Европа весь прошлый век только и делала, что загнивала. Сначала она зализывала раны от Первой Мировой, потом готовилась и вела Вторую, затем от нее отходила - десятки маленьких государств обижались сначала на СССР, подчинивший себе всю Восточную Европу, а затем на США, которых в те времена называли загнивающими только Петросян с Задорновым.
Многие века Европа жила мечтой об объединении, и всегда ей что-то мешало - то внешнее вмешательство, то внутренние распри, то нарочитое безразличие к проблемам соседей. Так или иначе, это уже история, потому что последние 12 лет (почти 12, если считать с момента ратификации Маастрихтского соглашения) Европа наслаждается единством.
Надо сказать, что после столь желанного объединения европейцы неожиданно для себя обнаружили, что старые проблемы никуда не ушли, разве что чуть уменьшились. Кроме того, они стали общими, а введение общих для всех экономических правил значительно усложнило их разрешение.
Вообще, если взглянуть на ЕС поближе, то страны Европейского союза можно разделить на две неравные категории.
Большая часть членов ЕС - это страны развивающиеся, проблемные или играющие второстепенную роль в основных политических и экономических процессах ЕС. Речь идет, конечно, в основном о странах Прибалтики и Восточной Европы. Меньшая часть - это развитые страны, входящие, в частности, в "Большую восьмерку", каркас Евросоюза: Франция, Германия, Великобритания, Италия.
Самый здоровый тяжелобольной
Современной идее европейской интеграции более 50 лет. Впервые ее высказал министр иностранных дел Франции Роберт Шуман 9 мая 1950 года. Теперь 9 мая является официальным европейским праздником, так называемым днем Европы.
Нельзя сказать, что для французов совсем уж полным откровением стало майское падение индекса делового оптимизма - экономика Европы в целом чрезвычайно сильно зависит от поставок энергоносителей, а в мае цены на нефть продолжили неумолимо расти - за год баррель нефти подорожал больше чем на треть. Впрочем, делового оптимизма поубавилось и в Германии, и в Италии.
Шоком было то, что индекс упал до уровня 19-месячного минимума. Кроме того, в начале года экономический рост замедлился, а спустя пару месяцев новый министр финансов Франции Тьерри Бретон заявил, что нижняя граница роста ВВП (ранее предполагалось, что экономика Франции вырастет на 2-2,5 процента) с этого момента становится потолком, к которому и будет стремиться правительство.
Несмотря на то, что экономика Франции считается одной из самых здоровых в Евросоюзе, она уже давно и тяжело больна. В 2006 году долг страны вырастет до умопомрачительных 1,342 триллиона долларов. Только на уплату процентов по этому долгу уйдет весь собранный в 2006 году подоходный налог. Кстати, доля налоговых доходов в "самой здоровой экономике" - одна из самых высоких в Европе (свыше 40 процентов).
Кроме всего прочего, Франция страдает от безработицы - к весне этот показатель достиг 10,2 процента, что является пятилетним максимумом. По мнению аналитиков, он вряд ли опустится хотя бы ниже 9 процентов в течение всего 2006 года.
Стоит отметить и тот факт, что именно Франция сыграла роль запала в срыве референдума по вопросу о принятии Евроконституции. Всенародное "non" решило судьбу не только всей Европы, но и экономического курса Франции - недаром наблюдатели отмечали, что французы голосуют не против Евроконституции, а против правительства и Жака Ширака.
Чуть позже только начавшая приглядываться к новому правительству Франция (старое ушло в отставку после референдума) услышала выступление министра финансов Тьерри Бретона, который произнес заветное: "Мы должны набраться смелости и открыто заявить, что Франция сейчас живет не по средствам. Французам следует это понимать".
Французы действительно узнали много нового для себя - в частности, про то, что Франция нарушает правила ЕС, запрещающие странам-членам Евросоюза иметь бюджетный дефицит, превышающий 3 процента, про то, что в ближайшем будущем стране будет сложно не то что сокращать долг, но и просто его обслуживать. Более того, Бретон считает, что именно обслуживание госдолга лишает французскую экономику возможности маневра.
А еще правительство порекомендовало французам больше работать, так как это позволит не только снизить уровень безработицы, но и обеспечит экономический рост, показатель которого должен, по мнению министра, составлять не менее 3 процентов.
Теперь вспомним, что экономика Франции традиционно считается одной из лучших в еврозоне - здесь развит рынок жилья, производится вдумчивое управление потребительскими расходами. Интересно, каковы же тогда худшие экономики Европы.
Закат единой Европы
Экономика стран ЕС сейчас испытывает весь спектр сложностей, связанных с федерализмом как формой государственного или надгосударственного устройства. В частности, проблемы одной из стран-членов ЕС отражаются на общих показателях. Когда же проблемных стран несколько, экономика ЕС погружается в системный кризис.
Итак, 27 мая Минфин Финляндии урезал прогноз роста экономики с 3,3 до 3 процентов. Днем ранее ЦБ Нидерландов пересмотрел прогноз роста ВВП в сторону понижения, а правительственное агентство Бельгии по прогнозам урезало прогноз роста экономики аж на 20 процентов - с 2,2 до 1,7 процента.
