Вероятно, многие уже осведомлены о том, что в настоящее время в стране происходит масштабная реформа рынка телекоммуникаций. Этот рынок формировался в течение последних 15 лет - сначала на базе оставшихся без централизованного управления частей коммуникационной инфраструктуры СССР были созданы разнообразные предприятия связи, которые влились в общие бизнес-процессы и существенно дополнили советские телефонные линии весьма развитой сетью цифровых каналов - благо бескрайняя территория самой большой страны в мире и ее выгодное географическое положение дают самые разнообразные возможности для развития этой сферы экономики.
Теперь государство намеревается сформировавшийся к настоящему моменту рынок реорганизовать в соответствии с общеполитическим курсом федерального руководства. Этот процесс стал ярковыраженным после образования в прошлом году на базе Министерства РФ по связи и информатизации Министерства информационных технологий и связи (МИТС). Главный связист России - глава упомянутого министерства Леонид Рейман - даже недавно получил за свои достижения на этом поприще орден "За заслуги перед Отечеством" четвертой степени.
Заявленный курс федерального руководства во многом подразумевает либерализацию и децентрализацию различных сегментов рынка, до сих пор остающихся под государственным контролем. Государство пытается определить, какие из сегментов можно отдать в частные руки и каким образом это сделать без ущерба для государственной безопасности. Не последнюю роль в этом процессе играет стремление России к вступлению в ВТО и взятые под этим флагом обязательства, в числе которых - либерализация телекоммуникационного рынка страны не позднее 2007 года.
Наше издание уже писало о трудностях, с которыми МИТС столкнулось в процессе реформирования поднадзорного хозяйства. Принимаемые министерством меры оказались слишком резкими и недостаточно продуманными, в результате чего введение в действие новых вариантов базовых нормативных документов, регулирующих отрасль (центральный из них - Закон РФ "О связи"), растянулось на весь год - сначала "переломным моментом" был назначен июнь 2005 года, теперь все заинтересованные лица ждут января 2006 года.
Перестройка
Важнейшими этапами нынешнего реформирования можно считать демонополизацию рынка дальней связи, единственным юридически законным "хозяином" которого до начала минувшего лета был национальный оператор "Ростелеком", присутствующий едва ли не во всех населенных пунктах России; введение в действие новых правил работы мобильных операторов (главными революционными принципами здесь являются отмена принудительной оплаты входящих звонков и сохранение абонентского номера при смене оператора); и решение больного вопроса с холдингом "Связьинвест", 75 процентов которого в настоящее время контролируется государственными структурами.
Пока холдинг удерживает контроль над крупнейшими предприятиями связи - в первую очередь это "Ростелеком" (в нем у холдинга 51% акций), а также ОАО "Центральный телеграф", ОАО "Дагсвязьинформ" и ОАО "Гипросвязь" (у "Связьинвеста" также по 51% акций каждого). Кроме того, холдинг владеет 28% акций МГТС, 37% акций костромской ГТС и другими активами.
Сам холдинг наполовину находится под контролем "Росимущества" (Федерального агентства по управлению федеральным имуществом), еще 25 процентов удерживает "Российский фонд фундаментальных исследований" (РФФИ) - это государственные организации, которые и определяют принадлежность "Связьинвеста" к властным структурам. Именно у них предполагается отобрать холдинг и передать его в частные руки. В какие именно - один из самых животрепещущих вопросов.
Интерес к покупке холдинга, несмотря на имеющиеся у него долги, проявили уже все крупнейшие участники российского телекоммуникационного рынка - это АФК "Система", "Альфа-групп" и холдинг "Телекоминвест". Однако в последние годы все большее влияние на рынок оказывают крупные иностранные компании, в первую очередь скандинавские TeliaSonera и Telenor, которые добились грандиозных успехов у себя дома и сейчас стремительно расширяются за счет экспансии на развивающиеся рынки (причем их политика периодически выглядит агрессивной, заметно также нежелание топ-менеджмента мириться с некоторыми местными бизнес-традициями).
