В бухте Березовая у берегов Камчатки уже почти сутки идет операция по спасению экипажа подводного аппарата АС-28 типа "Приз", который держит на глубине около 200 метров рыболовная сеть. Внутри батискафа находятся семь подводников, которые пока располагают всеми жизненно необходимыми ресурсами, однако по самым худшим прогнозам воздуха у них осталось лишь на сутки.
Батискаф, предназначенный для поисково-спасательных операций, был обнаружен в 75 километрах к югу от Петропавловско-Камчатского в четверг. За несколько часов до этого подводное судно потерпело аварию во время планового тренировочного погружения с борта спасательного корабля. Таким образом, к тому моменту, когда рано утром в пятницу о происшествии у берегов Камчатки стало известно прессе, подводники находились внутри титанового корпуса батискафа уже около суток. Понимая, что сложившаяся ситуация сильно напоминает начало истории гибели моряков АПЛ "Курск", руководство Тихоокеанского флота (ТОФ) в лице начальника пресс-службы Александра Косолапова призвало "не драматизировать" события.
Сколько осталось на жизнь
Тем не менее, события с каждым часом приобретали все более тревожный характер, как ни старались официальные лица смотреть на ситуацию с оптимизмом. Первоначальные данные о том, что воздуха на борту батискафа хватит лишь на одни сутки, поспешили опровергнуть, заявив, что моряки при необходимости смогут продержаться под водой до четырех суток. Однако постепенно уверенность военных стала таять, и "уточненные данные" оставляли морякам все меньше шансов на спасение. Дело в том, что рассчитанный на 20 человек батискаф может обеспечивать людей воздухом и электричеством на протяжении пяти суток только в том случае, если экипаж состоит максимум из трех человек. В конце концов, помощник главкома ВМФ РФ капитан первого ранга Игорь Дыгало все же признал, что запасы воздуха истекут через сутки, подчеркнув, что принимаются все возможные меры для спасения экипажа батискафа.
Батискаф (от греческого bathys - глубокий и skaphos - судно) - глубоководный самоходный аппарат для подводных океанографических и других исследований. Батискаф состоит из стального шара-гондолы и поплавка-корпуса, заполненного более легким, чем вода, наполнителем (обычно бензином). Плавучесть батискафа регулируется сбрасыванием балласта и выпуском бензина. Батискаф движется с помощью гребных винтов, приводимых в действие электродвигателями.
Как удалось выяснить с помощью специальной телеаппаратуры, на поверхность подводный аппарат не пускает рыболовная сеть, намотавшаяся на винт минисубмарины. Все попытки экипажа освободиться от пут лишь крепче привязывали судно. Интересно, что в портнадзоре рыбного порта Петропавловска-Камчатского с удивлением узнали о наличии на дне бухты Березовая рыболовной сети, так как, по словам его сотрудников, в этом районе никто и никогда рыбу тралами не ловил. Не исключено, что сеть была установлена браконьерами, отметили в портнадзоре. В то же время в Главном штабе ВМФ России предположили, что сеть могло занести в бухту подводным течением.
Так или иначе, но батискаф оказался в капкане на глубине 190 метров. Подводники попали в ловушку, так как давление на этой глубине слишком сильное, чтобы они могли покинуть судно, воспользовавшись аппаратами автономного дыхания. По этой же причине к батискафу не могут спуститься водолазы, которым бы наверняка не составило труда отсоединить вцепившуюся в батискаф сеть от закрепленного на дне троса.
В связи с этим командование ТОФ решило спустить к батискафу аналогичный аппарат, ведь его основная функция как раз спасательная. Именно такие аппараты, "Приз", использовались во время неудачной операции по спасению "Курска". В то время как командование приступило к обсуждению этого плана, одно из прибывших на место происшествия судов, КИЛ-168, начало тралить дно якорями в надежде зацепить злосчастный трос. Через несколько часов к нему присоединилось кабельное судно "Бирюса". Всего на месте находится около десяти судов ТОФ.
ЦКБ "Лазурит" в конце 1950-х годов было назначено головным разработчиком обитаемых подводных аппаратов, предназначенных для спасения затонувших подводных лодок. Аппарат АС-28 типа "Приз" был разработан сотрудниками ЦКБ в 1980-х годах.
