На прошлой неделе в Россию приезжал министр обороны Индии Пранаб Мукерджи. В рамках своего визита он, в частности, провел переговоры о возможном совместном производстве истребителя пятого поколения. В настоящее время работы над подобными проектами ведутся во многих странах. В США, к примеру, уже вовсю выпускаются серийные истребители F-22, а также активно разрабатывается программа F-35, европейские страны также не стоят на месте. В России разработка перспективного истребителя существует в виде государственной программы - в 2002 году компания "Сухой" была выбрана в качестве головного предприятия, разрабатывающего эту программу. Однако визит индийского министра поставил ее выполнение под вопрос.
Все дело в деньгах. Представитель российского Министерства обороны раскрыл в интервью газете "Ведомости" страшную тайну - проект российского истребителя пятого поколения разрабатывается столь медленно, что его уже вполне можно считать замороженным, несмотря на громкие заявления военных чиновников. По данным этого источника, реальные расходы государства на разработку проекта перспективного авиакомплекса фронтовой авиации (ПАК ФА, И-21 или Т-50) не превышают нескольких сотен миллионов рублей в год.
Если это действительно так, то Россия рискует оказаться без таких самолетов, когда многие западные страны будут вооружены новейшими F-35. Индия действительно может спасти положение. Эта страна играет все более важную роль не только на региональном, но и на международном уровне, и затраты Дели на закупки новой техники являются одними из самых больших в мире. При этом Индия больше не хочет находиться в зависимости от зарубежных поставщиков - в будущем она намеревается строить самолеты самостоятельно. В частности, именно возможность совместного производства позволила Boeing протолкнуть проект тяжелого ударного F/A-18E/F Super Hornet на конкурс, в рамках которого индийские ВВС собираются закупить 126 легких истребителей. Однако индийский тендер, это завтрашний день, а Пранаб Мукерджи в России говорил о дне послезавтрашнем.
Индия готова участвовать в создании самолета будущего - такое заявление сделал министр по прилете в Москву. Однако, вкладывая средства в этот проект, индийцы не собираются просто ждать, пока российские конструкторы создадут самолет "для себя", а потом переоборудуют его для них. Министр предложил строить совместный истребитель, причем создавать его "с нуля". "Наши военно-воздушные силы и производственные предприятия в этой сфере хотели бы участвовать во всех этапах создания истребителя пятого поколения - начиная от выработки концепции и проектирования, исследования и разработки до совместного производства, включая наше финансовое участие. Об этом мы попросили вице-премьера и министра обороны Сергея Иванова. Это не должно быть просто финансовое участие в совместном производстве. И это не должен быть прямой импорт из России. Вот наша цель", - сказал он в интервью газете "Время новостей".
Это предложение озадачило россиян. Дело в том, что построить "истребитель вообще" невозможно - такие самолеты создают с учетом будущего применения. Даже две модификации Су-27, построенные для Индии и Китая (соответственно, Су-30МКИ и Су-30МКК), сильно отличаются друг от друга по составу бортового оборудования и вооружения. Эти самолеты призваны решать различные задачи - индийцы заказывали "сушки" для воздушных боев, а китайцам были нужны ударные истребители. Теперь, если Индия начнет оказывать влияние на ход работ, "начиная от выработки концепции", то в результате ВВС России могут получить не совсем ту машину, которую они заказывали. Другими словами, Индия может оказать влияние на развитие российских ВВС. И она уже это делает.
Говоря о "разработке с нуля", министр лукавил - в рамках визита он знакомился с уже существующими проектами, выбирая из них один. Разумеется, он осмотрел и проект ПАК ФА, но забраковал его. Сначала министр побывал на презентации "Сухого", затем съездил на "МиГ", а через несколько дней объявил, что один из проектов РСК ему понравился больше. По версии "Ведомостей", Мукерджи подчеркнул, что Индия хотела бы разрабатывать легкий истребитель пятого поколения, возможно - однодвигательный. Именно такой проект он увидел на презентации в "МиГ".
