В политике США по отношению к Ирану наметился радикальный поворот. Американская администрация согласилась оказать технологическую помощь Ирану в развитии ядерной энергетики и пообещала со временем снять возражения по поводу обогащения урана на иранской территории. В свое время подобная сделка с КНДР привела к появлению северокорейской ядерной бомбы.
Новые инициативы американской администрации включены в пакет предложений, разработанный так называемой "шестеркой" (США, Германией, Великобританией, Францией, Россией и Китаем). Верховный представитель ЕС по вопросам внешней политики Хавьер Солана представил этот пакет иранскому руководству 6 июня. Ирану предложено остановить работы по обогащению урана в обмен на политические и экономические преференции. Министр иностранных дел России Сергей Лавров сообщил, что авторы предложений готовы отказаться от дальнейшего рассмотрения вопроса об иранской ядерной программе в Совете безопасности ООН. "Предложения предполагают серьезное взаимодействие для развития мирной атомной энергетики Ирана, развития неядерных технологий, а также вовлечение Ирана в диалог по решению проблем безопасности региона", - заявил министр.
Более подробно условия сделки раскрывают анонимные западные дипломаты. По данным газеты Washington Post, США признали право Ирана на обогащение урана, хотя и выдвинули жесткие условия: от Ирана потребовали придерживаться моратория до тех пор, пока Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ) и Совет безопасности ООН не убедятся в мирном характере иранской ядерной программы. Иначе говоря, США впервые согласились с обогащением урана на иранской территории в долгосрочной перспективе. Более того, по сведениям из дипломатических источников, американская администрация пообещала поделиться с Ираном ядерными технологиями. Такое сотрудничество, скорее всего, будет осуществляться при посредничестве европейских стран. Еще одна уступка заключается в том, что "шестерка" разрешила Ирану проводить работы по преобразованию (конверсии) урана. Этот процесс предшествует обогащению урана в топливном цикле.
Позиция США по поводу гарантий безопасности Ирана также претерпела заметные изменения. Прежде американская администрация отказывалась дать такие гарантии, зато настойчиво повторяла, что в отношении Ирана могут быть приняты любые меры, вплоть до военного вторжения. Теперь США вместе с другими странами "шестерки" предлагают начать переговоры с Ираном и его соседями по вопросам обеспечения региональной безопасности. В пакете предложений упоминаются "гарантии территориальной целостности и политического суверенитета".
В случае отказа от выдвинутых предложений Ирану угрожают различными санкциями. В частности, страны "шестерки" могут заморозить иранские счета, запретить въезд на свою территорию иранских представителей, в том числе специалистов-ядерщиков, ввести запрет на продажу оружия Ирану, отказаться от дипломатических контактов, объявить эмбарго на импорт некоторых иранских товаров и заблокировать присоединение Ирана к Всемирной торговой организации. Несмотря на серьезность всех этих мер, об ультиматуме говорить не приходится. В пакете предложений не указан крайний срок, к которому Иран должен дать ответ. Лавров заявил, что реакцию Ирана ждут к концу июня, однако иранское руководство неоднократно доказывало свое умение тянуть время.
Глава Верховного совета национальной безопасности Ирана Али Лариджани положительно отозвался о поступивших предложениях, однако отметил "некоторые неясности, которые должны быть устранены". Даже столь неопределенный ответ показался дипломатам хорошим знаком. Прежде иранское руководство категорически отвергало инициативы западных стран, настойчиво повторяя, что Иран будет обогащать уран на своей территории. Президент США Джордж Буш положительно оценил первую реакцию официального Тегерана, но не стал делать преждевременных выводов. "Мы увидим, насколько серьезно иранцы отнесутся к нашему предложению. Выбор за ними", - заявил Буш.
Впрочем, американский президент слишком упрощает сложившуюся ситуацию. В попытках урегулировать иранский ядерный кризис администрация США может столкнуться с серьезным сопротивлением внутри своей собственной страны. Некоторые наблюдатели отмечают сходство предложений Ирану с условиями договора, который был заключен между администрацией президента США Билла Клинтона и Северной Кореей в 1994 году. Такие параллели, в частности, проводит консервативный американский еженедельник Human Events - одно из любимых изданий Рональда Рейгана.
По условиям соглашения 1994 года, КНДР обязалась свернуть ядерную программу, основанную на переработке плутония, в обмен на снятие части экономических санкций, нормализацию дипломатических отношений и технологическую помощь в строительстве реакторов на "легкой" воде. Северная Корея вскоре нарушила условия сделки, начав эксперименты по обогащению урана, а в конце 2002 года возобновила работы с плутонием. КНДР выслала международных инспекторов и в конечном счете объявила о выходе из Договора о нераспространении ядерного оружия. По данным американской разведки и международных экспертов, на сегодняшний день Северная Корея имеет несколько ядерных зарядов. "Похоронив реакторную сделку с Пхеньяном, мы, похоже, не можем удержаться от того, чтобы заключить аналогичную сделку с Ираном", – цитирует американское издание Wall Street Journal эксперта по корейской ядерной программе Генри Сокольски (перевод статьи на сайте Inopressa.ru).
Волевого решения Буша явно недостаточно для отмены санкций и начала технологического сотрудничества с Ираном. Изменение политики в отношении иранского режима, некогда включенного американским президентом в "ось зла", потребует поддержки Конгресса. На единогласное одобрение своих инициатив администрации США рассчитывать не приходится. Wall Street Journal приводит слова конгрессмена-демократа Эдварда Марки, который поспешил напомнить, что США не могут передавать ядерные технологии странам, поддерживающим терроризм. Между тем администрация Буша постоянно ставит Иран на первое место в списке таких стран.
Перспективы урегулирования иранского кризиса по плану "шестерки" становятся еще более туманными, если учесть, что в ноябре 2006 года в США пройдут промежуточные выборы в Конгресс. Сторонникам Буша победа далеко не гарантирована: последние опросы общественного мнения неизменно указывают на падение популярности президента США и Республиканской партии, которая переживает серьезные внутренние противоречия. До сих пор иранскому руководству удавалось затягивать решение конфликта вокруг своей ядерной программы, поэтому никто не может поручиться, что окончательное соглашение с Ираном будет заключено в ближайшие несколько месяцев, до выборов в США. Кроме того, ничто не помешает новому Конгрессу при желании пересмотреть условия сделки.
Дмитрий Томилов