2 августа в международном аэропорту Pearson в Торонто произошло удивительное. Впервые за 13 лет эксплуатации пассажирских лайнеров А340 один из них попал в серьезную аварию. Предположительно, в него ударила молния.
Airbus А-340 авиакомпании Air France летел из Парижа рейсом AF358. На его борту находились 297 пассажиров и 12 членов экипажа. К Торонто самолет подлетел по расписанию, около 15:50 по местному времени. Сразу же зайти на посадку из-за сложных метеоусловий не получилось - в районе взлетно-посадочной полосы бушевала гроза, шел проливной дождь.
Сделав несколько кругов, всепогодный лайнер тем не менее коснулся земли в 16:03. По словам пассажиров, за несколько секунд до этого в салоне неожиданно погас свет. Несмотря на жесткую посадку, раздались аплодисменты. Однако они были преждевременными - в процессе торможения A340 съехал с полосы, пробил ограждение аэродрома и проехал две сотни метров, пока не увяз окончательно в овраге недалеко от крупной автотрассы. Развалившись надвое, через несколько минут (по разным данным, от двух до пяти) самолет загорелся.
Но еще до начала пожара пассажиры успели открыть двери аварийных выходов и начали покидать лайнер по аварийным трапам или просто выпрыгивать наружу. Дежурившие в аэропорту спасательные бригады, по свидетельствам очевидцев, добрались до места крушения за 50 секунд и принялись помогать пассажирам. В итоге пострадали только 43 человека, которые были госпитализированы с небольшими травмами. Некоторые пассажиры, как отмечают местные СМИ, самостоятельно добрались до больниц, поймав попутные машины на шоссе. Погибших нет. Пожар удалось потушить только спустя два часа.
Самолет и молния
Кадр CNN с места катастрофы
Расследованием причин катастрофы займется совместная франко-канадская комиссия, однако несколько версий называются уже сейчас. По основной из них, при посадке в лайнер ударила молния. Еще одна "погодная" версия состоит в том, что А340 "сдуло" с полосы резко переменившим направление ветром. Кроме того, выдвигаются предположения о технической неисправности самолета и об ошибочных действиях экипажа.
Между тем, представители Air France утверждают, что лайнером управлял опытный экипаж, а сам он находился в исправном техническом состоянии. По их словам, машина поступила на службу в 1999 году, а последний техосмотр был проведен меньше месяца назад - в начале июля 2005 года.
При этом следует отметить, что катастрофа в канадском аэропорту стала первой в истории эксплуатации аэробусов А340. До сих пор они считались одними из самых безопасных в мире. Что касается попадания в лайнер молнии, то такое действительно случается, но крайне редко - по статистике, всего три раза в год, причем, как правило, без серьезных последствий. Самая крупная авиакатастрофа по этой причине произошла 8 декабря 1963 года над Эклтоном в американском штате Мэрилэнд, когда разряд попал в резервный топливный бак, что привело к воспламенению всего самолета. В результате той катастрофы погибли 82 человека. После этого в конструкцию самолетов был внесен ряд изменений, и современные авиалайнеры считаются достаточно хорошо защищенными от удара молнии. Однако грозовая буря по-прежнему представляет для них значительную опасность из-за наличия в ней сильных восходящих и нисходящих потоков воздуха.
Таким образом, представляется, что авария A340 произошла скорее по воле природы, чем из-за технических причин, однако до окончания работы комиссии какие-либо выводы делать преждевременно. Однако не стоит забывать, что как бы страшно не выглядели сообщения об авиационных происшествиях, самолеты по-прежнему остаются самым безопасным видом транспорта - по данным IATA(International Air Transport Association), в прошедшем 2004 году в 103-х авиакатастрофах погибли 428 из 1,8 миллиарда авиапассажиров.
Алексей Гапеев