Госсовет Татарстана вынес под занавес минувшей недели отрицательное заключение по законопроекту "Об основах государственной национальной политики". Благодаря татарским депутатам общественность узнала, что русский народ планируется признать "государствообразующим народом, самоопределившимся на всей территории РФ".
Подобное определение, по мнению главы профильного комитета Госсовета Татарстана Разиля Валеева, противоречит российской конституции, в которой записано, что "носителем суверенитета в РФ является ее многонациональный народ".
Среди других несообразностей законопроекта - формулировка из второй главы, постулирующая, что "представители русского народа не могут рассматриваться в качестве коренных малочисленных народов или национальных меньшинств на всей территории РФ". Тогда получается, что представители других народов за пределами своих национально-территориальных образований могут рассматриваться в качестве национальных меньшинств, отмечает татарский парламентарий.
Кроме того, по его словам, возникает противоречие и с заложенным в законе определением национального меньшинства, под которым подразумевается народ, постоянно проживающий на территории России, но не имеющий собственного национально-государственного или национально-территориального образования и не относящийся к коренным малочисленным народам.
Валеев также обратил внимание на положение закона, требующее отдельно учитывать "потребности и интересы русского народа" при разработке программ социально-экономического и национально-культурного развития народов России. Эта формулировка, считает депутат, направлена на закрепление особого положения русского народа и противоречит конституции, закрепляющей равенство всех народов.
Отдельное внимание обращено на статью 18 законопроекта. В ней русский язык объявляется не только государственным языком РФ, но и "родным языком русского народа", хотя русский язык является родным не только для русских, отметил глава комитета. Он также подчеркнул, что формулировка, согласно которой "русский язык консолидирует российское общество, способствует сохранению единства и целостности многонационального Российского государства", позволяет прийти к выводу, что, следовательно, другие языки не способствуют достижению этих целей.
Также в заключении Госсовета Татарстана утверждается, что статья 20 законопроекта, в которой говорится, что гражданин РФ обязан "знать государственный язык России", противоречит российской конституции, не имеющей такой нормы. Ряд депутатов отметили, что в данном пункте не прописано, на каком уровне граждане обязаны знать русский язык, и не предусмотрены карательные меры за его незнание.
Учитывая все вышеизложенное, законопроект был признан недоработанным, а некоторые парламентарии даже отметили, что он способствует разжиганию межнациональной розни.
Напомним, что противоречивый законопроект появился на свет в сентябре 2003 года. Документ вызвал многочисленные нарекания и дорабатывался более двух лет. Переработанную редакцию законопроекта Госдума разослала в начале февраля этого года в регионы "для подготовки замечаний и предложений". Новый вариант закона основывается на также обновленной концепции государственной национальной политики, разработанной межведомственной комиссией во главе с экспертами Министерства регионального развития.
Этот документ успел вызвать ряд нареканий в Кремле, а подготовленный на его основе законопроект уже получил критические отзывы в правительстве РФ и в правовом управлении Госдумы.
Одним из вдохновителей новой редакции закона выступил свердловский губернатор Эдуард Россель. В мае прошлого года он предложил упразднить в России все национальности и национальные административно-территориальные образования. По его мнению, для того чтобы решить в России межнациональные проблемы, необходимо закрепить на законодательном уровне понятие этнической общности "россияне".
Эти идеи отчасти нашли отражение в новом законопроекте. Справедливости ради надо отметить, что в его начале указывается, что государствообразующими следует считать все народы, исторически сложившиеся на территории страны и имеющие национально-территориальные образования. Однако положения, касающиеся русского народа, выделены в документе в отдельную статью, что и вызвало недоумение татарских депутатов.
Бывший спикер Верховного Совета РСФСР Руслан Хасбулатов отметил в этой связи в интервью радиостанции "Эхо Москвы", что не стоит "выделять и без того доминирующий народ". Идеи, изложенные в законопроекте, по его мнению, "должны существовать в неписанных правилах, в традициях, общих установках, моральных приоритетах, но не в законодательных нормативах".
Таким образом, реакция парламента Татарстана показала, что в национальных республиках весьма болезненно воспринимают попытки законодательно закрепить статус русского народа как первого среди равных. В настоящее время к проверке законопроекта приступила специальная комиссия Общественной палаты РФ, которая проведет его экспертизу. В планах Госдумы принятие закона о национальной политике поставлено на апрель этого года. Нужно надеяться, что к этому времени из проекта будут удалены те очевидные несуразности, которые ставят под угрозу межнациональное согласие в России, и без того подвергающееся в последнее время серьезным испытаниям.