Организация экономического сотрудничества и развития еще раньше урезала прогноз совокупного экономического роста входящих в нее 30 государств до 2,6 процента в 2005 и 2,8 - в 2006 году. Кстати, прогноз роста Франции был урезан на 25 процентов - с 2 до 1,4 процента.
Весна вообще не задалась. В апреле текущего года объемы производства стран еврозоны, до этого постоянно замедлявшие свой рост, впервые за 20 месяцев сократились. Снизились и объемы закупок, так как высокие цены на нефть внесли значительный вклад в себестоимость продукции.
А ведь проблемы начались еще раньше - например, Германия в 2004 году два квартала подряд показывала отрицательный рост экономики, а в Италии в то же время наблюдалось сокращение производства. Европейским державам приходится искать внешнего или внутреннего врага - в зависимости от политической обстановки.
Так, для Италии таким внешним врагом является бурный поток китайских товаров, а внутренним - политика европейского Центробанка, который не хочет менять учетную ставку, способную стимулировать деловую активность. Для Франции внешним врагом являются восточноевропейские рабочие, способные подорвать рынок труда. Внутренних же врагов несколько - и слишком короткая рабочая неделя, и огромный бюджетный дефицит.
У Германии тоже множество проблем - тут и иммигранты, и разница в уровне жизни между Восточной и Западной Германией, и полуторатриллионный госдолг.
Приключения итальянцев в Евросоюзе
Италия - своеобразная держава. У нее традиционно слабые экономические показатели, однако она входит в "Большую восьмерку". Например, госдолг Италии составляет 1,7 триллиона долларов, это 105 процентов ВВП - по этому показателю Италия занимает 9 место в мире.
Так называемый Пакт о стабильности, заключенный между европейскими странами, запрещает иметь бюджетный дефицит, превышающий 3 процента. Интересно, что это уже вторая версия документа - первая версия была расторгнута после того, как оказалось, что Франция и Германия нарушают его третий год подряд.
Италия отказалась от лиры в пользу евро более трех лет назад, однако до сих пор недовольна своим решением. Достаточно сказать, что именно члены итальянского правительства, наблюдавшие за безудержным падением евро после провала референдума, выступили с предложением выйти из еврозоны, что главами других государств было названо глупостью.
Дошло до того, что недавно Брюссель установил срок в два года, в течение которого Рим должен урегулировать положение в бюджетной сфере. В частности, Италия должна сократить бюджетный дефицит с таким расчетом, чтобы он удовлетворял трехпроцентному критерию ЕС (речь идет о той же самой проблеме, что и у Франции). По мнению экспертов, бюджетный дефицит Италии вырастет в ближайшее время до 6-7 процентов.
Экономика Италии уже практически находится в состоянии рецессии. В текстильной отрасли множатся банкротства. Серьезно снижаются продажи кормильца Италии - автоконцерна Fiat. Кроме того, ослабление экономики приняло цикличный характер. В 2004 году ВВП страны вырос всего на 1,3 процента, а в 2005 году, по прогнозам, составит всего 0,6 процента - худший показатель среди всех индустриальных стран мира. К счастью, Брюсселю хватило смелости назвать происходящее "глубокими структурными проблемами".
Еще одной причиной кризиса в Италии является сорокапроцентная потеря конкурентоспособности с Германией в области оплаты труда, так как еще в 1995 году курс лиры был зафиксирован по отношению к марке, главным образом вследствие более высокого, чем в Германии, уровня инфляции и более низкой производительности труда. Теперь же ко всему прочему начинают сказываться и последствия демографического кризиса.
Экономисты предупреждают, что попытки сокращения бюджетного дефицита обречены на провал. В принципе не ясно, сможет ли страна, не используя такой инструмент, как девальвация (ведь бюджетная политика ЕС не разрешает его использовать), решить свои проблемы и проблемы всей Европы.
Террор - не причина
После лондонских взрывов экономический спад может еще больше ускориться. Нет никаких сомнений в том, что плохие новости будут часто подаваться под соусом страха делового сообщества перед новыми терактами. Однако на самом деле это не так, потому что флагманы ЕС начали тонуть не в 2005 и не в 2004 году, а тогда, когда принимали закон, лишающий европейские державы эффективных средств борьбы с бюджетным дефицитом.
Фактически Европа попыталась создать модель идеального государства, в котором просвещенные члены ЕС живут по единым правилам, ведут честную торговлю со всем миром и являются экономической альтернативой США.
Почти ничто из запланированного осуществлено не было. Единая европейская валюта, которая должна была быть "новым долларом", фактически является производной от доллара, к тому же переживающей кризис за кризисом. Хотя страны ЕС и являются членами ВТО, их экономика не имеет возможности защиты от, скажем, поставок того же китайского текстиля. Кроме того, экономика ЕС до сих пор не является инновационной, на научные исследования европейцы тратят в 1,5 раза меньше США.
И, конечно, есть огромная проблема, которую здесь стоит лишь упомянуть, так как это тема для отдельной статьи. Речь идет о старении населения и слишком хорошей жизни европейских пенсионеров. Важная часть всех вышеперечисленных бюджетных дефицитов и долгов - это именно долги по пенсиям и социальному обеспечению.
Поэтому Европе придется согласиться жить хуже, чтобы в результате жить лучше. Хочет она этого или нет.