В пятницу, 16 сентября, в Нью-Йорке завершается всемирная встреча на высшем уровне - пленарное заседание 60-й сессии Генеральной ассамблеи ООН. Главы государств и правительств более 160 стран - членов ООН собрались в штаб-квартире организации для того, чтобы попытаться достойно ответить на вызовы и опасности сложившейся политической ситуации, а также наметить пути дальнейшего развития ООН. Это им удалось с переменным успехом.
Выступая в среду на открытии саммита, генеральный секретарь ООН Кофи Аннан назвал его предварительные результаты - согласованный 35-страничный документ, который будет подписан по итогам встречи - "хорошим началом" и "настоящим прорывом", хотя и не без оговорки. "С одной стороны, мы сократили противоречия во взглядах и достигли прогресса, с другой - мы все еще очень далеки друг от друга, и это меня беспокоит", - отметил Аннан, выступая перед высокими гостями. Надо признать, что повод для беспокойства у него действительно есть.
Большие ожидания
Проект совместного заявления, представленный генеральным секретарем ООН за некоторое время до начала встречи, представлял собой достаточно жесткое и четкое изложение взглядов на такие важные международные вопросы, как реформа структуры ООН, сокращение ядерных вооружений и ужесточение норм его распространения, отношение к международному терроризму, права человека, борьба с бедностью и нищетой.
Подготовленный документ перед саммитом передали для корректировки и согласования дипломатам, представляющим все государства - члены ООН. Взглянув на результат этого согласования за день до открытия саммита, Кофи Аннан нашел для него только одно слово - позор. К началу саммита Аннан в достаточной мере справился со своими чувствами для того, чтобы назвать получившееся совместное заявление основанием, на котором можно строить дальнейшую работу, однако было очевидно, что он весьма разочарован результатом.
Ставки не могли бы быть выше. Другая возможность выработать общий ответ на общую угрозу может представиться очень нескоро. Именно сейчас необходима сильная, реформированная Организация Объединенных наций.
В результате самоотверженного труда представителей стран - членов ООН над проектом совместного заявления (только делегация США требовала внести в него более 700 поправок), из достаточно четкого и ясного изложения позиции и перспектив развития ООН он превратился в стандартный половинчатый документ, подобный тем, которые во множестве и при каждом удобном случае принимают многочисленные международные организации, и не налагающий на страны, которые его подпишут, каких-либо обязательств.
Так, по требованию США был исключен пункт о сокращении ядерных вооружений и ужесточении норм его распространения. Было принято решение пока что отложить планировавшуюся реформу Совета безопасности ООН, в результате которой численность его постоянных и временных членов должна была быть увеличена.
Было принято решение о замене Комиссии по правам человека, явно не справляющейся со своими обязанностями, на Совет по правам человека, подчиняющийся непосредственно Генеральной ассамблее ООН, однако при этом Генеральная ассамблея была лишена первоначально отводившегося ей права контролировать состав членов совета и не допускать туда представителей стран, в которых права человека систематически нарушаются.
В тексте заявления остался раздел, посвященный осуждению террористической деятельности во всех ее видах, однако оттуда, по настоянию арабских стран, был исключен пункт о недопустимости нападения на гражданских лиц.
Остался раздел, посвященный созданию Комиссии по упрочению мира в помощь странам, в которых недавно прекратилась гражданская война. Остался пункт о том, что международное сообщество признает свою ответственность за защиту гражданских лиц от геноцида, однако не были согласованы критерии, согласно которым ООН получает право вмешаться во внутренние дела страны ради защиты ее граждан.
Осталась поддержка Целей в области развития Декларации тысячелетия, однако из заявления исключили (также не без влияния США) призыв к западным странам ежегодно выделять не менее 0,7 процентов ВВП на обеспечение этих целей.
Таким образом, некоторый прогресс, несомненно, был достигнут, однако вряд ли стоит ожидать, что принятие подобного совместного обращения окажет значительное влияние на будущее ООН или на ситуацию в мире.
