Мэр Москвы Юрий Лужков поднял на очередном заседании городского правительства вопрос о нелегальной миграции, отреагировав, таким образом, на письмо, отправленное в адрес столичных властей московским отделением "Единой России". Лужков возглавляет список "единороссов" на выборах в Мосгордуму, которые не могли пройти мимо столь актуальной темы, уже раскрученной другими участниками предвыборной кампании.
Модная тема
Для решения этой проблемы московский градоначальник предлагает ввести уголовную ответственность для предпринимателей и организаций, использующих труд нелегальных мигрантов. В настоящее время за прием на работу нелегалов предусмотрена административная ответственность в виде штрафов, максимальный размер которых может достигать полумиллиона рублей.
Кроме того, Лужков считает действующее законодательство в этой области крайне запутанным, а потому выходом из него видит изменение разрешительной процедуры привлечения мигрантов. Соответствующие предложения мэр поручил подготовить городскому парламенту для предоставления в Госдуму.
К теме нелегальной миграции Лужков возвращается не в первый раз. В мае этого года он уже говорил о том, что государство не справляется с этой проблемой, отметив, что миграция из сопредельных государств и регионов юга России не способствует повышению интеллектуального и культурного потенциала российской столицы.
В качестве главной меры по борьбе с нелегальной миграцией московские власти используют институт регистрации, что создает трудности не только для иностранцев, но и для законопослушных российских граждан из других регионов страны. Эта тактика, однако, себя не оправдывает, поскольку лица, осуществляющие противоправную деятельность, все равно обзаводятся необходимыми документами, а в руки столичных милиционеров попадают, в основном, мелкие торговцы и строительные рабочие.
Тема нелегальной миграции и миграции вообще, как уже было отмечено, стала очень популярной в ходе подготовки к выборам в московский парламент. Перегнувшая палку "Родина", которая предложила "очистить Москву от мусора", даже была снята с регистрации, поскольку ее действия признали направленными на разжигание межнациональной розни.
Сложная реальность
Проблема взаимоотношений приезжих и коренного населения всегда характерна для центров притяжения крупных миграционных потоков. У этой проблемы, как правило, есть два аспекта - экономический и социо-культурный. С точки зрения экономики, приток мигрантов идет Москве скорее на пользу, чем во вред. Основная масса приезжих работает в отраслях, которые испытывают острую нехватку рабочих рук, так как жители столицы не хотят заниматься тяжелой и малооплачиваемой работой. Поэтому такие сферы, как строительство, дорожные работы, транспорт и мелкая розничная торговля выживают и развиваются, главным образом, за счет мигрантов.
Разговоры о том, что "на рынках торгуют одни черные", имеют уже отношение к социо-культурному аспекту. Дело не в том, что "чужаки" отбирают рабочие места у "коренного" населения (нельзя сказать, чтобы москвичи так уж стремились занять места за прилавками), а в том, что за короткий промежуток времени в привычной среде обитания возникли очаги иных цивилизаций. На этот фактор накладывается бытовая неустроенность и экономические трудности части населения, что ведет к росту ксенофобии и бытового национализма.
Подобные настроения используют организации националистической и псевдопатриотической направленности. Как правило, виновными в проблемах "простых людей" называют тех, кто им чужд социально, культурно или этнически. При этом оперировать фактами и цифрами для аргументации подобных умозаключений считается излишним.
Слухи и отсутствие достоверных фактов лишь подогревают атмосферу нервозности и подозрительности. Действительно, установить точное число нелегальных мигрантов весьма непросто, поскольку они стараются не попадать в поле зрения органов учета и контроля. Дополнительную проблему создает открытый визовый режим с рядом бывших советских республик - Украиной, Азербайджаном, Таджикистаном, Молдавией и некоторыми другими. В этом случае появляются вопросы к пограничным и миграционным службам, которые не в состоянии отследить точное количество иностранных граждан, въехавших в Россию и выехавших из нее.
Между тем Россия испытывает растущий дефицит трудовых ресурсов, в связи с чем квоты на выдачу приглашений для трудовых мигрантов увеличены на 2006 год более чем на треть - почти до 330 тысяч с 214 тысяч в 2005 году.
Для того чтобы понять масштаб проблемы, соответствующим федеральным органам следует установить, сколько из мигрантов после истечения трудового контракта вернется на родину, а сколько останется в России, в том числе и нелегально. А пока не будет разработана четкая и долгосрочная программа миграции, этот вопрос останется предметом политических спекуляций.
P.S. Подробное и взвешенное исследование о проблеме миграции в масштабе России содержится в статье "Мигранты и рынки труда крупных российских городов: согласование взаимных интересов". Она опубликована на сайте "Демоскоп", который представляет собой электронную версию бюллетеня "Население и общество", издающегося Центром демографии и экологии человек при Институте народнохозяйственного прогнозирования РАН.