Следующая остановка - платная В Москве подняли плату за парковку, а в федеральном законодательстве до сих пор нет этого понятия

С первого августа в Москве официально повысилась плата за пользование муниципальными парковками. Оставить автомобиль в пределах Бульварного кольца обойдется в 40 рублей за час. На окраинах города то же время стоянки автомобиля будет стоить 25 рублей.

Дежа вю

Всем автовладельцам в редакции мы задали вопрос: "Сколько стоит парковка в Москве?" Ответов было два - "нисколько" или "50-100 рублей в час". При этом никто ни разу не назвал цену от 9 до 11 рублей, что до 1 августа и было официальным тарифом за пользование муниципальными парковками столицы. Получается, что никто из опрошенных на муниципальных парковках никогда не был. Наверное, их просто очень мало. И повышения тарифов тоже никто не заметит. Можно было бы закрывать тему, но...

О платных московских парковках неоднократно писала, наверное, каждая столичная газета. И главный вопрос, в котором пытались разобраться журналисты - законность этих самых парковок. Точки над "i" в этой проблеме не расставлены до сих пор.

Начнем с того, что в федеральном законодательстве сейчас нет слова "парковка". Оно было в законе РФ N2118-1 "Об основах налоговой системы в Российской Федерации". Однако с 1 января 2004 года вступил в силу другой нормативный акт - закон N117-Ф3 "О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ". В нем сбор за парковку автотранспорта как вид местного налога был отменен.

Фактически платные парковки были отменены в Москве еще раньше - с 1999 года, когда в городе появился налог с продаж. Он заменил собой более десяти местных налогов, среди которых и сбор за парковку. Тогда московские власти пошли на законодательную хитрость. В местных нормативных документах "плата за парковку" была заменена платой за "паркирование". Это такая услуга по размещению автомобиля на парковке, которую оказывал водителям привычный "человек в зеленом". Тогда навязывание услуги справедливо посчитали противозаконным и оспорили в суде.

Жизнь в Москве течет с такой быстротой, что
некоторые утверждения становятся спустя несколько месяцев уже неправильными

Лион Фейхтвангер. Москва 1937

Манипулирование местным законодательством - единственное, что могут себе позволить московские власти в этом правовом хаосе, чтобы поддержать муниципальные парковки на плаву. Если вмешается прокуратура или Верховный суд - законы и распоряжения в Москве тотчас переделают, заменят несколько понятий, и парковки снова будут работать. Можно сказать, "до первой звезды".

Автору этой статьи во время подготовки материалов попался один интересный документ. Московские чиновники из управления транспорта и связи писали депутату Похмелкину. Похмелкина вежливо просили "протолкнуть" в Госдуме нужные Москве законы о парковках.

Отсутствие в Российской Федерации и в Москве четкой правовой основы парковочной деятельности, не позволяет в полной мере реализовать указанные задачи и эффективно (как в большинстве крупных европейских городов) успешно решать вопросы функционирования системы муниципальных парковок.

Но воз и ныне там. И федеральное законодательство разрешает брать с автолюбителей деньги не за "парковку", а только за "стоянку". Только стоянка - это уже не просто участок асфальта, а сооружение с определенными требованиями к безопасности, санитарно-эпидемиологическому состоянию и документам. И ни одной проверки парковка, выдающая себя за "стоянку", не пройдет. И тут же будет закрыта.

Зачем?

Московские власти утверждают, что платные парковки - это финансовый инструмент, который позволит разгрузить центр города от автомобилей. Чиновники рассказывают, что деньги за парковку больше не будут доставаться "мужчинам на обочине", а пойдут в городской бюджет. Ведь с осени 2005 года будет работать безналичная система оплаты - в киосках города появятся специальные парковочные карты, а на парковках - терминалы для их считывания. На бумаге все это выглядит довольно привлекательно, а вот исполнение на практике внушает недоверие.

Еще пять лет назад правительство Москвы распорядилось "коммандировать делегации в гг.Париж и Берлин в целях изучения вопросов организации и правового обеспечения действующих систем размещения и эксплуатации парковок". То ли чиновники так и не съездили, то ли смотрели в вышеуказанных городах куда-то не туда. Потому что в европейских столицах никому и в голову не придет отнимать под парковку половину проезжей части улицы в центре города и ставить на ней машины под прямым углом к тротуару.

Может для московских властей это будет откровением, но парковки нужно строить, а не отнимать место у дорог, которых и так не хватает. Построил парковки - повесил на близлежащих улицах знаки "остановка запрещена". И все довольны - есть куда поставить машину, проезжая часть свободна, городская казна пополняется и "финансовый инструмент" работает.

О людях

Несмотря на это, они довольны. Я часто спрашивал себя, особенно в первые недели своего пребывания, не должны ли эти неудобства повседневной жизни подействовать отрицательно на то удовлетворенное настроение советских граждан, о котором я говорил выше. Нет, не действуют.

Лион Фейхтвангер. Москва 1937

Со стопроцентной вероятностью можно сказать одно - в ближайшее время ясности в вопросе законности парковок и тарифов на них не прибавится. А все правовые парадоксы как ударяли, так и будут ударять по простым автолюбителям.

А ведь так хочется, чтобы кто-то из чиновников вышел к народу и сказал: "Чтобы освободить дороги от стоящих автомобилей, мы построили для вас платные парковки. Вот их список, все остальные - незаконны. Тариф - 40 рублей в час, других не бывает. Платить нужно карточкой - она продается в табачных киосках и на парковке вставляется в специальный автомат".

Дмитрий Ларченко

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше