В 2004-2005 годах карта СНГ, которая на протяжении почти пятнадцати лет оставалась окрашенной практически в один, невнятный, но имеющий оттенки красного и бурого, цвет, стала отличаться редким разноцветием. Розовый оттенок Грузии, оранжевый цвет Украины, ярко алый, как революционный стяг, окрас Белоруссии - словом, картинка стала напоминать таблицу для проверки зрения у водителей. Похоже, что теперь к этому спектру прибавился еще черный цвет. По крайней мере, именно в него картографы в Вашингтоне и Брюсселе покрасили территорию Узбекистана - государства, которое вторым, после державы Александра Лукашенко, стало для Запада страной-изгоем.
Решение объявить Исламу Каримову бойкот зрело у руководства Европейского Союза и Соединенных Шатов уже давно, с тех самых пор, когда в Ташкенте отказались допустить международное расследование андижанских событий, а власти Узбекистана стали делать недвусмысленные реверансы в сторону политических соперников Запада. Соперников, оговоримся, в той части, что касается борьбы за сферы влияния в Центральной Азии. Ислам Каримов целенаправленно, начиная с мая этого года, шел на разрыв с Западом, и он его получил. Ташкент успел переквалифицироваться в лучшие друзья Пекина, объявить о выходе из блока ГУАМ (Грузия, Украина, Азербайджан, Молдавия), созданного в качестве противовеса влиянию Москвы в СНГ, а также резко активизировать свое участие в межгосударственных объединениях, где первую скрипку играют КНР и Россия - Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) и Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Причем именно Каримов озвучил на саммите ОДКБ инициативу, которая, наряду с жесткой позицией в андижанском кризисе, стала, по мнению экспертов, еще одной причиной, по которой США исключили Узбекистан из списка своих потенциальных союзников. Узбекский президент дал понять, что не намерен долго терпеть на своей территории американских военных: речь идет об авиабазе "Ханабад-Карши", и это, наверно, единственный случай за последние десятилетия, когда американцев так категорично попросили убраться вон. Судя по всему, в Белом доме поняли всю серьезность намерений Каримова, поскольку пообещали покинуть Узбекистан в шестимесячный срок, указанный Ташкентом.
По данным узбекских властей, в ночь на 13 мая 2005 года в узбекском городе Андижан произошел вооруженный захват тюрьмы и ряда правительственных зданий. В ходе нападения 12 работников правоохранительных органов были убиты, было захвачено 334 единицы оружия. Правоохранительные органы Узбекистана сообщали, что террористы взяли в заложники в общей сложности 70 человек, 15 заложников были убиты. Позже в Андижан были введены войска. По официальным данным, в ходе андижанских событий погибли 187 человек. Западные правозащитники утверждают, что всего в Андижане погибли более 800 человек, причем большинство из них - мирные граждане. ЕС, ООН и США неоднократно требовали от Ташкента привлечь к расследованию мятежа международных экспертов, однако власти Узбекистана каждый раз им отказывали.
В прошедший уик-энд министры иностранных дел стран Европейского союза на проходившей в Люксембурге встрече приняли решение наложить санкции на Узбекистан. Это означает, что Евросоюз сократит и переадресует экономическую помощь среднеазиатской республике, ограничит выдачу виз узбекским правительственным чиновникам, Каримову в том числе, и прекратит любые поставки оружия в эту страну. Поскольку ЕС и так не поставляет узбекам оружие, то суровость мер необходимо было усилить, и Евросоюз в одностороннем порядке приостановил действие Соглашения о партнерстве и сотрудничестве с Узбекистаном. В Брюсселе также не исключают, что, если Каримов продолжит препятствовать допуску к расследованию андижанских событий международных экспертов, следующим шагом ЕС станет замораживание счетов тех, кто, по мнению европейских властей, причастен к расстрелу людей.
Ранее госсекретарь США Кондолизза Райс заявила, что упрямство Каримова, тоталитарные методы его правления, отказ идти на полноценный контакт с Западом (имелось в виду желание международных наблюдателей поучаствовать в расследовании андижанского восстания) могут привести к полной международной изоляции Узбекистана. Большинство экспертов полагает, что решение ЕС, последовавшее вслед за аналогичными шагами Вашингтона, где заморозили выделение Узбекистану финансовой помощи в размере 21 миллиона долларов, и есть первый шаг к такой изоляции. На прошлой неделе помощник государственного секретаря США по делам Европы и Евразии Дэниэл Фрид решил присовокупить к уже имеющимся грехам официального Ташкента еще один. Чиновник заявил, что после событий в Андижане Узбекистан перестал сотрудничать с Вашингтоном в области борьбы с терроризмом. Правительство Ислама Каримова открыто дистанцировалось от договоренностей, достигнутых между Узбекистаном и США после терактов 11 сентября, заявил Фрид. Парадоксальная ситуация, ведь в Ташкенте заявляют, что в Андижане были истреблены именно террористы, хотя западные политики давно укрепились во мнении, что узбекские солдаты и полицейские стреляли исключительно в мирных граждан.
