На прошлой неделе Mercedes-Benz прекратил производство своего флагмана - представительского седана S-class. Самый большой Mercedes - это автомобиль, который чаще всего называют "лучшим в мире". Именно его покупают самые богатые и влиятельные люди планеты. И по крайней мере до осени, когда стартуют продажи S-class нового поколения, им придется ездить на "устаревшей" машине. А лимузин президента Путина теперь и вовсе можно называть "моделью позапрошлого поколения".
Каждый раз, когда Mercedes-Benz (а ныне Daimler-Chrysler) обновляет модельный ряд, консервативные поклонники марки кричат, что немцы "предали все святое", а между тем через несколько лет новая модель становится такой же культовой, как и предыдущая.
Шпионские, компьютерные а затем и официальные фотографии нового "Мерседеса" S-class с кузовом W 221 уже сейчас активно обсуждают и критикуют на многочисленных форумах. Если на картинке новый "мерс" изображен с круглыми фарами - его называют лупоглазым чудовищем, если фары продолговатые - чудовище становится узкоглазым.
Европейская премьера новинки намечена на франкфуртский автосалон, который пройдет в сентябре. В США продажи начнутся в начале следующего года. На S-class будут устанавливаться система автоматической регулировки интенсивности торможения Break Assist Plus, система ночного видения, интерфейс управления бортовой электроникой COMAND, массажные кресла с вентиляцией и много другого оборудования. Система Break Assist Plus теперь не просто помогает водителю остановить машину в экстренной ситуации, но и "смотрит" за дорогой вместе с ним. Как только радары обнаружат приближающееся препятствие, машина резко остановится даже если водитель только прикоснулся к педали тормоза. Это, по утверждению разработчиков, снижает шанс врезаться в попутную машину в четыре раза.
На просторах Интернета такую электронную новинку многие поклонники "Мерседесов" восприняли в штыки, сетуя на сокращение роли водителя. Однако, похоже, ездить на новом S-class придется совсем не им - флагманская модель будет стоить более ста тысяч евро.
Сейчас S-class занимает 30 процентов рынка в сегменте представительских седанов. Это даже чуть меньше, чем его главный конкурент - BMW седьмой серии. На пятки "большому мерсу" наступает Audi A8. Даже главный немецкий VIP-клиент Mercedes-Benz - канцлер ФРГ - вовсе "изменил" трехлучевой звезде с новым Volkswagen Phaeton.
Однако если вернуться на 40-50 лет назад, в послевоенную Германию, картина радикально изменится. Если Mercedes как сейчас, так и в то время считался престижным автомобилем, то марка BMW однозначно ассоциировалась с дешевой "Изеттой" класса "горбатого" "Запорожца". Volkswagen тогда штамповал доступные "Жуки", а марки Audi временно не существовало.
Когда именно появился первый S-class, сказать довольно сложно. С одной стороны, Mercedes разбил все свои автомобили на "классы" в начале 90-х, при этом буква "S" после цифрового индекса появилась в семидесятых, а представительские автомобили Daimler-Benz делал еще до Второй мировой войны. Большинство автомобильных историков, да и сама компания Daimler-Chrysler считают, что первым S-class'ом был автомобиль Mercedes-Benz 220/300 (W186/W187), представленный в 1951 году на первой международной выставке во Франкфурте.
Самый большой из первых S-class'ов был Mercedes 300 Adenauer, названный так в честь первого канцлера ФРГ Конрада Аденауэра (Konrad Adenauer, 1876-1967), с трехлитровым двигателем с верхним распредвалом. За период с 1951 по 1962 год было выпущено немногим более трех тысяч таких машин.
Следующий представительский Mercedes появился в 1961 году и носил заводской индекс W111/112. По американской моде того времени на задней части кузова появились характерные "плавники", а сама модель по этой причине получила прозвище "Fintail" (Плавник). Этот Mercedes стал одним из самых безопасных автомобилей того времени, потому что спереди и сзади пассажирского салона у него были сминаемые зоны, поглощающие энергию удара при аварии. Кроме того, он был оснащен травмобезопасной рулевой колонкой, дисковыми тормозами и трехточечными ремнями безопасности.
Для повышения комфорта на W112 устанавливалась пневматическая подвеска.
В 1965 году S-class лишили "плавников". Новая модель, созданная по эскизу художника Поля Брака (Paul Bracq), получила индекс W108/109. Одновременно с ней появился первый "шестисотый" - это был лимузин с колесной базой более трех метров в обычном варианте, в исполнении Pullman база была четырехметровой. Ценители Mercedes называют его самым роскошным автомобилем марки и считают, что сравниться с ним по комфорту может лишь современный Maybach. "Шестисотый" сорокалетней давности выпускался до 1981 года, пережив не одно поколение обычных S-class.
Восьмицилиндровый мотор "шестисотого" объемом 6,3 литра с 1968 года ставился и на "обычный" 300 SEL, что позволило Mercedes-Benz создать первый представительский автомобиль с темпераментом спорткара.
box#2082881
Эту машину представили на автосалоне в Женеве без каких-либо анонсов. Шикарный Mercedes, который разгонялся до "сотни" за восемь секунд и обладал максимальной скоростью 221 км/ч тут же стал дефицитом. Спрос превышал предложение, несмотря на то, что 300 SEL стоил в два раза дороже базового S-class.
