Несколько лет назад на обложках журналов появилась новая "Нива" ВАЗ-2123. Тогда ее внешность поразила всех. "Умеют же, если захотят", - восклицали журналисты, а вслед за ними простые автолюбители. Прошло время. Нынешнюю ситуацию также можно можно охарактеризовать более современной русской поговоркой, но совсем другой по смыслу: "Хотели как лучше, а получилось как всегда".
Шаг первый
За красивыми фотографиями машины последовала первая новость, к которой отечественные автопатриоты отнеслись с недоверием - "Нива" больше никогда не будет ВАЗом, а поступит в продажу под маркой Chevrolet. АвтоВАЗ тогда объяснял, что машину по-прежнему будут выпускать в Тольятти, но не на главном конвейере - а на совместном предприятии с GM.
Cотрудничество с американцами понадобилась АвтоВАЗу, чтобы добиться высокого качества и "протолкнуть" машину на европейские рынки, где в свое время хорошо покупали старю "Ниву". А экспорт для завода был назван задачей чрезвычайно важной.
Тогда тольяттинцы надеялись, что новая машина получится намного лучше старой. Поэтому Chevy Niva сначала даже запретили продавать через дилеров АвтоВАЗа, чтобы машина не "заразилась" от "Жигулей" традиционным плохим качеством. Мало того, согласно договору с GM, с 2006 года в собственность СП должна была перейти и торговая марка Niva - единственный успешный бренд АвтоВАЗа.
Шаг второй
Новая "Нива" появилась в салонах. Сначала она стоила в три, а потом в два раза дороже старой. С той же, по большому счету, начинкой - двигателем и "ходовой" 30-летней давности. Высокую цену вазовцы объясняли, например, некоторыми импортными агрегатами и почти тысячей усовершенствований, внесенных в конструкцию иностранными инженерами.
Интересно, что самыми заметными из "новых агрегатов" стали новые рулевая колонка и педали - а не двигатель, коробка передач, или какие-то системы безопасности... Цена высокая, но без этих доработок нельзя, говорили чиновники из Тольятти, - в Европу не прорвемся.
Шаг третий
Третья новость - начало выпуска в Тольятти "современной иномарки". На роль оной был выбран снятый с производства в Европе Opel Astra в довольно скромной комплектации. Машина под именем Chevrolet Viva довольно скоро появилась в салонах, однако планируемого спроса так и не дождалась. Причина - чрезмерно высокая цена, почти в два раза больше, чем у "девяток".
Сначала цену хотели снизить за счет отечественных комплектующих, в первую очередь - двигателей и коробок передач. Но не получилось. В результате производство Viva сократили, а теперь думают и вовсе свернуть.
Шаг четвертый
Создание еще одного совместного предприятия с GM, но уже по выпуску двигателей, было нужно АвтоВАЗу для достижения двух целей. Первая - оснастить "Ниву" современным двигателем и наконец-то отправиться покорять с ней Европу. Вторая цель - снизить стоимость "современной иномарки" Cevrolet Viva/Opel Astra.
Однако в строительство завода АвтоВАЗу надо было вложить 300-400 миллионов долларов. А это сделало бы нецелесообразной работу тольяттинцев над собственными двигателями. Через несколько лет, когда в России введут строгие экологические нормы, новый двигатель понадобится и всем остальным "Ладам". Если это будет мотор, выпущенный совместным предприятием, цены на машины увеличатся на 1000 долларов или больше. А значит, "Лады" потеряют своих покупателей.
На вопрос "что делать" руководство ВАЗа так и не ответило. Вопрос о новом заводе двигателей висит в воздухе, Chevy Niva выпускается с мотором 30-летней давности, а Opel Astra никак не может подешеветь.
Шаг пятый
У General Motors сейчас финансовый кризис. Американцы решили экономить средства и отказались от дальнейших вложений в совместные с АвтоВАЗом проекты. Поэтому если новый завод все же построят - то деньги на него придется искать самому АвтоВАЗу целиком и полностью. GM, конечно, поставит оборудование, поможет с лицензией - но уже за деньги, а не по старой дружбе.
Да и действительно, зачем американцам АвтоВАЗ, если они купили активы обанкротившегося Daewoo? Корейские Daewoo Matiz, Kalos и Nubira теперь называются Chevrolet Spark, Aveo и Lacetti. Они стоят дешевле и продаются намного лучше пресловутого Cherolet Viva.
Шаг шестой
Руководство СП GM-АвтоВАЗ (его президент - иностранец) посчитало Cherolet Niva неконкурентоспособным автомобилем и отказалось от его поставок в Европу. Точнее, вопрос отложен на неопределенное время.
Очевидно, что машина стоимостью более 10 тысяч евро с вышеупомянутым двигателем 1970 года рождения, неспособным выполнять европейские экологические нормы, там просто не выдержит конкуренции. К тому же у Chevy Niva нет дизеля, автоматической коробки передач, "нормального" количества подушек безопасности... В общем, если все это появится - то машина окажется дороже какого-нибудь Hyundai Tuscon. А в этих условиях выбор здравомыслящих людей очевиден.
Интересно, что теперь под угрозой даже поставки старой "Нивы", права на которую целиком принадлежат АвтоВАЗу, в развивающиеся страны. С нового 2006 года, как мы отмечали в начале статьи, бренд "Нива" переходит в собственность GM-АвтоВАЗ. И неизвестно, будут ли египтяне с латиноамериканцами так же хорошо, как старую "Ниву", покупать автомобиль с новым невнятным именем Lada 4x4.
Шаг седьмой и заключительный
У европейцев, как известно, есть свободный рынок, где можно купить то, что действительно выгодно. В Америке - еще интересней. Скажем, Honda Civic Sedan стоит от 14 тысяч долларов. А у нас - от 20. Покупая эту машину, европеец или американец может быть уверен в наличии и высоком качестве запчастей, сервисов, трехлетней гарантии... Как вы думаете, там кому-нибудь нужны "Жигули" за ту же цену? Даже за цену чуть меньше?
Получается, что судьба АвтоВАЗа теперь в наших руках. По крайней мере на ближайшие годы мы можем гарантировать ему безбедное существование - пошлины на ввозимые иномарки слишком велики, а тех, что выпускаются здесь, на всех не хватит. А вот потом Россия может вступить в ВТО, а иностранные автопроизводители - построить новые заводы. В таком случае радужные перспективы тольяттинского автогиганта с большой вероятностью накроются чем-то более тяжелым, чем "Шеви-Нива".
Иван Александров