Война в Ираке, как и любой другой крупный конфликт, является одновременно огромным полигоном для испытания различной военной техники. Дело в том, что не только при проектировании, но даже и на испытаниях, учениях и прочих проверках выявить все недостатки и достоинства боевых машин довольно сложно. История многих танков, бронетранспортеров, автомобилей, побывавших на войне, изобилует большим количеством переделок, исправлений, модернизаций. К примеру, в годы Великой Отечественной войны в конструкцию танка Т-34 вносилось по несколько тысяч исправлений в год. Начиная операцию в Ираке, американцы, как выяснилось позднее, не подозревали, с чем им придется столкнуться уже после победы, доставшейся сравнительно легко еще весной 2003 года. Сегодня военнослужащим коалиции приходится иметь дело не с солдатами и устаревшей бронетехникой армии Саддама, а с партизанами, вооруженными гранатометами и минами - оружием, ставшим намного более опасным для американских танков и бронетранспортеров, чем закопанные в песок по башню иракские Т-55.
Справедливости ради стоит отметить, что в таких условиях с подобной проблемой столкнулась бы любая армия. Российские БТРы, БМП и БМД в Чечне также оказались практически беззащитными против мин и гранатометов. Изначально бронетранспортер и боевая машина пехоты были спроектированы для безопасной перевозки солдат, в том числе и на поле боя. Они оснащались легкой противопульной броней и относительно легким вооружением: бронетранспортер - обычно крупнокалиберным пулеметом, а БМП, чаще всего, - малокалиберной пушкой. В условиях партизанской войны, когда против оккупационных или полицейских войск начинают применять мины или гранатометы (последние обычно из засады), ничто не может спасти эти легкие машины.
В результате российские солдаты еще в Афганистане пересели из внутренних отсеков БТР на броню (позже этот опыт пригодился и в Чечне). Только так можно с определенной вероятностью спастись во время взрыва мины и практически гарантированно - при попадании в машину кумулятивного выстрела от РПГ. Кумулятивный боеприпас при столкновении с броней выпускает мощную струю раскаленной газово-металлической смеси, которая буквально прожигает сталь, создавая внутри избыточное давление, несущее смерть экипажу. В такой ситуации отчасти могут помочь открытые люки, но при этом экипаж все равно получает ожоги и тяжелые ранения.
С минами дело обстоит еще сложнее. При взрыве мощного фугаса те, кто находится "на броне", чаще всего получают сильнейшую контузию, а зачастую и гибнут. Экипажу приходится еще хуже - его от взрывного устройства защищает относительно тонкое бронированное днище. При этом совершенно неважно, насколько тяжелая машина наехала на мину - теоретически можно заложить на дороге фугас мощностью в несколько сот килограммов тротила, и тогда любой танк превратится в груду обломков. Именно так произошло 15 февраля 2002 года на Ближнем Востоке, когда один из лучших танков в мире - 65-тонный израильский "Меркава-3" - подорвался в секторе Газа на заложенном палестинцами фугасе. Трое из четырех членов экипажа погибли, танк получил серьезнейшие повреждения - усиленная защита днища не выдержала удара взрывной волны, после взрыва детонировал боезапас...
Во время "гонки на танках по пустыне" - в течение первого месяца войны в Ираке, когда американцам противостояла иракская армия, танки, бронетранспортеры и БМП двигались в составе колонн, которые сверху прикрывали вертолеты и самолеты. Хорошо организованная, оснащенная по последнему слову техники американская армия без труда сломила сопротивление иракской, вооруженной устаревшими машинами, да еще и морально готовой к поражению.
Тогда о защите от дорожных мин и обстрелов из засад не думали. Однако впоследствии, когда в Ираке началась жестокая партизанская война, американцы столкнулись с теми же проблемами, что и российские военнослужащие в Чечне - легкая бронетехника, которую используют для патрулирования, охраны важных объектов и прочих повседневных армейских нужд, оказалась уязвимой для огня легкого противотанкового и даже простого стрелкового оружия - гранатометов, пулеметов и автоматов, снаряженных бронебойными пулями.
При этом самой уязвимой машиной в Ираке является внедорожник Humvee - четырехколесный легковой автомобиль повышенной проходимости. В американских войсках, дислоцированных в Ираке, их насчитывается около 20 тысяч. Эти "рабочие лошадки" американской армии выполняют множество функций, действуя как патрульные, медицинские, командно-штабные, разведывательные, транспортные и прочие автомобили. И большинство из них вообще не имеют никакой брони.
