С 10 ноября в московский прокат выходят четыре фильма: "Доказательство" Джона Мэддена, "Иллюзия полета" Роберта Швентке, "Подальше от тебя" Кертиса Хэнсона и "Последний уикенд" Павла Санаева. О математике, злых стюардессах, красивых туфлях и вреде игр на стройке рассказывают обозреватели журнала TimeOut Москва.
"Доказательство" / Proof
Режиссер Джон Мэдден. В главных ролях Гвинет Пэлтору, Энтони Хопкинс, Джейк Гилленхаал, Хоуп Дэвис. 99 мин.
В аккуратном чикагском пригороде проживают девушка Кэтрин (Пэлтроу) и ее абсолютно безумный отец Роберт (Хопкинс). Вообще-то папа у Кэтрин силен в математике - бывший профессор университета, он и сейчас порой способен объять необъятное, не отрываясь от просмотра хорроров по кабельному. Проблески сознания Роберта настолько ослепительны, что дочь, не задумываясь, хоронит свою научную карьеру, поправляя ему подушки и заваривая чай. Но вскоре папа умирает, и зачуханная Кэтрин остается один на один со своими галлюцинациями, сомнениями в собственной вменяемости, сестрой-наседкой Клэр (Дэвис), примчавшейся из Нью-Йорка, полутора сотнями тетрадей отцовского архива и одним секретом. Оказывается, Кэтрин доказала недоказуемую теорему простого числа и теперь не решается сообщить об этом научному сообществу. Идея довериться сестре и бывшему отцовскому студенту, миляге Халу (Гилленхаал), оказывается не вполне удачной: недалекая Клэр активно не верит в авторство Кэтрин и срочно эвакуирует "помешанную" в Нью-Йорк, поближе к аппаратам для ЭСТ, подальше от нобелевского комитета.
Когда-то "Доказательство" было серьезной театральной пьесой, и следы сценической пантомимы видны в кинорежиссуре Мэддена: мысли о матрицах и логарифмах вызывают у обеих героинь выражение такой кислой скорби на лицах, словно речь идет о неудачном замужестве.
Где и когдаРасписание показов в кинотеатрах Москвы
При желании в этом гибриде блондинистой мелодрамы и детского сюжета о списанной задачке по алгебре действительно можно найти зерно драматизма: второстепенный по отношению к высшей математике конфликт интеллекта и житейской смекалки раскрыт тут исчерпывающе. Но, честное слово, так не хочется вникать в скучные дрязги двух теток, когда фильм нашпигован веселыми воспоминаниями-флэшбэками! Там румяный Энтони Хопкинс в эйфории хрустит январским снежком (в последний раз выражение такой безмерной радости было у актера в 1999-м, когда он скакал с пирогом с человечиной в "Титусе" Джули Теймор) и строчит в тетрадку собственное доказательство: "Пусть Х равен числу всех переменных Х. Пусть Х равен холоду. В ноябре холодно. В ноябре озеро превращается в озеро льда…". Эта замечательная зимняя поэма оказывается настоящей молнией живой мысли, неожиданной, как любовная лирика на полях задачника Сканави.
Василий Корецкий, Time Out Москва
"Иллюзия полета" / Flightplan
Режиссер Роберт Швентке. В главных ролях Джоди Фостер, Питер Сарсгаард, Шон Бин. 98 мин.
Как всегда скорбная героиня Джоди Фостер, женщина с мужскими бицепсами, мужским именем Кайл и мужской профессией инженера-конструктора, летит огромным "Боингом" из Германии в Штаты. Под боком дремлет маленькая дочка, под ногами, в грузовом отсеке покоится оснащенный сейфовым замком гроб с телом мужа, упавшего с обледенелой берлинской крыши пару дней назад. В полете Кайл засыпает, а когда просыпается, видит, что дочь с рюкзачком и даже посадочным талоном исчезла. Перепуганная, но все еще уверенная в себе, мамаша принимается бегать по лайнеру, потрясая плюшевым мишкой, оставленным похитителями по глупому недосмотру. Нарушив график работы туалетов, раздав указания стюардессам и даже устроив недолгий блэкаут, Кайл, тем не менее, остается ни с чем. Дочь в списках пассажиров не значится, соседи по салону путаются в показаниях, и даже группа ближневосточных мужчин с печатью тайной миссии на бородатых лицах оказывается не у дел - вероятно, свой заговор они планируют осуществить где-то в другом месте. И тут Кайл становится действительно не по себе.