Кто о чем
Что же касается мировых лидеров, выступавших на встрече, то каждый из них воспользовался трибуной ООН для того, чтобы поведать миру о своем, лишь в общих словах упомянув свое видение будущего Организации объединенных наций и отметив необходимость ее более активного участия в борьбе с терроризмом и желательность скорейших реформ.
Так, президент РФ Владимир Путин, заявив об исключительной важности и уникальной роли ООН в мировой политике, перешел к теме совместной борьбы с международным терроризмом, указав, что ООН могла бы взять на себя роль координатора по урегулированию застарелых региональных конфликтов, которые часто представляют собой плодородную почву для терроризма, который, по мнению Путина, является идеологическим наследником нацизма.
Президент США Джордж Буш, также упомянув о роли ООН в борьбе с международным терроризмом, напомнил и о недавних скандалах, связанных с программой "Нефть в обмен на продовольствие" и порекомендовал Организации объединенных наций освободиться от коррупции в своих рядах. Буш также привлек внимание ООН к необходимости распространения демократии и устранения барьеров для свободной торговли, упомянув в этой связи Ирак, который, по его мнению, невзирая на трудности строит образцовую демократию. Он также упомянул об урагане "Катрина", заявив, что природные катастрофы, наряду с терроризмом, являются вызовом, брошенным миру.
Будем честны друг с другом и народами Объединенных наций: мы не добились всеохватывающих фундаментальных реформ, которые по моему мнению, и по мнению многих других, нам необходимы. Были правительства, не желавший идти на необходимые уступки, скажем честно - были и такие, которые срывали переговоры. Я пытался заставить их понять, что в нашем взаимосвязанном мире необходимо смотреть на происходящее со значительно более широкой точки зрения, чем национальные интересы.
Президент Белоруссии Александр Лукашенко раскритиковал деятельность ООН в условиях однополярного мира, заявив, что она позволяет использовать себя как инструмент в политике США, вмешивающихся во внутренние дела суверенных государств под предлогом упрочения демократии и прав человека. Лукашенко указал, что Организации объединенных наций не удается эффективно противостоять ни действиям США, ни другим мировым проблемам - распространению эпидемии СПИДа, наркомании, сексуальному рабству миллионов женщин, а также бедности и нищете. Он порекомендовал ООН покончить с внутренними скандалами и заняться "болью и бедами мира".
Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон призвал ООН активнее способствовать урегулированию конфликта на Ближнем Востоке, в очередной раз подтвердил, что палестинцы имеют право на независимое государство и указал, что сейчас, после эвакуации израильских поселений из сектора Газа, палестинская администрация должна пойти на решительные действия и доказать, что способна самостоятельно контролировать ситуацию на территориях и бороться с террористическими группировками.
Президент Венесуэлы Уго Чавес предложил эвакуировать штаб-квартиру ООН из США, которые он назвал "террористическим государством", в другую страну или даже на нейтральную территорию, причем желательно - в южном полушарии Земли. Президент Филиппин Глория Арройо заявила, что ООН должна возглавить усилия по снижению цен на нефть и поискам альтернативных источников энергии.
Собрались, поговорили
На саммите Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил, что хотел бы изменить процедуру голосования таким образом, чтобы меньшинство стран не могло заблокировать желание большинства, как это происходило в течение последних нескольких недель.
Как видно, юбилейное заседание Генеральной ассамблеи ООН не принесло желаемых результатов, вылившись в стандартное выяснение отношений друг с другом, перечисление взаимных претензий, пожеланий и планов на будущее. Перспективы структурной реформы ООН остаются по меньшей мере туманными. Во многом это, разумеется, связано с инерцией и несовершенством существующей структуры. Как отметил посол США в ООН Джон Болтон, "именно так Объединенные нации обычно и действуют. Это возвращает нас к давнему вопросу, является ли культура принятия решений в ООН оптимальной, а ответ на этот вопрос мы не получим ни сегодня, ни завтра".
Абсолютно справедливое замечание, особенно если учесть, что США были среди стран, воспользовавшихся несовершенством "культуры принятия решений в ООН" для того, чтобы в очередной раз затормозить ее реформу.
Михаил Ткаченко