По мнению американской газеты New York Times, эта машина, спроектированная 25 лет назад, в самый разгар Холодной войны, не отвечает не только современным требованиям - она изначально не соответствовала условиям любого театра боевых действий. Коробчатый кузов и полное отсутствие бронезащиты делают "Хаммер" стальным гробом на колесах - обзор из узких окон плохой, а сама машина - цель довольно крупная и предельно уязвимая. В "базовой" комплектации, не защищенный навесными бронелистами, Humvee может быть поражен из автомата - тонкая броня, установленная под прямым углом, не заставляет пули рикошетить.
Еще хуже дело обстоит с защитой от мин - даже новейшая, хорошо бронированная версия автомобиля - M1114 - "держит" взрыв пятикилограммовой мины, если та взрывается под передними колесами, и всего полтора килограмма, если она сработает под днищем в задней части. Это неплохой показатель для "гражданского" внедорожника, совсем неплохой, но он совершенно не может помочь экипажу такого "Хаммера", если под его днищем взрывают 10 килограммов тротила. При этом надо учесть и то, что в Ираке счет таким машинам идет на десятки. Их разработали совсем недавно и просто не успели построить в достаточном количестве. Кстати сказать, стоимость M1114 составляет 140 тысяч долларов.
Броня M1114 выдерживает взрывную волну от 155-миллиметрового снаряда, взорвавшегося в нескольких метрах от автомобиля, или обстрел из автомата пулями калибра 7,62 миллиметра. Гаубиц у партизан в Ираке, к счастью для американцев, осталось совсем мало, а вот пулеметы и гранатометы имеются. И поэтому самым страшным для американских солдат заданием остается патрулирование вне военной базы на "Хаммерах".
Когда M1114 поступили в Ирак, американские солдаты встретили их оживленно - прибыли автомобили, которые могли спасти жизнь многим из них. Однако это оживление вскоре сменилось разочарованием. В ответ на вопрос военного обозревателя американского издания Honolulu Advertiser, насколько новые машины лучше защищают экипаж, сержант Франсиско Арвизу, служащий в Ираке, ответил, что разницы практически нет. "На днях мы обнаружили мину, которая разнесла бы и танк. Вы чувствуете себя более безопасно, но... Если бы эта штука взорвалась под 1114-м, то никакой разницы бы не было", - сказал он и добавил, что обнаруженная мина состояла из четырех 105-миллиметровых минометных выстрелов, одного фосфорного снаряда, одного фугасного снаряда и нескольких килограммов тротила. Humvee невозможно защитить так, чтобы он выдержал такой взрыв.
Статистика, которая попадает в прессу, свидетельствует о том, что "Хаммеры" действительно стали настоящим проклятием для солдат коалиции. Только за май и июнь 2005 года в результате нападений партизан на автоколонны и патрули погибли 73 военнослужащих, большинство из которых находились в этих внедорожниках. При этом американские военные отмечают, что партизаны начинают использовать все более совершенные взрывные устройства, оснащая их радиоуправляемыми взрывателями и начиняя мощнейшей взрывчаткой и даже напалмом.
Что касается обстрелов из гранатометов, то и тут защита новых машин оказалась недостаточной. Ни один "Хаммер" не может "выдержать" попадания выстрела из РПГ. Если российские солдаты предпочитают ездить на БТР "верхом", то американцы в Ираке спасаются от кумулятивных боеприпасов, снимая двери со своих автомобилей. В таком броневике создать избыточное давление в принципе невозможно, и из РПГ поразить сразу весь экипаж нельзя. Однако при этом находящиеся внутри солдаты остаются открытыми для партизанских автоматчиков.
У "Хаммера" без дверей есть еще одно преимущество - открытый внедорожник позволяет лучше видеть то, что происходит вокруг и, что немаловажно, вести огонь из стрелкового оружия. Однако, несмотря на такие ухищрения, "Хаммеры" все равно не могут считаться хоть сколько-нибудь безопасным транспортным средством. New York Times назвала их прекрасными машинами для Холодной войны - комфортными, мощными, с отличной проходимостью, но совершенно не приспособленными для ведения реальных боевых действий.
В начале 70-х годов Пентагон принял решение модернизировать парк легких военных джипов. Техническое задание по программе High Mobility Multipurpose Wheeled Vehicle - HMMWV было разработано к 1979 году. В июле 1979 года компания AM General приступила к разработке будущего автомобиля для американской армии. Первый прототип - M998 появился менее, чем через год. В июне 1981 года командование американской армией заключило контракт с AM General на создание серии прототипов различных вариантов внедорожника. В 1985 году компания получила контракт на строительство 55 тысяч автомобилей для Пентагона. Впервые Humvee участвовал в боевых действиях в Ираке в 1991 году. В 2003 году в операции против правительства Саддама Хусейна принимали участие 10 тысяч автомобилей. В настоящее время, по данным New York Times, в Ираке находятся около 20 тысяч внедорожников Humvee.
