Состоявшееся в пятницу, 23 сентября, совещание в Москве, на котором полпред президента в ЮФО Дмитрий Козак представил проект документа по введению временной финансовой администрации в южных регионах России, совпало по времени с появлением в еженедельной газете "Южный Федеральный" открытого письма полпреду, автором которого редакция называет студентку второго курса Ростовского госуниверситета Екатерину Багрыч. Письмо Екатерины включает в себя десять тезисов и десять вопросов Дмитрию Козаку; при том, что ростовская студентка характеризует ситуацию в ЮФО примерно так же негативно, как и сам Козак, ответственность за происходящее Екатерина возлагает на самого полпреда, а не на местные властные элиты, как это делает Дмитрий Николаевич. "Независимой газете" стало известно, что представители аппарата полпреда пытались связаться с Екатериной Багрыч после публикации открытого письма, но "не нашли в Ростове этой студентки". "НГ" напоминает, что подобные критические публикации в "Южном Федеральном" уже предшествовали отставкам двух предшественников Дмитрия Козака на посту полпреда ЮФО - Виктора Казанцева и Владимира Яковлева. Lenta.Ru приводит полный текст открытого письма, опубликованного в "Южном Федеральном", выпуск 21-28 сентября 2005 года.
Десять тезисов Екатерины Багрыч
1. Назначение Дмитрия Николаевича Козака на пост полномочного представителя Президента РФ в ЮФО большая часть местного населения связывала с надеждами на перемены к лучшему. Волевой, решительный и неподкупный реформатор, соратник В.В. Путина – таким представлялся он многим в округе. Люди в регионе надеялись, что, наконец, здесь заработают предприятия, будет покончено с безработицей, коррупцией, чиновничьим произволом и межнациональными конфликтами. Однако ничего подобного пока не произошло…
2. ЮФО, безусловно, – непростой регион, и за год здесь трудно что-либо изменить. Но, по крайней мере, приостановить отдельные негативные процессы, думаю, было бы можно. Потому что для этого есть все условия. Так, республики, края и области ЮФО расположены в благоприятной природно-климатической зоне. Около 80 процентов земель округа пригодны для сельхозобработки, в то время как среднероссийский показатель более чем в шесть раз (!) ниже. ЮФО находится на пересечении важных железнодорожных, морских, воздушных и трубопроводных путей. Сеть автомобильных дорог развита у нас в три раза лучше, чем в среднем по России. Имеются крупные запасы нефти и других полезных ископаемых.
Луга, горные пастбища, собственный «лазурный» берег, крупные промышленные центры – кажется, во всем ЮФО не уступает Европе. Однако экономические показатели округа намного ниже европейских и даже среднероссийских. А республики Северного Кавказа, как правило, вообще дотационны. Здесь самый высокий в стране уровень безработицы. Но, что самое удивительное, например, в Дагестане самый большой объем операций по обмену валюты в стране. По строительству дорогого индивидуального жилья лидирует Чеченская Республика (и это притом, что в Чечне не работает ни одно промышленное предприятие).
О демократии как таковой на Северном Кавказе говорить пока всерьез не приходится. Институты частной собственности в основном работают на глав администраций и их приближенных. Зачастую отсутствуют свобода слова, легальная оппозиция. Инакомыслие и инакодействие преследуются. В парламентах и правоохранительных органах у чиновников – свои люди. В республиках идут скрытые клановые войны.
3. О какой-то федеральной политике России на Северном Кавказе, стратегии как таковой тоже говорить сложно. А раз нет стратегии – не может быть и успеха. Реформы проводятся хаотично. Не хочется вас, Дмитрий Николаевич, обижать, но негативные процессы в экономике, политике, общественной жизни ЮФО многие аналитики связывают с тем, что вы как полпред и ваша команда не имеют ясного, продуманного, четко сформулированного стратегического плана реформ. И на мой взгляд, прогнозирование ситуации в ЮФО у вас – на уровне угадывания. Пока удается угадывать, а что будет, если не угадаете?
4. Население кавказских республик устало от межнациональных конфликтов, коррупции и чиновничьего произвола, безработицы и бедности. Во всех бедах люди винят руководителей администраций, которые по несколько сроков занимают «теплые места» и не спешат покидать их. Они, их кланы или тейпы, захватив власть на местах, вершат правосудие, присваивают себе все, что можно присвоить – не заботясь о народе. В связи с назначением Президентом на новый срок все тех же руководителей у народа исчезают последние надежды на перемены к лучшему.
5. Мозговой и возрастной потенциал вашего, Дмитрий Николаевич, аппарата – полпредства, как считают многие, представляет собой закостенелую, обюрократившуюся команду со стереотипным мышлением чиновников, которым ничего не надо, но которые умеют создать видимость энергичной работы, строча радужные отчеты, далекие от реальности. Складывается впечатление, что молодых, энергичных, нестандартно мыслящих людей в вашем окружении практически нет. Или за спинами прожженных «старичков» их просто не видно?
6. Не секрет, что сейчас Правительство страны готовит проект свободных экономических зон в России. Могу предположить, что из-за боязни центром сепаратизма, кавказским республикам свободные экономические зоны «не светят». А может быть, именно в них – один из выходов из экономического кризиса на Юге РФ?
