На ВВЦ начала работу выставка "Пресса-2006" - один из крупнейших форумов отечественных печатных средств массовой информации. То, что это неординарное событие на рынке, становится понятно еще на входе. Чтобы попасть на мероприятие, нужно зайти через дверь с надписью "Выход". Дверь с правильной надписью почему-то закрыта, и через стекло можно рассмотреть несколько человек в пиджаках и с рациями.
Главная "улица" выставки начинается с будки с надписью "Дежурный". Это звание носит женщина в огромных очках и скепсисом во взгляде. Ее можно понять - ей целый день приходится смотреть на стенд "Российской газеты", который находится аккурат напротив будки. На стенде большими буквами выведено "Главная газета страны", но это, похоже, не слишком веселит даму.
Рядом с "РГ" раскинулся павильон альтернативного распространителя прессы DM-Distribution. Потом идут российский издатель Playboy - ИД Burda, фирма Hachette Filipacchi Shkulev, владеющая правами на журнал ELLE. Дальше - огромный стенд газеты железнодорожников "Гудок", гости из Татарстана и Белоруссии. Центральная "улица" форума выводит к буфету, который отделяет от павильона огромный плакат из полупрозрачной ткани. На нем большими буквами написано: "Весь цвет российской прессы здесь".
Выставка "Пресса-2006" продлится до 26 ноября. По ее итогам будет сформирован так называемый "золотой фонд прессы", которого, по словам председателя оргкомитета выставки Михаила Ненашева, следует придерживаться распространителям. Саморегуляция печатного рынка - идея, без сомнения, хорошая. Однако чтобы оказывать реальное влияние, "Пресса" должна иметь более представительный состав участников.
По данным организаторов, на выставке представлены более тысячи печатных изданий. Среди них немало тех, кто за последние 10-15 лет оказался основательно подзабыт российскими читателями, например газета "Красная звезда". Другим изданиям, если следовать логике организаторов, еще только предстоит превратиться из "гадких утят" в "прекрасных лебедей" отечественной журналистики. Название "Комикс Лтд.", чей просторный стенд расположился неподалеку от небольшого закутка газеты "Сельская жизнь", пока мало что говорит широкому читателю. Но судя по размеру павильонов, комиксы более ходовой товар, чем газеты о сельском хозяйстве.
В то же время несколько крупных российских газет проигнорировали выставку. Ничего общего с "цветом российской прессы" не захотели иметь "Коммерсант", "Ведомости", "Известия". Гораздо лучше представлены государственные СМИ. Кроме "Российской газеты" и "Гудка", на выставке можно найти стенды РИА Новости, "Тверской 13", региональных изданий, принадлежащих муниципалитетам и администрациям областей. При этом павильон РИА Новости в два раза меньше павильона "Тверской 13".
Зато не поскупилась Белоруссия - она купила самый большой стенд выставки и выложила на нем все лучшее, что есть в стране. В частности, на стенде оказалась англоязычная газета Minsk Times. Увидеть эту газету и не отправиться на ПМЖ в Белоруссию просто невозможно. Журнальный лист, полноцветная печать, безупречная полиграфия - о чем еще может мечтать журналист. Но стоит полистать лежащую по соседству "Культуру" - и чемоданного настроения как не бывало. Газета тоже исполнена в цвете, но это не мешает ей выглядеть как издание бесплатных объявлений - виной тому отсутствие крупной фотографии на первой полосе.
На выставке явно не хватало участников, которые приехали не для того, чтобы возводить потемкинские деревни, а просто рассказать о СМИ. Не намного меньше стенда Белоруссии павильон Татарстана. Чего только на нем нет: и виды Казани, и фигурки местных жителей в национальных костюмах, и даже образцы национальной еды. Разве что газет маловато. Зато много книг, в том числе три про президента республики Минтимера Шаймиева. Поскольку труды о других сынах Татарстана занимают меньше места, можно предположить, что сегодня жители республики интересуются исключительно жизнью президента, причем предпочитают читать о нем в твердом переплете.
Не все издания всерьез отнеслись к выставке. Так, на стенде "Вечерней Москвы" в обнимку сидели молодой человек и девушка и вместе листали газету - единственный экземпляр на всем стенде.
На церемонию открытия выставки приехал замруководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Владимир Козлов. "Именно средства массовой информации являются важнейшим фактором становления гражданского общества в нашей стране", - сообщил чиновник. Он также обратил внимание на то, что сейчас в России зарегистрировано более 50 тысяч средств массовой информации, из которых действительно работают только около 15 тысяч и лишь 10 процентов из них получают прибыль от своей деятельности.
Едва ли можно было придумать лучшую иллюстрацию для этих слов, нежели выставка "Пресса-2006". Десятки региональных СМИ привезли на форум образцы своих изданий. В большинстве случаев это все те же черно-белые "полотна" формата A-2, на которых газеты издавались еще в Советском Союзе. В неудобном для пролистывания в общественном транспорте формате, с скучными заголовками, маленькими фотографиями они все меньше интересуют читателей. По словам зампредседателя Совета Федерации Дмитрия Мезенцева, за последние 10-15 лет российские газеты потеряли от 8 до 10 миллионов подписчиков.
Впрочем, сами издатели винят во всем почту с ее запредельно высокими тарифами. По словам одного из участников круглого стола по проблемам подписки, который был организован в рамках выставки, на услуги почты уходит более половины от совокупных затрат на один номер. Но если все дело только в цене на подписку, то почему тогда быстрыми темпами растет Интернет, который, как известно, тоже денег стоит?
По мнению Ненашева, список лучших российских печатных изданий, который будет составлен по итогам выставки, может сыграть "решающую роль в повышении качественного уровня всех российских СМИ". Забота о читателях - дело благородное. Однако "Российская газета", Playboy, глянец, "Гудок", белорусские СМИ и книги из Татарстана, под которые отдан центральный "проспект" выставки, - странные образцы для подражания.
Андрей Ломкин