Однако и прочая американская бронетехника показала себя в Ираке не с самой лучшей стороны. Более-менее хорошо американские солдаты отзываются о гусеничных БМП M2 (M3) Bradley и бронетранспортерах M113 и M577, которые воевали еще во Вьетнаме. Гусеничное шасси, с одной стороны, лишает машину скорости и маневренности (что зачастую не менее важно, чем бронезащита), но с другой - улучшает ее проходимость по пересеченной местности, а также дает возможность лучше защитить ее при помощи навесной брони или блоков динамической защиты, веса которых не выдерживают ни Humvee, ни бронетранспортер Stryker.
Что касается "Страйкеров", то тут американские военные, которые проходят службу в Ираке, и вовсе обратились в Пентагон с просьбой пересмотреть программу строительства этих восьмиколесных бронетранспортеров. По мнению военных, эта машина настолько не соответствует задачам, которые перед ней ставятся, что ее едва ли можно модифицировать, чтобы применять в войсках. Среди достоинств, которыми обладает "Страйкер", по словам американцев, присутствует только относительный комфорт при езде по пересеченной местности, который свойственен всем колесным бронеавтомобилям по сравнению с гусеничными.
По словам солдат, которые воевали на таких машинах, бронезащита "Страйкера" настолько слаба, что его можно уничтожить всего одним выстрелом из РПГ. Американцы пытались бороться с этим, навешивая на БТР защитные решетки, но они, по словам механиков-водителей, останавливают не более половины гранат и вдобавок серьезно перегружают машину, так что давление в шинах приходится проверять по три раза в день. Если использовать такой усиленный бронетранспортер в течение одного дня, то за это время надо сменить девять покрышек. В условиях, когда транспортные конвои американцев постоянно подвергаются нападению партизан, это весьма непросто.
Чрезмерный вес становится непреодолимой проблемой во время дождей. В этих случаях "Страйкеры" вообще стараются не использовать, так как они не только не могут передвигаться по пересеченной местности, но вязнут даже на раскисших грунтовых дорогах. Относительно слабый двигатель в таких условиях очень быстро выходит из строя. Машине свойственны многие другие недостатки, среди которых есть как крупные, так и мелкие, но все они становятся критическими в условиях войны. К примеру, такая мелочь, как неудобная конструкция ремней безопасности, стала причиной смерти трех военнослужащих в результате нескольких автокатастроф, когда БТРы переворачивались (еще один недостаток - неустойчивость машины со слишком высоко расположенным центром тяжести).
Все это привело к тому, что Пентагон стал принимать экстренные меры для обеспечения мало-мальски серьезной защиты "Хаммеров" (про программу улучшения "Страйкеров" пока ничего не слышно, что, впрочем, логично, учитывая их небольшое количество в Ираке). Но на самом деле программа улучшения "Хаммеров", в рамках которой появились М1114, если не зашла в тупик, то, по крайней мере, серьезно пробуксовывает – компромисс между проходимостью и бронезащитой кажется невозможным.
Впрочем, в Пентагоне также активно ищут и замену этим "лошадкам войны". Во-первых, в запасе у Пентагона существуют альтернативные боевые машины - M1117 Guardian и Cougar. Первый внешне напоминает советский бронеавтомобиль БРДМ-2, только больших размеров, а второй - инкассаторский грузовик. M1117 способен выдержать обстрел из 12-миллиметрового пулемета и взрыв пяти килограммов тротила под любым колесом. Cougar также способен выдержать огонь крупнокалиберного пулемета, но стойкость по отношению к минам у него повыше – до 13 килограммов взрывчатки.
Однако и эта впечатляющая бронезащита не спасает экипажи – морские пехотинцы, получившие M1117 в ограниченном количестве, только за один месяц потеряли два из них, причем в одном погибли пятеро морпехов. Оба автомобиля были уничтожены в результате взрывов мин. При этом стоимость одного "Гардиана" во много раз больше, чем М1114 – 700 тысяч долларов против 140 тысяч. Пентагон вкладывает в разработку новейших бронеавтомобилей миллионы, тогда как партизанам достаточно положить в очередное взрывное устройство на несколько килограммов взрывчатки больше…
Разумеется, американцы не станут тратить деньги впустую (хотя именно в этом в последнее время обвиняют Пентагон). От осколков и шрапнели, которой часто бывают начинены мины, гибнет много солдат, и хорошее противопульное бронирование "лошадкам войны" необходимо. Но как быть с минами и гранатометчиками? В США ведутся исследования в области создания электронных систем обнаружения установленных на дорогах мин. Опытные образцы уже существуют, но когда такие системы поступят в Ирак, пока не может прогнозировать даже самый оптимистичный эксперт. А пока... Как сказал один американский солдат, который проходит службу в Ираке, "каждый раз, когда мы выезжаем за ворота базы, мы молимся".
Павел Аксенов