В пятницу, 14 апреля завершилось голосование в рамках сетевого конкурса РОТОР ("Российский Онлайн ТОР"), который проводится ежегодно, начиная с 1999 года, Международным союзом интернет-деятелей "ЕЖЕ". Голосование по 29 номинациям началось 3 апреля. К участию в РОТОР’е допускаются как российские, так и зарубежные сайты, программные продукты, сервисы и сетевые деятели, использующие русский язык как основной или наряду с другими.
Традиционно конкурс обходится без призов. Получение РОТОРа, по мысли организаторов, свидетельствует о факте признания заслуг коллегами по цеху. Аналогичный конкурс под названием РОТОР++ также проводится осенью-зимой каждого года. Будущих лауреатов номинируют члены "ЕЖЕ" в соответствующей закрытой рассылке "ЕЖЕлист".
Результаты
Вместе с обычным РОТОРом ежегодно проводится конкурс "Великолепная двадцатка". В эту двадцатку входят интернет-деятели, более других запомнившиеся своими проектами. В 2006 году двадцатка получилась следующей: Игорь Ашманов, Антон Носик, Алексей Тутубалин, Аркадий Волож, Артемий Лебедев, Александр "САМ" Малюков, Герман Клименко, Максим Мошков, Виктор Галенко, Руслан Курепин, Владимир Липка, Юрий Белоусов, Дима Вернер, Илья Сегалович, Борис Соркин, Кирилл "msado" Готовцев, Дмитрий "dz" Завалишин, Александр "Sanches" Милицкий, Ирина Чефранова и Алекс Экслер.
Высшую награду конкурса, гран-при, получили три сайта. В номинации "Отраслевой сайт года" гран-при удостоился проект AdMe.ru, посвященный рекламе во всех ее проявлениях. Гран-при в номинации "Архив года" отдельно получила энциклопедия рекламы AdMe.ru, содержащая тысячи роликов и рекламных изображений. Гран-при в номинации "Художественный сайт года" получил ресурс GiF.ru.
Открытием года стал поиск "Яндекса" по блогам, который недавно вышел из состояния бета-версии и в дополнение к поиску показал наиболее популярные блоги. Исследователем года стал Алексей Тутубалин, автор проекта "Черный квадрат: аналитика". Базой данных для "Квадрата" является информация о всех доменах второго уровня в Рунете. Титул сетевого сервиса года завоевала статистика сайта Liveinternet.Ru (бывший Rax).
Человеком года был признан глава компании "Ашманов и Партнеры" Игорь Ашманов. А журналистом года - Алексей "Lexa" Андреев за серию колонок в сетевом издании "Вебпланета".
Продюсером года стал Александр "Sanches" Милицкий, совладелец "Независимого обзора провайдеров". Недавно он запустил на своем сайте "Каталог зон покрытия", который позволяет узнать, к каким провайдерам широкополосного доступа в Интернет может быть подключен тот или иной московский дом.
Блогами года стали одновременно dirty.ru, созданный Йованом Савовичем, и "Блог об интернет-коммуникациях в реальном времени" Петра Диденко. В свою очередь, в номинации "Интернет-сообщество года" также оказалось двое победителей - сайт Advertka.ru и интерактивное творческое агентство E-generator.
Победителем в номинации "Дизайн года" стала креатив-группа болоtov.ru, создавшая дизайн деловой газеты "Взгляд". Информационным сайтом года призано агентство REGNUM. Лучшим сайтом информационных технологий и телекоммуникаций стала "Вебпланета", а первое место в номинации "Отраслевой сайт года" занял Клерк.ру.
Титул киносайта года получил сайт фильма "Дневной дозор". Музыкальным сайтом года стал форум "Классика", а литературным сайтом года стал проект "Погружение в книги Рэя Брэдбери". Первое место в номинации "Научно-образовательый сайт года" занял ресурс "Математические этюды", юмористическим сайтом года оказалась "Новая аналитическая энциклопедия", а электронной библиотекой года стала библиотека Максима Мошкова. Архивом года стал музей радио и телевидения.
Домашней страницей года стал сайт Sheppard.ru, а в номинации "Корпоративный сайт года" победило рекламное агентство гаремного типа "МаньяКо". Интернет-магазином года стал Softkey.ru, торгующий программным обеспечением.
Призовые места не присуждались в номинациях "Сетевой писатель года", "Художественный сайт года", "Спортивный сайт года" и "Разочарование года". Впрочем, как раз в номинации "Разочарование года" участников голосования ждал сюрприз.
Превед, интернед
Наиболее интересные события при голосовании разворачивались вокруг номинаций "Разочарование года" и "Влияние на офлайн". Дело в том, что в начале 2006 года на Сеть началось наступление новой орфографии, провозвестниками которой стали слова "превед", "медвед" и "кросавчег". Надо сказать, что Лента.ру была первым из ведущих интернет-СМИ, обративших внимание на феномен "преведа". Вслед за нашей публикацией последовали десятки других, а вскоре, как говорят, "превед" покажут по телевизору.
Все это буйство новых форм не могли не заметить интернет-деятели "ЕЖЕ". Мнения разделились - некоторые считали, что "превед" недостоин не только упоминания в Сети, но и даже не забавен. Другие, напротив, всячески преведствовали новые слова и интернетчиков, пустивших эти слова в свои проекты и речь.
В результате Александр Венедюхин, сооснователь "Новой аналитической энциклопедии", номинировал "превед" со ссылкой на соответствующую статью Ленты.ру на РОТОР в качестве "разочарования года". В свою очередь, благодаря редактору издания "Вебпланета" Анатолию Ализару "превед" с той же статьей оказались и в номинации "Влияние на офлайн".
Любопытно, что и во "Влиянии на офлайн" и в "Разочаровании года" за "преведом" безуспешно гнался российский офис Google, открытие которого многие аналитики считали одним из главных событий в Рунете вообще. Однако "превед" победил с большим отрывом, оказавшись более влиятельным, чем даже крупнейший российский сервис знакомств Mamba.ru.
К счастью, разочарованием года "преведу" стать не удалось - очевидно, большая часть интернет-деятелей все-таки настроена либерально, и только немногие считают, что "медведы" и "кросавчеги" угрожают чистоте русского языка. Скромно отметим, что в целом движение преведовцев развивается так, как мы и предсказывали: модное слово расширяет свое медиа-присутствие и все чаще используется различными компаниями для продвижения своих продуктов.
Многие из вас могли видеть баннеры с медведом и преведом в Rambler-ICQ, многие фирмы организовывают рекламные акции, которые так или иначе задействуют превед, медведа и участнегов. Пользователи интернета лишь помогают активным рекламистам нести благую весть о преведе в массы.
Превед действительно самым коренным образом повлиял на офлайн. Сотни рекламных щитов, стен и заборов изрисованы преведами в самых различных вариациях, и смело можно сказать, что превед - это явление в российской культуре, уникальное как своим широким охватом, так и сетевым происхождением.
Мы желаем счастья всем кросавчегам, заводчикам медведов и передаем превед всем деятелям Рунета. До новых встреч на следующем РОТОРе!