В 2003 году Владимир Путин ввел критерий, по которому чиновники определяли, насколько важен тот или иной проект. Критерий очень простой - если при помощи проекта можно ускорить темпы роста ВВП, то его стоит поддержать. Если нет - то он не стоит правительственного внимания и содержания за счет бюджетных средств. Из этого нехитрого правила бывают исключения. И чем дальше, тем больше.
За прошедшие с начала бешеной гонки за удвоение ВВП 2-3 года у кремлевского лобби появилась определенная мода - обещать в случае успеха начинаний дополнительные доли процента к ВВП. На этой моде, например, целиком построена идея Инвестиционного фонда.
Фраза о том, что привлечение в тот или иной проект определенной суммы ускорит экономический рост, оказалась настолько избитой, что когда нашлась действительно большая проблема, многие просто растерялись. А произошло вот что. Член правления РАО "ЕЭС России" Юрий Удальцов 30 мая заявил, что в 2007 году девять из десяти новых промышленных потребителей, подавших заявки на подключение к электросетям, энергии не получат. Ее просто не хватит на всех.
Нехватка энергии носит системный характер, а число непринятых заявок растет с каждым годом. Удальцов резонно отмечает, что сложившаяся ситуация может иметь самые серьезные макроэкономические последствия, ведь новые потребители без энергии не могут вносить свою лепту в рост ВВП. Кроме того, стоит отметить, что под угрозой срыва окажется, например, жилищный нацпроект - добиться подключения строителям будет непросто.
Дефицит электроэнергии заметил и Владимир Путин, который 2 июня подверг резкой критике руководство РАО "ЕЭС России". По его расчетам дополнительные 50 гигаватт позволили бы ускорить экономический рост на 5 процентов.
Российская энергосистема к тому же становится все менее и менее защищенной. Несмотря на свою уникальную архитектуру, теоретически защищающую сеть от веерных отключений, май прошлого года, недавняя зима и отключение света в Питере (замятое для того, чтобы не превратить двадцатые числа мая в национальный День независимости от света) показывают нелицеприятную картину.
Все осложняется еще и тем, что энергетикам постоянно не хватает денег на строительство новых электростанций, реконструкцию и модернизацию инфраструктуры. На полях отметим, что источников необходимых средств может быть несколько, один краше другого. Можно повысить тарифы для конечных потребителей, можно попытаться осуществить допэмиссию акций, можно, наконец, просто продать некоторые не особо нужные активы. Недавно появился и новый источник финансирования - Инвестиционный фонд, однако РАО "ЕЭС России" не отправляла в РосОЭЗ заявки, которая могла бы помочь в борьбе с энергодефицитом.
Тем временем ситуация становится все серьезней. Объем энергии, который был необходим "отказникам" достиг 5 процентов от совокупной генерации энергии структурами РАО "ЕЭС России". Дефицит измеряется в гигаваттах, а отклоненных заявок становится все больше. В 2004 году, например, было принято лишь 32 процента заявок. В 2005 - лишь 21 процент. В 2006 году собираются удовлетворить 16 процентов заявок на подключение. Такими темпами в ближайшие два-три года нас ожидает полное прекращение подключений новых потребителей.
Свою лепту в ухудшение ситуации вносят и простые граждане. За последние 15 лет уровень среднего энергопотребления значительно вырос. Граждане одновременно пользуются компьютерами, телевизорами, отапливают квартиры при помощи электричества, все активнее применяют кондиционеры. В свою очередь, социальная традиция такова, что покупка обычным гражданином прибора с высоким энергопотреблением вместо прибора, оснащенного функциями энергосбережения, не очень больно бьет по карману.
В результате культуры энергосбережения в России почти не существует, а вернее - не существует ее экономического обоснования. Правительство же в рамках социальной защиты населения и борьбы с инфляцией тормозит рост тарифов. Результат - нехватка средств у энергетиков и дефицит энергетической ответственности у населения.
Энергетики понимают, что долго так продолжаться не может. Они уже составили пятилетний план, который позволит прибавить к ежегодным объемам генерации 20-30 гигаватт. Впрочем, этого мало, ведь, как считают в РАО "ЕЭС России", не все собственники эффективно используют право на подключение. Поэтому в ближайшее время краткосрочные контракты заменят на долгосрочные, а подключение будут производить с использованием инвестиционной составляющей.
