Российское правительство приступило к реализации плана по урегулированию тарифов на ЖКХ. Если раньше эта тема оставалась информационным поводом для описания заседаний верхней и нижней палат российского парламента и рассматривалась исключительно в русле законодательных инициатив, то теперь урегулированием ЖКХ вплотную занялась исполнительная власть. И процесс, как говорится, пошел.
Федеральная служба по тарифам опубликовала приказ от 29 декабря 2005 года № 853 - э/4, который устанавливает предельные коридоры роста тарифов на услуги ЖКХ в 2006 году. В соответствии с документом, рост тарифов на услуги организаций коммунального комплекса по регионам РФ составит от 10 до 24 процентов. Кроме того, устанавливается предельный рост тарифа на тепловую энергию, а также платы за жилое помещение.
Лидеры и аутсайдеры
В текущем году различные регионы России волею ФСТ будут поделены на аутсайдеров и лидеров по росту цен на жилищно-коммунальное хозяйство. При этом способы определения максимальной процентной ставки для каждого субъекта Федерации не очень понятны. В желтой майке лидера по возможному росту тарифов ЖКХ оказалась не самая успешная Нижегородская область, где верхняя планка с учетом региональных инвестиционных программ установлена на уровне 24 процентов. На втором месте также не самая обеспеченная Ростовская область, в которой жилищно-коммунальное хозяйство может подорожать максимум на 22 процента. Третье место делят между собой 31 субъект Федерации, где цены не могут подняться выше отметки в 20 процентов. В этот список попали совершенно разные регионы: от Магаданской области и Хабаровского края до Чеченской республики и Краснодарского края, оказалась в этом списке и Москва. На последнем месте с показателем возможного роста в 10 процентов оказались три российских региона: Ульяновская область, Приморский край и Еврейская автономная область. Большинство же российских регионов как всегда посередине. Так, в Санкт-Петербурге в 2006 году тарифы ЖКХ не поднимутся выше 16 процентов, в Московской области этот показатель составит 14,7 процента, а в Ленинградской области - 10,1 процента.
За тепловую энергию российские регионы также будут платить по-разному. По этому показателю Нижегородская область уступила пальму первенства другим участникам. На 20 процентов эти тарифы могут вырасти во Владимирской, Тверской, Тульской, Новгородской, Кировской, Самарской, Тюменской, Новосибирской, Иркутской областях, Карачаево-Черкесской Республике, Республике Северная Осетия - Алания, Чеченской республике, Краснодарском крае, Республике Саха (Якутия), Хабаровском крае, Удмуртской республике, а также в Эвенкийском, Усть-Ордынском Бурятском, Таймырском и Чукотском автономных округах. Минимален этот показатель в Курганской области. При этом две столицы оказались в середине списка: в Москве в 2006 году тарифы на тепловую энергию вырастут лишь максимум на 13 процентов, в Санкт-Петербурге - на 11 процентов.
Что касается роста квартплаты, то по этому тарифу большинство российских регионов демонстрируют редкую солидарность, выстраиваясь в очередь к показателю в 20 процентов годовых. Так, именно на такое повышение квартплаты могут рассчитывать жители Москвы и Санкт-Петербурга. Однако, как и в первом заезде, лидером остается Нижегородская область, жители которой могут ожидать повышения квартплаты на 23,2 процента. На последнем месте - Мурманская область, где квартплата может подорожать всего на 10 процентов.
Что это значит?
Опубликованный Федеральный службой по тарифам приказ имеет некоторую историю, вызвавшую бурную полемику в конце 2005 года. Речь идет о поправках в федеральный закон "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса", которые были всего за несколько дней приняты Госдумой в трех чтениях и одобрены Советом Федерации.
Согласно этой законодательной инициативе, вводится федеральный контроль за ростом тарифов ЖКХ. До того как в нижнюю палату парламента будет внесен проект федерального бюджета, Федеральная служба по тарифам устанавливает предельные индексы на тарифы коммунальных услуг в среднем по субъектам Федерации - для каждого свои. При этом в каждом российском регионе рост платы граждан за услуги ЖКХ и жилое помещение должен соответствовать предельным индексам, то есть находиться в рамках обозначенного ФСТ коридора. Такая практика продлится до 1 января 2009 года, когда, по мнению авторов закона, должна быть налажена система контроля в области регулирования тарифов жилищно-коммунального хозяйства.
Поправки были внесены в Госдуму Министерством экономического развития и торговли по инициативе российского президента Владимира Путина, высказанной им 12 декабря 2005 года. Глава государства поручил правительству принять срочные меры для того, чтобы уже в 2006 году избежать резкого роста тарифов ЖКХ. Владимир Путин напомнил членам кабинета министров, что рост стоимости услуг жилищно-коммунального хозяйства является одной из причин роста инфляции. В свою очередь глава Минрегионразвития Герман Греф ответил президенту, что поправки в федеральный закон о регулировании тарифов на коммунальные услуги уже согласованы с депутатами. По мнению министра, эти поправки "дают возможность до конца текущего года федеральным органам власти установить пределы роста тарифов как для предприятий по каждому субъекту Федерации, так и для граждан".
Таким образом, ФСТ сделала первый шаг на пути урегулирования тарифов ЖКХ, определив максимальные индексы для каждого региона. Однако существует одна странность. Согласно принятому в конце 2005 года закону, эти индексы устанавливаются до внесения в Госдуму проекта федерального бюджета, а проект бюджета-2006 был одобрен депутатами нижней палаты парламента в четвертом, окончательном, чтении еще 7 декабря 2005 года.
Магия чисел
В тот же день, когда был опубликован приказ ФСТ, глава МЭРТ Герман Греф пообещал Владимиру Путину, что в 2006 году услуги ЖКХ подорожают не более чем на 20 процентов. "В 2005 году предприняты все необходимые меры, чтобы в 2006 году динамика роста сохранилась на уровне 20 - 20 с небольшим процентов", - сказал министр. При этом он сослался на закон, устанавливающий максимальный уровень роста тарифов ЖКХ. "Все регионы приняли предельное значение роста тарифов на 2006 год, есть несколько спорных регионов", - добавил он.
Примечательно, что 19 декабря 2005 года, выступая на пленарном заседании нижней палаты парламента, Герман Греф называл другие показатели. По его словам, в 2006 году, если закон об урегулировании тарифов ЖКХ будет принят, предполагаемый рост тарифов в зависимости от субъекта составит от 30 до 40 процентов. Для сравнения, по данным Росстата, за минувший год, с декабря 2004 года, стоимость жилищно-коммунальных услуг выросла на 32,6 процента.
Таким образом, уже на самом раннем этапе реализации нового закона об урегулировании тарифов ЖКХ можно наблюдать три коллизии. Во-первых, за месяц прогнозы Минэкономразвития снизились в два раза. Во-вторых, нарушена процедура утверждения предельных индексов на тарифы ЖКХ. А, в-третьих, далеко не все российские регионы, согласно решению ФСТ, вписываются в обещанные Германом Грефом 20 процентов годового роста. Так, показатели, установленные для Нижегородской и Ростовской области, явным образом превышают прогнозы главы МЭРТ. Однако процесс пошел, и Герман Греф пообещал разобраться с нарушителями.
"Есть несколько спорных регионов, где цифры превышают допустимый предел, установленный на федеральном уровне", - сказал министр Владимиру Путину. По его словам, "сейчас с этими субъектами Федерации разбираются" и "в течение двух недель", скорее всего, разберутся. Однако тарифы теперь устанавливает ФСТ, а разбираться собираются с регионами. Еще одна коллизия. Сколько их еще наберется?
Алексей Лоссан