TeliaSonera владеет 43,8% процентами "Мегафона" и активно работает с российскими интернет-провайдерами, Telenor держит 29,9% акций "Вымпелкома" (торговая марка "Билайн") и 20,3% акций "Голден Телекома" и недавно недвусмысленно намекнула на "Связьинвест". Кроме того, около года назад российский рынок пережил приход швейцарского холдинга ETV, который возглавляют европейский предприниматель Мохамед Амерси (Mohamed Amersi) и коммуникационный магнат Хуан Вильялонга (Juan Villalonga), знаменитый тем, что вывел испанскую "Телефонику" в число лидеров европейского телефонного рынка. Оба предпринимателя быстро вошли в состав совета директоров уже упомянутого "Мегафона" (правда, в четверг стало известно о том, что "Мегафон" объявил перевыборы независимых директоров) и выкупили целый ворох российских операторов, крупнейшим из которых стал "РТКомм.Ру" - созданное в 2000 году интернет-подразделение "Ростелекома", обладающее самым мощным комплексом магистральных цифровых сетей в России. В понедельник стало известно, что ETV объединяет "РТКомм.Ру" и еще две компании под брэндом Synterra, под контролем которого в результате оказывается более 50 процентов российского рынка услуг операторского доступа к сети Интернет.
Негосударственной четвертью акций "Связьинвеста" в настоящее время владеет частный кипрский фонд Mustcom, который ранее принадлежал известному американскому инвестору Джорджу Соросу, но впоследствии Сорос продал его совладельцу компаний ТНК-ВР и "СУАЛ-холдинг" Леонарду Блаватнику. Свой пакет Mustcom приобрела в 1996 году, выиграв право на его выкуп на залоговом аукционе в ходе предыдущей приватизационной кампании. Сорос тогда полагал, что его часть государственного холдинга будет приносить прибыль, собираемую с работающих на перспективном рынке подотчетных компаний, однако похоже, что бухгалтерские расчеты западного капиталиста в очередной раз наткнулись на российскую специфику - информированные источники говорят о том, что "Связьинвест" в его нынешнем виде прибыли толком не приносит, а государственные акционеры и связанные с ними лица все время норовят пролоббировать интересы силовых структур (или, по слухам, какие-то другие неопределенные интересы) в ущерб экономической эффективности. В настоящее время это, например, выражается в наличии у холдинга крупной задолженности перед партнерами.
Главная же приватизационная проблема состоит в том, что под контролем "Связьинвеста" находится большое количество мощностей, обслуживающих МВД, ФСБ, МЧС, ФСО, Министерство юстиции и частично Министерство обороны (называется цифра в более чем 600 тысяч номеров "спецпотребителей"). Экономическая эффективность этих мощностей сейчас в лучшем случае нулевая, соответственно передача их в частные руки вряд ли может означать что-то, кроме лишения упомянутых ведомств имеющейся у них связи. А это - угроза государственной безопасности.
Поэтому силовые структуры приватизации холдинга все это время противятся, требуя гарантий обеспечения их услугами пресловутой "спецсвязи", важного инструмента государственного управления. Без согласия силовиков приватизация невозможна. Вопрос о том, как совместить необходимость продажи "Связьинвеста" с сохранением нормальной работоспособности того же ФСБ, обсуждается на самых высоких уровнях - например, в Совете безопасности РФ. Надо отметить, что вопросы взаимодействия "уполномоченных" структур и коммуникационных операторов никогда без внимания не оставались - так, 31 августа были утверждены новые "Правила взаимодействия операторов связи с уполномоченными государственными органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность", которые вступят в действие также с наступлением 2006 года.
Гласность
В нынешнюю среду газета "Коммерсант" сообщила, что выход, кажется, найден - в распоряжение издания попал проект указа президента России о приватизации 75 процентов акций "Связьинвеста" и приложенные к нему пояснительная записка и концепция поправок к закону "О связи". Из этих документов следует, что проблему предполагается решить способом, который для некоторых наблюдателей стал уже привычным - реализацией очередной Федеральной целевой программы (ФЦП), получившей название "Инфраструктура".
Федеральные целевые программы - это выдвигаемые и реализуемые министерствами планы по развитию различных социальных и экономических сфер. Результатом реализации множества ФЦП, по идее, должно стать долгожданное улучшение жизни в стране. Например, широко известна ФЦП "Электронная Россия", в рамках которой с 2002 по 2010 год российских граждан предполагается активно учить пользоваться в повседневной жизни и в работе, государственной и коммерческой, прогрессивными технологиями. На каждую утвержденную ФЦП выделяются определенные средства из государственного бюджета.