Летающая "комната страха", обставленная немцем Швентке по последнему слову сумрачно-параноидальной моды, напрашивается на сравнение и с пресловутым фильмом Финчера (с Фостер же), и с только что прошедшим по экранам авиатриллером "Ночной рейс". Но выяснять, какой из двух самолетов страшнее, а какой - оригинальней устроен, не стоит. Во-первых, кажущаяся вторичность "Иллюзии" даже на руку: все-таки дико интересно узнать еще пару способов скрасить скуку долгого перелета. Во-вторых, разница в фигурах высшего сценарного пилотажа и в "Рейсе", и в "Иллюзии" сглаживается одинаково неприятными пике. Невидимые механизмы дают сбой - и тяжелый занавес хеппи-энда, вместо того чтобы величественно закрыть сцену победы наглости над злом, начинает мелко ерзать и вдруг обрушивается пыльной тряпкой. Эти неполадки наверняка сойдут с рук Швентке: в Америке "Иллюзия полета" седьмую (!) неделю прочно держится в десятке хитов. Но Фостер уже второй фильм подряд играет испуганных женщин, которые носятся со своими детьми, как сержант Рипли - с Чужими. И для нее весь этот адреналиновый бэбиситтинг может кончиться фатально - врастанием в образ. Но стоило ли заканчивать Йель, дважды выходить на сцену за "Оскарами", тщательно выбирать роли, снимаясь раз в сто лет, чтобы в итоге стать характерной актрисой с сомнительным амплуа матери-героини?
Василий Корецкий, Time Out Москва
"Подальше от тебя" / In Her Shoes
В главных ролях: Кэмерон Диаз, Тони Коллетт, Марк Фюрштайн. 130 мин.
Две сестры вместе взрослели, но выросли совсем разными. Старшая, Рози (Коллетт), горбатится в юридической фирме, носит уродливые офисные костюмы и уныло коллекционирует туфельки - она неумолимо толстеет, и только обувь ей всегда впору. Младшая, Мэгги (Диаз), одевается и ведет себя как шлюха (мы знакомимся с ней, когда под "Stupid Girl" Garbage Мэгги пытается перепихнуться с экс-одноклассником на встрече выпускников). Друг дружку сестры, в принципе, любят. Но младшая все портит: крадет у старшей то туфли, то заначку, а то - подцепленного в офисе мужика.
Рассказывая о "Подальше от тебя", испытываешь легкое смущение: как будто не о фильме говоришь, а вспоминаешь, как ковырялся в носу. Формально это очень толковая лента - таким обычно дают "Оскар". Поставлена она важным режиссером (Хэнсон снял "Секреты Лос-Анджелеса", "8 милю", "Вундеркиндов") с привлечением дорогостоящих звезд и заполнена не пальбой с погонями, а психологическими портретами. Мораль в ней понятна и взята из школьной программы: "ты все пела, это дело…". Вот только история сестринских дрязг - это чисто телевизионный формат, не нужен ей экран на пять метров, звук Dolby и прочий киношный размах. Отношения в фильме раскатываются, как рулон обоев: рисунок пестрый, но повторяющийся, всегда знаешь, что будет через метр. Сестры пройдут разрыв, пойдут на компромисс (старшая бросит юриспруденцию, младшая научится читать) - все, как в хорошем семейном сериале. Напрашивается вопрос: так в чем комедия? А вы представьте, как Диаз пытается изобразить на своем шкодливом лице выражение нравственного перерождения!
Кирилл Алехин, Time Out Москва
"Последний уикенд"
Режиссер Павел Санаев. В главных ролях: Иван Стебунов, Артем Семакин, Татьяна Арнтгольц, Гоша Куценко, Илья Соколовский, Ритис Скрипка. 91 мин.
Легкомысленное кино для юношества с сюжетом вроде тех, что печатают на открывающей полосе "МК" - внизу страницы мелким шрифтом. Двое закадычных друзей из Южного, кажется, Бутова полезли на стройплощадку за улетевшими воздушными шариками для жеманной блондинки, шарики сняли, а на обратном пути свалились в котлован с водой. Один друг утонул, другого успели спасти товарищи. Но, что плохо, спасли не того - Кирилла (Стебунов), небогатого подростка из неполной семьи. А надо было - сироту Мишку (Семакин), брата лютого районного "авторитета" (Куценко). Перспектива объясняться с этим "человеком дела", стоя по колено в кипящей воде, никого, разумеется, не прельщает. Вот недружная компания и пытается избавиться от трупа так остервенело и по-дилетантски, что дело заканчивается глупой междоусобицей.
Подобные истории принято называть молодежными триллерами, но сходу определить жанровую принадлежность "Уикенда" не так просто: в нем есть испуганная молодежь с топорами и булыжниками в руках, есть труп, есть блондинка, есть философские поучения, но нет собственно трилла. Обмереть тут можно разве что от картин сладкой жизни "на районе", которую ведут Михаил с Кириллом до несчастного случая на стройке. Впрочем, получить свои пятнадцать минут удовольствия от фильма можно - если относиться ко всему происходящему не как к первой попытке снять российский аналог "Я знаю, что вы делали прошлым летом", а как к веселому аттракциону вроде "кривого зеркала". Тем более, что к этому располагает если не сюжет, то по крайней мере кастинг: актер Стебунов так похож на актера Хабенского, что в голове регулярно всплывает одна и та же мысль: "С Гошей все ясно, но как они смогли заставить Константина? Неужели кипятком?!"
Василий Корецкий, Time Out Москва