Переоснащение Вооруженных cил России новой техникой было обещано давно - впервые о грядущем перевооружении нашей армии было объявлено еще в 1992 году. Тогда начало процесса откладывалось на 1995-96 годы. В 1996 году, "под выборы", заговорили о том, что перевооружение непременно начнется ближе к 2000 году. Но государственные программы вооружения (ГПВ) на 1996-2005 год и на 2001-2010 год делали основной упор на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) и модернизацию существующих образцов вооружения и военной техники.
Одной из самых главных проблем указанного периода было отсутствие координации в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Заводы, один за другим становившиеся частными, конкурировали между собой, предлагая близкую продукцию в различных вариантах. Причем здоровой конкуренцией назвать это было трудно, поскольку поставки на внутренний рынок практически отсутствовали, а право торговать своей продукцией за рубежом в итоге осталось у очень немногих предприятий - все остальные были вынуждены продавать свой товар через "Росвооружение" (впоследствии Рособоронэкспорт).
В отсутствие органа, который занимался бы целенаправленной координацией усилий в области НИОКР и отвечал бы за распределение средств в рамках соответствующих программ, эффективность гособоронзаказа по определению не могла быть высокой.
Положение требовалось менять радикально, и соответствующие решения были приняты весной текущего года. 20 марта 2006 года Владимир Путин подписал указ № 231 "О военно-промышленной комиссии при правительстве Российской Федерации". Председателем комиссии стал министр обороны Сергей Иванов, получивший право вносить проекты указов и распоряжений, касающихся комиссии, непосредственно президенту, минуя обычную для правительственных комиссий стадию рассмотрения проектов в правительстве.
Указ наделил комиссию реальной властью в сфере военно-промышленного комплекса, фактически передав ей полномочия государственного заказчика по контрактам на поставки вооружения и военной техники, а также на проведение НИОКР. Благодаря этому впервые за последние два десятилетия удалось принять новую госпрограмму вооружения с точно определенной номенклатурой закупок.
2 июня 2006 года Сергей Иванов объявил о подписании новой ГПВ на 2006-15 годы. На оснащение Вооруженных сил РФ программой выделено 4 триллиона рублей. Еще 0,9 триллиона достанутся остальным силовым ведомствам. 63 процента расходов будут направлены на закупку нового вооружения, остальные средства - на модернизацию имеющегося. Основные усилия планируется сосредоточить именно на массовом перевооружении линейных частей и соединений новой и модернизированной техникой.
В имеющихся комментариях подробности относительно того, какие именно образцы вооружений и военной техники планируется закупать, пока не приводятся, но некоторые выводы на основе уже имеющейся информации сделать можно.
Очевидно, в частности, что новая госпрограмма вооружения следует положениям действующей военной доктрины Российской Федерации. Намечающееся распределение средств говорит о том, что задачей новой программы является создание вооруженных сил, способных адекватно реагировать как на угрозы локального характера, так и на возможные угрозы со стороны крупных государств, обладающих регулярной армией. Каким же станет облик Вооруженных сил России в результате выполнения программы? Можно попробовать ответить на этот вопрос, исходя из имеющихся данных о закупках вооружения и военной техники для различных видов Вооруженных сил.
Про планируемое оснащение ракетных войск стратегического назначении никаких подробностей пока не сообщается, но главком РВСН генерал Соловцов уже заявил, что новая программа полностью отвечает потребностям РВСН на ближайшие 10 лет.
По остальным видам вооруженных сил можно сделать более точные выводы. В частности, заявлено, что новая ГПВ предусматривает закупку свыше 1000 боевых комплексов фронтовой и армейской авиации. Исходя из имеющейся информации о планах Министерства обороны по закупке трехсот боевых вертолетов Ми-28Н для линейных боевых вертолетных полков и нескольких десятков вертолетов Ка-52 для спецопераций, следует предполагать, что в авиаполки фронтовой авиации и ПВО до 2015 года планируется поставить не менее 700 машин нового поколения.
Одна из этих машин - фронтовой бомбардировщик Су-34 - уже пошла в серию. Помимо Су-34 в войска должен будет поступить истребитель пятого поколения, который обещают поднять в воздух в течение ближайшего года. Возможно также, что в 2010-12 годах в военно-воздушные силы России поступит легкий истребитель 5-го поколения, разрабатываемый РСК МиГ.
Кроме новых машин, ВВС России также получит достаточно обширный парк модернизированной авиатехники. По сведениям из различных источников, в планах командования ВВС значится модернизация большей части парка истребителей Су-27 и МиГ-29, а также фронтовых бомбардировщиков Су-24 и штурмовиков Су-25. Общую численность фронтовой авиации России к 2015 году можно предположительно оценить в 1300-1600 машин.