Богучанский проект
В наших хрониках борьбы с энергокризисом отдельно стоит упомянуть проект по реконструкции Нижнего Приангарья. Он замечателен тем, что соответствующая заявка уже отправлена в Инвестиционный фонд и, по мнению аналитиков, входит в шорт-лист победителей. Местному руководству требуется более половины средств фонда, однако в обмен они обещают не только построить пару довольно длинных дорог, но и поспособствовать достройке Богучанской ГЭС, станции, которую заложили еще в восьмидесятых годах прошлого века.
Как известно, в девяностые годы проект заморозили. Проектная мощность станции составляла 3 гигаватта, и в результате тотального энергетического кризиса она не помешала бы РАО "ЕЭС России". К сожалению, у компании Чубайса нет средств на достройку ГЭС, а требуется не так уж мало, 2-3 миллиарда долларов (на полях стоит отметить, что в большинстве крупных проектов оценка стоимости производится по простой формуле "гигаватт - миллиард долларов").
Богучанский торг между Чубайсом и Дерипаской, который тоже хотел достройки ГЭС, был одним из основных сюжетов в энергетике в прошлом и нынешнем году. В мае 2006 года обе стороны, наконец, подписали договор о совместной достройке станции. Рядом будет построен алюминиевый завод, который станет основным потребителем вырабатываемой электроэнергии.
Партнеры (дочка РАО "ЕЭС России" "ГидроОГК" и компания "Русский алюминий") займутся ГЭС на паритетной основе, создав пару совместных предприятий, одно из которых займется собственно станцией, а другое - алюминиевым заводом. Тонкость состоит в том, что обе компании, а значит, и средства, которые они используют для достройки, будут зарегистрированы на Кипре. Партнеры объясняют это тем, что местное законодательство лучше приспособлено для защиты интересов акционеров. Как к этому отнесутся господа из Минэкономразвития, которым придется доверить "киприотам" около миллиарда долларов, остается за кадром.
Так или иначе, первая очередь Богучанской ГЭС и завода будет запущена только в 2009 году, а в полную силу станция заработает в лучшем случае в 2010 году. Откуда до тех пор брать средства и электричество на борьбу с энергодефицитом, неизвестно.
Атомный сон
Есть и еще один путь спасения от энергодефицита. В ближайшие пару десятков лет в России будет отстроено 40 атомных электростанций, которые возьмут на себя значительную часть энергогенерации.
Цифры, которые приводят авторы проекта, внушают уважение - АЭС дадут 40 гигаватт электроэнергии, причем стоимость проекта составит умопомрачительные 60-70 миллиардов долларов, а доля атомной энергии в общем балансе вырастет до 25 процентов. Проект позволит достичь целей, намеченных в стратегическом плане развития российской энергетики до 2020 года, а именно - увеличить объемы "атомной" энергии со 150 миллиардов киловатт-часов до 300.
Однако атомные грезы превращаются в ядерный кошмар, когда дело доходит до реализации. Например, неожиданно оказывается, что России наверняка придется импортировать, а не добывать уран для этих станций. Уже сейчас, когда уровень потребления составляет около 10 тысяч тонн урана в год, уровень добычи не дотягивает и до 5 тысяч тонн.
Килограмм урана стоит свыше 70 долларов. При консервативной цене в 50 долларов за килограмм легко подсчитать, что импорт, скажем, 10 тысяч тонн урана обойдется России в 500 миллионов долларов в год.
К 2020 году атомной России потребуется 16-17 тысяч тонн урана в год. Характерно, что закупать его придется в странах бывшего СССР, в том числе на Украине. Более того, надо думать, что к тому времени объемы закупок значительно возрастут, так как сейчас существенную долю дефицита восполняют из российских складских запасов, которые не вечны.
Для того чтобы хоть как-то сократить зависимость от зарубежного урана и сэкономить значительные средства, предполагается вложить свыше 11 миллиардов рублей в расширение добычи российского уранового концентрата. Деньги возьмут все из того же Инвестиционного фонда, доведя добычу урана примерно до 5-6 тысяч тонн в год.
Таким образом, можно ожидать, что к 2030 году в России электричество будет, но весьма дорогое - уран на дороге не валяется.
Заключение
Странно, что за этими цифрами и попытками застроить всю территорию страны гидроэлектростанциями и АЭС мало кто вспоминает о знаменитой рекламе "Газпрома", крутившейся в свое время по телевизору: 40 процентов электроэнергии России приходятся на газ концерна.
Вполне возможно, что "энергокризис" - это банальная жадность газовиков по отношению к поставкам голубого топлива на внутренний рынок, большой, но невыгодный. И, судя по всему, вряд ли ситуация скоро изменится.
Лучше уж копать уран и пореже включать электронагреватели зимой.