Специалисты в разных областях по-разному относятся к положениям той или иной ФЦП; считают, что некоторые из предлагаемых шагов теоретически безусловно полезны, некоторые безусловно вредны, но при этом почему-то мало кто сомневается в том, что выделенные на программы деньги обычно доходят до конечных исполнителей не в полном объеме. Поэтому качество выполнения тех или иных программ и их ожидаемые положительные результаты сторонние наблюдатели рассматривают в первую очередь со скептической точки зрения. Проще говоря, доминирует мнение, что "опять все разворуют". Такую участь предрекают даже программам по борьбе с коррупцией.
Итак, государство решило снять проблему "Связьинвеста" с помощью очередной ФЦП. ФЦП "Инфраструктура" рассчитана до 2010 года и предполагает создание в стране "Цифровой выделенной сети связи" (ЦВСС) для нужд государственного управления, обороны, госбезопасности и обеспечения правопорядка. Согласно плану, это будет новая федеральная коммуникационная сеть, базирующаяся на современных технологиях (возможно, в итоге из ряда властных кабинетов пропадут эклектично смотрящиеся дисковые "вертушки" с гербами и их место займет более современное коммуникационное оборудование).
Строительство ЦВСС предлагается осуществить в два этапа: до 2007 года планируется создание опытной зоны в ряде федеральных округов, до конца 2010 года - на всей территории России. Часть работ предполагается возложить на негосударственных операторов связи, что не помешало авторам идеи предложить выделить на ФЦП из бюджета 13,6 миллиардов рублей (около 480 миллионов долларов США). Следует отметить, что авторы правительственной пояснительной записки предлагают использовать для строительства ЦВСС часть средств, полученных в результате приватизации ОАО "Связьинвест". В тексте проекта президентского указа всем силовым ведомствам по согласованию с Советом безопасности в трехмесячный срок предлагается подготовить и представить в правительство предложения об "организации федеральной защищенной цифровой сети связи".
Ускорение
Таким образом, силовикам было предложено в обмен на отказ от "Связьинвеста" положиться на еще не созданную структуру и переходить на новую связь по мере ее возникновения, на фоне чего старая должна будет довольно быстро уйти в частные руки. Для того чтобы частники ненароком не отключили какую-нибудь не ту связь и не навредили государственной безопасности, их будут аргументированно убеждать в том, что они должны обеспечивать спецучреждения до последнего, хотя бы и себе в убыток.
Как пишет "Коммерсант", из концепции поправок к закону "О связи" следует, что к реализации функций госуправления и поддержанию обороноспособности страны отныне можно будет привлекать частные компании, что говорит о предполагаемом симбиозе практики "спецобслуживания" и рыночных механизмов. В идеале операторы связи будут бороться за право обслуживать силовиков на специально организованных тендерах. Если же претендентов не окажется, то правительство возложит обязанности оказывать услуги связи спецпотребителям на оператора, "занимающего существенное положение в сети связи общего пользования в каждом из субъектов федерации". "Коммерсант" полагает, что в этом определении есть намек на предприятия "Связьинвеста", хотя теоретически "существенным" называется предприятие, обслуживающее 25 процентов номерной емкости либо пропускающее через свою сеть 25 процентов трафика в регионе.
Возможно, некоторые частные операторы действительно будут рады обслуживать госсзаказы, но вероятны и другие варианты - например, принуждение частных фирм к осуществлению такого обслуживания на фоне таинственно затягивающегося строительства гипотетической ЦВСС. Впрочем, опрошенные газетой представители частных операторов полагают, что проект заранее составлен с интересом всех затронутых структур, в первую очередь, нынешних подразделений "Связьинвеста". Кроме того, не следует забывать, что высокотехнологичные проекты, призванные улучшить жизнь больших организаций, не всегда оказываются технически удачными - можно вспомнить проваленную программу "переинформатизации" ФБР, поглотившую на момент провала 100 миллионов долларов из выделенных 170-ти.
"Мне кажется, авторы этого проекта уже прекрасно знают, кто все это будет строить, о разделе средств уже договорились", - заявил газете вице-президент крупного российского оператора с американским капиталом "Корбина Телеком" Александр Малис. Он также поставил под сомнение рациональность существования ЦВСС как таковой: "В XXI веке такая сеть просто не нужна. Все можно так зашифровать на сетях связи общего пользования, что никто ничего не расшифрует".
Сергей Рублёв