Стоит отметить, что разделение труда между "Сухим" и "МиГом" было заложено еще в середине прошлого века. В СССР, как и в Российской Федерации, существовала "двухистребительная" структура ВВС. "Су" были тяжелыми ударными машинами, предназначенными преимущественно для ведения воздушных боев и нанесения ударов по наземным объектам в глубоком тылу противника. "МиГи", напротив, были машинами легкими, предназначенными для воздушных боев в прифронтовой полосе. При этом, если для истребителей четвертого поколения было свойственно четкое разделение обязанностей, то уже машины поколения 4+ и 4++ стали многофункциональными. Тем не менее, разделение на классы в пятом поколении все еще сохраняется.
По крайней мере, известные проекты "Сухого" и "МиГ" концептуально отличаются друг от друга. Несмотря на практически полное отсутствие информации по программам разработки таких истребителей в России, некоторые опытные модели стали известны. Самолеты пятого поколения начали разрабатывать еще в конце 70-х - начале 80-х годов. Известность получили три машины - С-37 (Су-47) "Беркут", 1.44 (МиГ) и Як-141 (рассматривал ли индийский министр разработки этого КБ, неизвестно).
Отметим, что некоторые технологии, которые были разработаны в ходе проектирования истребителя КБ им. Яковлева, были впоследствии задействованы при создании американского F-35, на которого яковлевская машина похожа даже внешне. Что касается первых двух самолетов, то они были созданы в качестве испытательных лабораторий для отработки некоторых особенностей конструкции планера и в качестве "самолетов будущего" даже не позиционировались. Проект 1.44 РСК "МиГ", несмотря на то, что он в целом соответствует классу легкого истребителя, оснащен двумя двигателями, и поэтому для индийцев все-таки не подходит. Скорее всего, Мукерджи выбрал действительно "бумажный" самолет, не воплощенный в жизнь в виде прототипа.
Что касается проекта ПАК ФА, который в настоящее время, по словам российских военных и гражданских чиновников, активно разрабатывает "Сухой" сотоварищи, то он будет стоить российскому бюджету около пяти миллиардов долларов. При этом только стоимость работ в КБ "Сухого" будет составлять 1,5 миллиарда.
Точной информации о сроках сдачи проекта пока нет. По мере развития программы в заявлениях ответственных лиц постоянно звучат различные даты. Известно, что техническое задание Минобороны на разработку тактического самолета пятого поколения компания "Сухой" получила в июле 2002 года. Осенью 2004 года была завершена разработка самолета, а в ноябре-декабре - проведена защита эскизного проекта. Уже в декабре 2004 года комиссия подписала и утвердила заключительный акт, в котором говорилось, что проект соответствует выданным требованиям. Тогда же компания приступила к экспериментам на летающих лабораториях.
В начале августа представители "Сухого" заявили, что защитят техпроект до конца года, но уже на авиасалоне МАКС-2005 в конце месяца вице-премьер Борис Алешин заявил, что защита пройдет в 2006 году, а к 2007 году будет готов опытный образец истребителя. Однако этот опытный образец может еще достаточно долго проходить испытания.
Как будет проходить работа над ПАК ФА, если Россия согласится разрабатывать другой самолет совместно с индийцами, неизвестно. Все зависит от того, какой "бумажный самолет" будет взят за основу. Как отмечают эксперты, российско-индийский проект может стать "подстраховочным", на случай, если программа ПАК ФА по каким-то причинам будет свернута. Впрочем, при нынешнем финансировании это вполне может произойти, и поэтому из второстепенного он может стать главным.
Вероятность того, что предложение Мукерджи будет принято, достаточно велика и по политическим, и по экономическим причинам. Не исключено, что предложение о совместном проектировании военного самолета индийцы "упаковали" в один комплект с победой на вышеописанном тендере ВВС, а также рядом других заманчивых предложений. Москва достаточно сильно зависит от Дели и политически. Индия для России является крупнейшим стратегическим партнером, которого активно стараются "отбить" у нее другие страны.
Впрочем, что касается истребителя пятого поколения, то тут у Москвы конкурентов пока нет - Индия не может самостоятельно построить такой истребитель без России, а участвовать в американской программе JSF она не намерена. "Пока я не думаю об этом. Я вполне уверен, что у нас есть все инструменты для того, чтобы выработать тот механизм, о котором я сказал", - заявил Мукерджи. Однако нельзя исключать, что самым главным в этом заявлении является слово "пока".
Павел Аксенов