демократических стандартов в политической жизни. С другой, власти в Латвии, например, не могут полностью удовлетворить требования ЕС по части предоставления равных прав меньшинствам, так как это вызовет подъем националистических настроений в самой республике. В принципе, хотя ЕС и признает недопустимость дискриминации нацменьшинств в странах – членах союза, его позиция в отношении Латвии и Эстонии до недавнего времени заключалась в игнорировании проблем русских неграждан. Даже теперь ЕС ограничивается мягким порицанием в адрес прибалтийских республик и отказывается надавить на них, несмотря на требования России.
Не менее жестко Евросоюз стоит на своем и по вопросу транзита жителей Калининградской области в РФ через территорию Литвы, настояв на необходимости получения россиянами (пусть и по упрощенной схеме) транзитных документов. В конечном счете, после прошлогоднего расширения ЕС, по всем спорным вопросам России приходится договариваться не столько с лидерами стран Прибалтики, сколько со стоящими у них за спиной еврокомиссарами.
А таких вопросов немало. Кроме ставшего уже одиозным спора о роли Советской армии в истории прибалтийских республик и упомянутых выше калининградского транзита и прав русскоязычного населения, есть еще вопрос о границах. С Литвой он был решен еще в 1997 году, а Федеральное собрание РФ ратифицировало соответствующий договор в 2003 году. Договор о границах с Эстонией наш МИД подписал 18 мая 2005 года, причем увязать его с автоматическим предоставлением гражданства русскоязычному населению республики нам так и не удалось. Договор же с Латвией не подписан до сих пор, так как латышские власти еще не окончательно решились отказаться от претензий на Абренский район (Пыталовский район Псковской области).
Светлое будущее
Хотя и нельзя сказать, что, избавившись от "оккупантов" и войдя в семью европейских народов, Латвия, Литва и Эстония разом решили все свои проблемы, оснований говорить, что эти республики еще пожалеют о своем желании отвернуться от России, тоже нет. Особенно после того, как эти страны вошли в состав ЕС, не только получив таким образом политическую поддержку и весомую экономическую помощь, но и лишившись необходимости проходить через оранжевые революции. Остается надеяться, что, в конечном счете, русскоязычные жители Литвы, Латвии и Эстонии также смогут в полной мере насладиться плодами евроинтеграции. Судя по всему, именно этого они и собираются дождаться, упорно предпочитая борьбу против дискриминации в Риге и Таллине переезду в Москву. Россиянам же остается на досуге порассуждать о том, благодаря чему судьба Прибалтики после 1991 года оказалась существенно иной, чем судьба других республик 1/6 части суши. Гипотезы о глобальных различиях между русским и эстонским национальными характерами не предлагать.
Елена Любарская