Военным пришлось обходиться собственными силами, так как МЧС России на этот раз оказалось неспособным оказать существенную помощь. По словам Игоря Дыгало, "к сожалению, у Дальневосточного регионального центра МЧС недостаточно технических средств, которые требуются для участия в спасении батискафа", хотя "в том или ином виде" спасатели все же принимают участие в операции. Не смогли помочь военным и разработчики терпящего бедствие аппарата - сотрудники Центрального конструкторского бюро "Лазурит", расположенного в Нижнем Новгороде. Еще в ночь на пятницу они собрались на экстренное совещание, однако так и не смогли решить, какой ценный совет могут дать участникам спасательной операции.
В условиях напряжения всех сил ВМФ с неприятным заявлением выступила представитель нижегородского судостроительного завода "Красное Сормово", построившего в 1989 году тот самый батискаф. По ее словам, аппарат нуждался в ремонте и буквально через несколько месяцев должен был быть отбуксирован в Нижний Новгород, о чем была достигнута договоренность с военными. Конечно, маловероятно, что этот факт как-то связан с неудачей, постигшей батискаф во время планового погружения, но на фоне общей картины эта новость могла произвести довольно сильный эффект, поэтому представителям ВМФ и ТОФ пришлось выступать с отдельными заявлениями об удовлетворительном состоянии судна.
На спасение всем миром
По мере того, как будущее батискафа выглядело все более мрачным, российские военные начали привлекать к операции по его спасению иностранных коллег, причем в самом крупном масштабе. Началось с малого - по запросу российской стороны в зону бедствия батискафа были направлены четыре японских спасательных судна. Несмотря на то, что Япония находится в непосредственной близости к Камчатскому полуострову, суда дойдут до Березовой бухты лишь к понедельнику, когда судьба подводников уже решится.
По всей видимости, дело приняло самый серьезный оборот, когда Россия призвала на помощь самого могущественного своего соседа, связавшись с тихоокеанский флотом США. Переговоры велись на высшем уровне: российскую сторону представлял начальник главного штаба ВМФ России Владимир Масорин, американскую - командующий тихоокеанским флотом США адмирал Гэрри Росхет. Как сообщили в американском посольстве в России, ВМС США разрабатывают собственный план спасения российского батискафа в сотрудничестве с российскими военными. В результате было решено, что в ближайшее время в район проведения спасательной операции прибудет самолет ВВС США, который доставит с базы в Сан-Диего глубоководный необитаемый аппарат "Скорпион".
Вслед за США к уже ставшей фактически международной операции по спасению экипажа батискафа подключилась Великобритания, помогавшая России и при попытке спасти "Курск". Как сообщил представитель министерства обороны Великобритании Ричард Батленд, британская сторона также предложила предоставить России подводный необитаемый аппарат, управляемый дистанционно, по всей видимости, такого же типа, что и у США. Аппарат доставят самолетом, который вылетит из Великобритании в пятницу вечером и прибудет на место примерно через 10 часов. При этом представитель ведомства зачем-то подчеркнул, что помощь России оказывается на двусторонней основе и не является частью операции с участием других стран.
Российские военные относятся к совместной спасательной операции нескольких государств проще. По мнению представителя ВМФ Игоря Дыгало, "когда речь идет о спасении жизни моряков, необходимо использовать все возможные средства, в том числе иностранные" и "ничего зазорного" в обращении за помощью нет. "Такова международная морская практика - военные моряки всегда приходят на помощь друг другу", - отметил Дыгало.
Тем временем под водой
По словам военных активная часть операции по спасению батискафа начнется в 2-3 часа ночи по московскому времени. Что именно подразумевается под активными действиями, чего силы ВМФ еще не сделали за сегодняшний день, не уточняется.
Тем временем членам экипажа батискафа ничего больше не остается, кроме как ждать и пытаться оттянуть момент, когда в замкнутом пространстве закончится воздух. Подводники заточены в небольшой капсуле с титановым корпусом, достигающей 13,5 метров в длину и почти шести - в высоту. По рекомендации спасателей они уже перешли на экономный режим электропитания и стараются тратить как можно меньше сил, хотя при температуре в 5-10 градусов находится в неподвижном состоянии трудно даже в теплой одежде, которая, к счастью, имеется на борту. С людьми на поверхности воды они общаются с помощью подводной звуковой связи. По свидетельству Игоря Дыгало, который является основным источником новостей о происходящем в Березовой бухте, паники среди экипажа нет, моряки "адекватно оценивают обстановку". Пожалуй, никто не захочет узнать на собственном опыте, что скрывается за этими сухими формулировками.
Екатерина Рогожникова