Также останется на вооружении авиаполков ПВО модернизированный истребитель-перехватчик МиГ-31, до сих пор не имеющий себе равных по скорости полета и рабочему потолку. Стратегическая авиация сохранит на вооружении модернизированные бомбардировщики Ту-95МС, Ту-160 и Ту-22М3. Серийное производство Ту-160 будет продолжаться темпами по 1-2 машины в год, что достаточно для поддержания боеспособной группировки тяжелых бомбардировщиков до появления новой машины этого класса.
Военно-морской флот России по программе вооружения на 2006-15 годы должен получить несколько десятков надводных и подводных кораблей, в том числе пять стратегических ракетоносцев. В данном случае выяснить, что именно собираются ставить на вооружение достаточно просто - военно-морские проекты всегда отличались долгосрочностью и разворачиваются уже сейчас. Наиболее крупными боевыми надводными кораблями программы, судя по всему, станут 8000-тонные фрегаты проекта 22350.
Их заявленные характеристики ставят их вровень с основными современными боевыми надводными кораблями 1-го ранга - такими как крейсера типа "Тикондерога", эсминцы типа "Орли Берк" ВМС США и их аналоги, и усовершенствованные эсминцы проекта 956 ВМФ России.
Основными боевыми единицами должны стать корветы проекта 20380, которые планируется передать всем четырем флотам.
Подводные силы будут получать АПЛ трех типов - РПКСН проекта 955 "Борей", МЦАПЛ проекта 885 "Ясень" и, возможно, новую торпедную АПЛ-истребитель, имеющую противолодочные возможности проекта "Ясень", но меньшую по размерам и не имеющую пусковых установок крылатых ракет. Кроме того, продолжается достройка последних АПЛ проекта 949А "Антей" и проекта 971 "Щука-Б". Для операция на морских театрах военных действий и вблизи берегов флот получит дизельные ПЛ проекта 677 "Лада" с воздухонезависимой энергетической установкой.
В сухопутных и воздушно-десантных войсках по новой программе вооружения планируется переоснащение новой и модернизированной техникой не менее 300 подразделений батальонного звена. Это означает, что к 2015 году в составе Вооруженных сил России планируется иметь около 25 танковых, мотострелковых и воздушно-десантных дивизий в боеготовом состоянии.
Техника, предназначенная для вооружения сухопутных и воздушно-десантных частей и соединений также уже создана. Это, прежде всего, основной боевой танк Т-90, и, возможно, перспективный танк Т-95. Мотострелки получат боевые машины пехоты БМП-3 и БМП-4, бронетранспортеры БТР-90. Десантникам будут предложены боевые машины десанта БМД-3 и БМД-4. Артиллерийские дивизионы продолжат получать САУ "Мста" и "Нона". Ракетные бригады сухопутных войск получат оперативно-тактические комплексы "Искандер".
За счет высокого модернизационного потенциала на вооружении сухопутных войск останутся также танки Т-72, Т-80, боевые машины пехоты БМП-2, бронетранспортеры БТР-80 и самоходные артиллерийские установки "Акация".
Большой интерес вызывает также вопрос о номенклатуре боеприпасов и спецтехники, предусмотренной новой ГПВ, но ответ на этот вопрос из открытых источников пока что получить невозможно.
В целом, выполнение программы должно вывести Вооруженные силы России по уровню оснащенности современной техникой на устойчивое второе место в мире. По масштабам закупок нового вооружения Россия в ближайшие девять лет будет уступать только Соединенным Штатам, но и то совсем немного.
Следует также отметить, что в связи с новой госпрограммой вооружения возникает ряд других важных вопросов, ответить на которые необходимо до того, как техника, закупаемая по новой программе, массово пойдет в войска.
Среди этих вопросов можно выделить следующие:
- Каков будет характер предполагаемых военных конфликтов? Какие тактические и оперативные схемы в них будут применены и, соответственно, как необходимо выстраивать пропорции между закупками тех или иных видов техники?
- В какой очередности будут перевооружаться соединения? Какие направления в настоящий момент считаются наиболее важными и требующими прикрытия в первую очередь?
В идеале, ответ на эти вопросы должна давать военная доктрина, но в своем нынешнем виде она их не дает.
Не приходится говорить и о пресловутом "гражданском контроле" над армией. Практически все цифры, реально детализирующие расходы по военному бюджету, по-прежнему скрыты под покровом государственной тайны. Ни Государственная Дума, ни Совет Федерации не принимают, и вряд ли будут принимать, активное участие в формировании военного бюджета.
В складывающейся ситуации остается только надеяться, что расчеты неизвестных специалистов Генштаба, легшие в основу госпрограммы вооружений на 2006-15 годы, окажутся верными. Цена их ошибки может значительно превысить те 4,9 триллиона рублей, которые планируется истратить на закупку нового оружия.
Илья Крамник