Официальный Ташкент на решение ЕС пока не отреагировал, но защитники у Каримова уже нашлись. Так, Россия ясно дала понять, что она не присоединится к эмбарго. В минувшую пятницу, еще до того как было принято решение о санкциях, министр обороны РФ Сергей Иванов заявил, что намерение Евросоюза ввести эмбарго на поставки вооружений Узбекистану никак не отразится на российско-узбекском сотрудничестве. "Это эмбарго нас никак не волнует и никак не затрагивает", - заявил он. "Наши отношения с Ташкентом имеют неуклонную тенденцию к укреплению во всех сферах, в том числе в области военного и военно-технического сотрудничества", - подчеркнул министр. При этом он отметил, что "мы будем и дальше развивать отношения с этой дружественной страной". Заявления Иванова подтверждаются и тем, что в сентябре в Узбекистане прошли самые крупные совместные маневры двух стран, причем не исключено, что в следующем году они повторятся. Впрочем, Иванов - это Иванов, а вот президент РФ Владимир Путин еще не высказывал свое отношение к сложившейся ситуации, но большинство политологов полагает, что он не даст в обиду "дружественную страну". Возможно, позиция Путина будет озвучена уже 6-7 октября, когда в Санкт-Петербурге президент РФ примет лидеров Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана. А заодно и отметит свое 53-летие.
Мы оцениваем происшедшее в Узбекистане как трагические события, но оценка подоплеки этих событий у нас с правозащитными организациями Запада диаметрально противоположна.
Несмотря на то, что со стороны другого стратегического партнера Каримова - Китая - также реакции на эмбарго не последовало, большинство аналитиков склоняются к мысли, что с экономической точки зрения санкции ЕС и США не заставят узбекского лидера горько сожалеть о содеянном. По мнению главного редактора информагентства "Фергана.Ру" Даниила Кислова, руководству Узбекистана, которое сразу же после андижанских событий заручилось поддержкой таких влиятельных соседей, как Россия и Китай, "в принципе, наплевать на эмбарго Евросоюза". И действительно, санкции ЕС вряд ли отразятся на экономике Узбекистана, так как доля европейского капитала здесь ничтожно мала. А вот зато Китай еще в мае - во время визита Каримова в Пекин - обещал вложить в экономику среднеазиатской республики более 800 миллионов долларов. Ну а уже в сентябре российский "Газпром" подписал с "Узбекнефтегазом" контракт, взяв на себя обязательства инвестировать в узбекскую экономику более 1 миллиарда долларов.
Как пишет газета "Ведомости", европейская экономическая помощь Узбекистану подверглась лишь небольшим сокращениям: из 9,5 миллиона, которые предполагалось предоставить Ташкенту на нужды развития в 2005 году, 1,8 миллиона будут переадресованы неправительственным организациям. А программа помощи на 2006 год будет сокращена с 13,6 миллиона до 11,2 миллиона, причем сэкономленные средства будут направлены на оказание прямой помощи беднейшим слоям населения в Киргизии и Узбекистане.
Что же касается возможного возбуждения уголовного дела против Каримова, как поступили в аналогичном случае с бывшим югославским лидером Слободаном Милошевичем, то, даже если конгресс США порекомендует президенту Джорджу Бушу через ООН добиться этого в Международном уголовном суде, президенту Узбекистана бояться нечего. И Россия, и Китай, являющиеся постоянными членами Совета Безопасности ООН, заблокируют подобное предложение.
И хотя, например такое авторитетное издание как "Коммерсант" полагает, что Каримов все же разделит судьбу Милошевича, большинство экспертов склоняется к мнению, что узбекский лидер встанет в один ряд с президентом Белоруссии Александром Лукашенко, которого на Западе хоть и считают злейшим врагом демократии, однако же под трибунал отдавать ни разу не пытались. Безусловно, от обострившегося противостояния Узбекистана с США и ЕС выиграют и Россия, и Китай, поскольку Каримов, по сути пойдя ва-банк, всю свою ставку сделал именно на эти две страны. Но, как показала практика, узбекский президент в своем противостоянии с Западом может пойти еще дальше, чем Лукашенко.
Например, президент Белоруссии, несмотря на то, что последний раз был в США еще в 2000 году, решился отправиться в Нью-Йорк на 60-ю сессию Генеральной ассамблеи ООН, а вот Каримов проигнорировал это мероприятие, хотя его выступление было в программе. Анонимные представители узбекского МИДа довольно пренебрежительно заявили, что "на саммит такого уровня не обязательно ехать президенту, может поехать министр иностранных дел, а может участвовать и постоянный представитель Узбекистана в ООН".
Между тем расследование андижанских событий, которое в принципе положило начало всей этой истории, идет своим чередом. 15 человек, обвиняемых в организации волнений и представшие перед судом, уже признали себя виновными. Речь идет о 12 гражданах Узбекистана и 3 гражданах Киргизии, которых обвиняли в терроризме, убийствах, захвате заложников и ряде других противоправных действий. Это только первая партия обвиняемых - следствие в отношении еще 106 человек, обвиняемых в причастности к андижанским событиям, находится, согласно заявлениям Генпрокуратуры республики, в завершающей стадии. Никто, похоже, не сомневается, как не сомневался и ранее, что власти Узбекистана найдут нужное количество виновных, докажут их причастность к кровопролитию и, как говорится, "приведут приговор в исполнение" (в августе Каримов отменил смертную казнь и теперь самым строгим наказанием является пожизненное заключение). Только в Европе и Штатах, и об этом уже можно говорить со стопроцентной уверенностью, никогда не поверят в объективность следствия и суда. Наоборот - процесс может быть использован как новый аргумент против Ташкента. Запад умеет создавать образ врага.