7. Административная реформа, у истоков которой стояли вы, Дмитрий Николаевич, ни в России в целом, ни в ЮФО в частности пока «не пошла». На мой взгляд, она свелась к «перетягиванию каната» административных полномочий. Увы, но насколько я знаю, ни один конфликт по принципиальным вопросам экономической и социальной политики так и не стал предметом публичного расследования, прозрачности в политике не добавилось.
Агентства вновь оказались конторами непрозрачного распределения бюджетных средств и индивидуального регулирования деятельности государственных учреждений, унитарных предприятий и корпораций с государственным участием. Они превратились в бесконтрольные «младшенькие министерства», которые на основе устных распоряжений и неформальных договоренностей с вышестоящими органами опираются на годами сложившуюся административную практику.
Выходит, от чего ушли, к тому и пришли?
8. Сегодня страна пытается произвести «достройку», корректировку, адаптацию административной реформы к вновь выявленным обстоятельствам, наделяет высшие должностные лица субъектов РФ полномочиями по организации взаимодействия и координации деятельности органов исполнительной власти соответствующего субъекта и территориальных органов исполнительной федеральной власти. За всю свою историю наше государство не один раз пыталось реформировать органы исполнительной власти (губернаторства) и органы местного самоуправления (земства), наделяя их определенными полномочиями. У нас даже выработалась некая историческая привычка видеть в местной власти панацею от тотального государственного всевластия. При этом, полагаю, абсолютно не учитываются важные моменты, от которых зависит успех любой реформы: имеются ли экономические и социальные условия (особенно на Северном Кавказе), соответствует ли реформа положениям нынешней Конституции страны, подкреплена ли она финансово, есть ли единство взглядов и согласия центра и субъектов, отвечает ли реформа интересам населения…
9. Экономическое состояние субъектов ЮФО напрямую связано с эффективным и рациональным использованием природных ресурсов. Но природоресурсный потенциал округа используется неэффективно, слабо. Разведка и добыча углеводородного сырья – самая низкая по стране. Не в полной мере используются лесные ресурсы, рекреационный потенциал Черноморского побережья. Экосистемы Юга России находятся в удручающем положении. Продолжает загрязняться гидросистема, ухудшается качество воды. Отсутствие какой-либо проводимой экологической политики в ЮФО, длительное функционирование экологически грязных производств в промышленности и сельском хозяйстве, а также сброс недостаточно очищенных хозяйственно-бытовых сточных вод и поступление загрязняющих веществ с водосборных территорий привели к повсеместному загрязнению поверхностных водных объектов ЮФО и представляют опасность загрязнения подземных вод (Ростовская область, Ставропольский и Краснодарский края, Чеченская и Ингушская республики.)
Многофакторное антропогенное воздействие на водные объекты, а также изменение их гидрологического режима могут привести к тому, что уже в ближайшем будущем мы лишимся возможности отдыхать у морей и других водоемов, а многие виды животных, птиц и рыб останутся только в «Красной Книге».
10. Словом, проводимая центром политика, реформы на Северном Кавказе заходят в исторический, политический, идеологический и психологический тупик...
***
Конечно, я – не аналитик и тем более – не политик, я только учусь. Может быть, мои тезисы и вопросы, которые я хочу чуть ниже задать полпреду, кому-то покажутся наивными. Но я уверена: многие простые люди думают так же, как я, их волнуют такие же вопросы, и они хотят получить на них ответы, как говорится, из первых уст.
Считаю, что дискуссия по проблемам Северного Кавказа должна вестись в обществе открыто, острые вопросы – не замалчиваться из-за политической конъектуры, из-за того, что «скажет Запад», а также из-за неумения и боязни некоторых политиков и чиновников откровенно и аргументированно отвечать на них.
А теперь
Десять вопросов полпреду
– Дмитрий Николаевич, соотношение издержек и результатов вашей работы в ЮФО – в пользу побед или поражений?
– Можете ли вы или кто-то из ваших подчиненных сегодня четко и ясно сформулировать стратегию проводимой политики и реформ на Северном Кавказе, а также вступить в дискуссию со СМИ?
– Каково, на ваш взгляд, оптимальное сочетание авторитарных и демократических методов руководства в условиях нынешней ситуации на Юге России
– При каких условиях можно было бы гарантированно добиться мира, стабильности и процветания на Северном Кавказе?
– Допустимо ли, по-вашему, назначать на высшие руководящие должности в регионах лиц, которых не приемлет большая часть населения? Совместима ли такая мораль с политикой, всерьез отстаивающей национальные интересы страны?
– Можно ли победить клановость, коррупцию, современную бюрократию в России?
– Насколько на Северном Кавказе Россия близка к гражданской войне, которой не перестают пугать нас некоторые западные аналитики?
– Каким вы видите ЮФО в ближайшее десятилетие?
– Вам не обидно, что потомки о вас в будущем могут и не вспомнить, в то время как Анатолий Борисович Чубайс уже вошел в историю как реформатор?
– Вы не жалеете, что согласились стать полпредом такого сложного и трудного округа, где при определенных обстоятельствах можно не только бесславно завершить свою карьеру, но и лишиться доброй репутации?
Надеюсь на исчерпывающие ответы. Заранее благодарна,
Екатерина Багрычдля газеты "Южный Федеральный"