Буква "S" в обозначении моделей Mercedes появилась в начале семидесятых с выходом на рынок модели W116. Это последний из "Мерседесов" с хромированными двойными бамперами - одним из главных атрибутов классического седана из Штутгарта.
box#2082882
На этом автомобиле для улучшения управляемости и комфорта появилась многорычажная передняя подвеска, а бензобак в угоду безопасности располагался над задней осью. Кроме того, W116 стал первой машиной, на которой серийно применялась антиблокировочная система тормозов, а также первым представительским автомобилем с дизельным двигателем. Как ни странно, пятицилиндровый дизель рабочим объемом три литра был создан не для европейского, а для американского рынка. В то время в США был энергетический кризис, и администрация президента Картера ввела такое понятие, как "средний расход топлива в модельной гамме". Крайне экономичный дизель позволил нормально продавать бензиновые модели.
В конце семидесятых в гамме моделей W116 появился 450 SEL с объемом двигателя 6,9 литра. Эта машина, заменившая 300 SEL предыдущего поколения, оснащалась гидропневматической подвеской, центральным замком и кондиционером.
Вскоре после появления на франкфуртском автосалоне нового S-class с кузовом W126 из гаммы Mercedes Benz исчезли и "стошестнадцатый", и шестисотый. Большой "Mercedes" лишился хромированных бамперов и молдингов, и, мягко говоря, разочаровал многих поклонников марки. Зато "126-й" мог без серьезного ущерба для пассажиров выдерживать лобовое столкновение на скорости 55 километров в час, обладал нейтрализатором выхлопных газов и даже антипробуксовочной системой. Роль самого быстрого S-class'а выполнял удлинненный 560 SEL, с восьмицилиндровым двигателем объемом 5,6 литра и пониженной токсичностью выхлопа. Полноценной замены "шестисотому" в Штутгарте решили не делать.
И тут, в 1987 году, у Мерседеса S-сlass'а внезапно появился серьезный конкурент, двенадцатицилиндровый BMW-750, к созданию которого приложил руку вышеуказанный автор классических "Мерсов" Поль Брак. В результате мерседесовцам пришлось срочно повышать мощность своих восьмицилиндровых моторов и даже отказаться от экологических "примочек".
Несмотря на то, что теперь "кусок пирога" Mercedes-Benz приходилось делить с BMW, W126 нельзя не признать успешной машиной. Эту модель, разошедшуюся тиражом чуть менее 400 тысяч экземпляров не раз называли самым красивым из больших "Мерседесов", и продолжали выпускать даже после начала продаж следующего поколения представительских MB. Есть даже сведения, что до последнего времени W126 собирали на "тюнинговых" предприятиях из запчастей, которые продолжал поставлять Mercedes. Цена такого конструктора, по слухам, намного превышала стоимость современного S-class'а.
Самый "российский" из седанов S-class'а - W140. Именно эту машину у нас называют "шестисотым", даже если у нее под капотом скромный трехлитровый двигатель, а не двенадцатицилиндровая "шестерка". Именно эта машина делала из любого человека "нового русского", предоставляла индульгенцию за любые действия на дороге и заставляла инспекторов ГАИ принимать стойку "смирно". Сделать "шестисотым" любой "мерс" помогали самоклеющиеся шильдики V12 и S600 , которые продавались и до сих пор продаются в любом автомагазине. Популярность этого автомобиля заставила Mercedes-Benz пересмотреть свое отношение к российскому рынку и сделать акцент на дорогих автомобилях.
Многие поклонники "шестисотого" ошибочно считают, что Maybach создан на его основе. Просто во время дорожных испытаний агрегаты Maybach немцы "накрывали" кузовом "шестисотого", не желая "светить" внешность настоящего "Майбаха".
Флагман "Мерседеса" 90-х годов имел двойные стеклопакеты в боковых дверях, самый мощный двигатель в истории марки и до сих пор является самым большим в S-class'е.
Сейчас для многих простых смертных покупка "шестисотого" стала реальностью - самые ранние ээкземпляры стоят на вторичном рынке не дороже бюджетных корейских моделей. Однако надо помнить, что этот Mercedes W140 выпускался с использованием очень дорогих материалов и технологий. К примеру, шестилитровый двигатель для облегчения и компактности сделан полностью алюминиевым. А чтобы мягкий алюминий не стирался, на поршни и стенки цилиндров на заводе наносилось специальное покрытие. Нередко у старых "шестисотых" такое покрытие стирается, и один из поршней заклинивает. После очень дорогостоящего ремонта объем такого двигателя немного увеличивается, и при продаже такие "Мерседесы" нередко выдают за тюнингованные.
В 1998 году ему пришел на смену W220 - автомобиль более легкий визуально и объективно, без двойных стекол и чуть меньших размеров. Новый S-class сознательно сделали более компактным, чтобы "расчистить дорогу" флагману Daimler Chrysler - Maybach.
Несмотря на все передовые технические решения (их более 30), примененные на новом S-class'е, европейские поклонники марки до сих пор тоскуют по массивному "140-му".
box#2082886
За время "царствования" W220 пальму первенства в сегменте дорогих седанов у "Мерседеса" отобрали баварцы со своей седьмой серией, немалую долю рынка отвоевал себе концерн VW-Audi. А на американском рынке очень большой популярностью пользуются большие седаны Lexus. Забавно читать на автомобильных форумах, что в то время как русские мечтают о "шестисотом", американцы перемывают ему косточки, говоря о низком качестве изготовления. К примеру, среди типичных неисправностей на одном из сайтов значится невозможность завести двигатель, если перегорел (!) предохранитель прикуривателя.
Новый S-class с индексом W221, который появится в автосалонах грядущей осенью, будет больше нынешнего W220. Без двенадцатицилиндрового двигателя, мощного дизеля и множества новых электронных "примочек" теперь играть в представительские седаны не может себе позволить даже Mercedes. А правила игры, как в прежние годы, теперь поменять ему не удастся.
Дмитрий Ларченко