Качественные перемены В 2007 году в России будет создано Федеральное агентство по заказам вооружения, военной и спецтехники

В 2007 году в России будет создано Федеральное агентство по заказам вооружения, военной и спецтехники. Об этом во вторник заявил министр обороны, вице-премьер правительства, глава Военно-промышленной комиссии Сергей Иванов. Это агентство станет одним из звеньев единой системы размещения, реализации и финансирования государственного оборонного заказа, оружия и спецтехники.

Сказать, что необходимость создания такой структуры назрела, значит не сказать ничего. Военные уже давно жалуются на ВПК, который завышает цены и производит бракованную продукцию. Напомним, именно оптимизация системы гособоронзаказа назвал в качестве своей главной задачи Иванов, когда его назначили на пост вице-премьера.

Насколько будет действенной созданная структура, покажет время. Ее архитектура будет соответствовать фирменному стилю нынешней администрации - это будет вертикаль. Недавно созданная Военно-промышленная комиссия Сергея Иванова будет принимать стратегические решения в области формирования гособоронзаказа, а воплощать их в жизнь станет будущее Федеральное агентство.

При этом, по мнению "Ведомостей", ныне существующая Федеральная служба по гособоронзаказу, в задачу которой входит контроль за военными закупками, будет продолжать выполнять свои функции в будущем.

Говоря о создании федерального агентства, Иванов подчеркнул, что с его помощью правительство будет бороться с коррупцией при распределении гособоронзаказа. Дело в том, что в настоящее время, при отсутствии централизованной системы закупки вооружений каждое силовое ведомство самостоятельно договаривается с производителями вооружений об условиях контрактов.

При этом каждое ведомство получает технику и оружие по тем ценам, о которых оно сможет договориться с поставщиками. Видимо, при отсутствии утвержденных четких механизмов оценки и закупки вооружений при заключении подобных договоров действительно происходят нарушения, о которых говорил министр. Ранее он назвал принцип ценообразования в ОПК "необъяснимым явлением".

Еще одна проблема, ставшая следствием ныне существующей системы закупки вооружений, это качество военной продукции. По данным Военного регистра, за последние 10 лет число рекламаций на продукцию российских оборонных предприятий увеличилось в 10 раз на внутреннем рынке и в 20 раз на внешнем.

Подобная ситуация сказывается на боеспособности российских вооруженных сил, а также на имидже российской оборонной промышленности за рубежом. Бракованная техника становится причиной аварий, а испорченная репутация может привести к многомиллиардным потерям в результате отказов от экспортных контрактов.

Правительство уже несколько лет готовило реформу системы гособоронзаказа, причем основной причиной этого как раз называлось именно качество продукции, а не особенности национального ценообразования.

В течение последних лет власти пытались справиться с этой проблемой, изобретая различные меры - грозя предприятиям отлучением от гособоронзаказа, создавая различные советы и комитеты по повышению качества, был даже создан своего рода клуб производителей качественной продукции - некоммерческая система добровольной сертификации военной продукции "Военный регистр". Однако все эти полумеры не привели к положительному результату.

Причинами столь плачевного состояния ОПК, по мнению экспертов, является устаревшее оборудование, отсутствие кадров и надлежащего контроля качества. Однако если с оборудованием и кадровым вопросом все более-менее просто - надо лишь поставить новые станки и обучить молодых рабочих на них работать, то систему госприемки изделий "оборонки" приходится перестраивать на корню.

Отказавшись после развала СССР от громоздкой системы Госстандарта, российская промышленность приняла более дешевую и простую. Российские госприемщики, которые в идеале должны были быть независимыми экспертами и на которых не мог надавить ни заказчик, ни производитель, оказались в подчинении Минобороны. Вдобавок их прикомандировывали к предприятиям, где они оказывались в материальной зависимости от руководителей предприятия, которые платят им зарплату.

Другой причиной низкого качества продукции является техническое оснащение органов контроля. В западных странах с развитым ОПК система контроля качества является одним из важнейших звеньев технологической цепочки. В ее развитие вкладываются огромные средства, которые впоследствии окупаются новыми контрактами на поставку хорошо зарекомендовавшей себя продукции.

В мире разработаны эффективные компьютерные технологии контроля качества, такие как CALS, которые обеспечивают соответствие продукции международным стандартам ISO 9000. В России этими системами оснащены не более одного процента предприятий, но даже и они страдают от некачественной продукции, которую выпускают субподрядчики, не использующие CALS или другие технологии.

Год назад в Ростове-на-Дону прошла конференция "О состоянии и мерах по повышению качества вооружения и военной техники". В ней принимали участие около 600 директоров предприятий оборонно-промышленного комплекса, руководителей и представителей Роспрома, Минобороны и других ведомств, имеющих отношение к ОПК. Тогда представители ОПК и правительства сошлись в мнении о путях реформирования отрасли. И главным выводом, сделанным тогда, было именно требование вывести органы госприемки военной продукции из-под контроля Минобороны и производителей.

Нынешние реформы, которые проводит Сергей Иванов, вполне соответствуют рекомендациям, выработанным, в частности, на этой конференции. Действительно, новая структура - Федеральное агентство по заказам вооружения, военной и спецтехники - будет независимой и от предприятий, и от Минобороны. В ней, как обещает министр, будут работать только гражданские специалисты - военные будут определять номенклатуру гособоронзаказа и технические требования.

Впрочем, несмотря на столь очевидные достоинства новой структуры, многие эксперты сомневаются в том, что она спасет положение. По мнению пессимистов, это будет новый бюрократический аппарат, который со временем также окажется коррумпированным и неэффективным. Решение проблемы качества, утверждают критики реформы ОПК, лучше решать за счет повышения открытости системы заказа вооружений.

Этот аргумент вполне убедителен - общественный контроль мог бы решить многие проблемы Минобороны, включая и коррупцию в системе закупки вооружений. Однако нынешнее руководство военного ведомства уже не раз демонстрировало свое отрицательное отношение к подобным предложениям, и поэтому армии остается надеяться на эффективность очередной российской вертикали.

Павел Аксенов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше