Lenta.ru взяла интервью у руководителя проекта Google News Натана Штолла. Это первое интервью, данное российским СМИ сотрудником Google News. Сидя в уютном кресле лобби-бара гостиницы Метрополь, Натан Штолл рассказал корреспондентам Lenta.Ru о планах развития поискового сервиса, о подготовке локализованной версии Google News, о Сергее Брине, о борще и о том, как родилась идея создать Google News.
Lenta.Ru: Позвольте для начала сказать пару слов о нашем издании и высказать небольшую критику в отношении сервиса Google News непосредственно руководителю проекта. Lenta.ru входит в тройку ведущих онлайновых СМИ вместе с деловыми изданиями РБК и Взгляд. Так вот, служба мониторинга Ленты.ру, занимающаяся отслеживанием новостей, заметила, что Google News показывает, прежде всего, популярные новости, в то время как редкие интересные новости с помощью Google News найти очень трудно. Кроме того, Google хранит новости только за последние 30 дней. Не могли бы вы рассказать, с чем связано такое поведение и ограничения новостного сервиса Google.
Google: Google старается отражать интересы онлайновой аудитории, поэтому на главную страницу попадают те новости, которые читает абсолютное большинство интернет-пользователей. Некоторые новостные сюжеты пользуются меньшей популярностью, соответственно, они оказываются в конце списка новостей, что вполне логично. По тому же принципу работает и сам Google. Ограничение по хранению новостей имеет исключительно технические причины, поскольку Google обрабатывает более 4500 англоязычных новостных источников.
Lenta.Ru: Вопрос о временных ограничениях был задан не случайно, поскольку аналогичный сервис Яндекса хранит новости за все время с момента своего открытия. Это позволило тамошним разработчикам ввести дополнительные сервисы. Например, показывать персоны, упоминающиеся в новостных сюжетах, - скажем, Владимир Путин, и ссылки на связанные с конкретным человеком новости. Таким образом, более длительный срок хранения новостей является своего рода автоматической биографией: щелкнув по ссылке "Владимир Путин", можно просмотреть всю хронику событий, с ним связанных. Очень удобный инструмент. Собирается ли Google пойти тем же путем?
Google: Дело в том, что концепция Google News предполагает предоставление свежих новостей, а новости полугодовой давности интересны лишь с исторической точки зрения. Есть много вещей, которые должны быть сделаны для Google News, в том числе русскоязычный сервис или персонализация новостной службы, чтобы пользователи могли отслеживать интересные непосредственно им новостные сюжеты, и нам непременно нужно это сделать. Просто пока есть более приоритетные задачи. Google много усилий в последнее время направляет на взаимодействие с новостными изданиями. Не могли бы вы сказать, как вы относитесь к агрегаторам новостей, таких как Google News.
Lenta.Ru: Нам не кажется, что агрегаторы новостей, в том числе и Google News, несут вред электронным изданиям. Просто существует определенная группа читателей, которые просматривают только заголовки и краткие анонсы новостей, не читая полный текст новости. Разумеется, эту часть аудитории Google News или Яндекс.Новости отбирают у электронных изданий. В результате просмотров главной страницы становится меньше, зато растет число просмотров конкретных новостей. В настоящее время происходит расщепление аудитории онлайновых изданий на две группы. Это явление можно назвать относительно новым, поскольку, например, аудитория бумажных изданий в основном читает полный текст новости, а особая категория читателей, просматривающих лишь заголовки новостей и анонсы, выделилась лишь в онлайновых СМИ, где это стало возможным. Именно поэтому многие интернет-издания связывают с агрегаторами новостей небольшое сокращение читательской аудитории из-за того, что часть людей просматривают заголовки новостей на агрегирующих новостных службах, вроде Google News или Яндекс.Новости.
Google: Понятно. Дело в том, что мы считаем, что Google News, напротив, способствует увеличению читательской аудитории, поскольку показывает наиболее популярные новости, таким образом, делает их еще более популярными среди тех людей, которые, не зайдя специально на сайт издания, не узнали бы о них. А так они видят заголовки самых востребованных онлайновой аудиторией новостей и открывают ссылки, ведущие на сайт новостного издания.
Lenta.Ru: Google не так давно открыл в Москве российское представительство. Планируете ли вы запустить русскоязычную версию Google News и если да, то когда?
Google: Компания Google делает все, чтобы ее сервисы работали на всех языках мира. Русскоязычная версия Google News появится непременно. Компания в настоящий момент ведет очень активную работу в России и налаживает отношения с новостными изданиями, но пока точную дату запуска русскоязычного сервиса назвать нельзя.
Lenta.Ru: Во всех учебниках бизнеса пишут о том, как важно правильно оценивать местные риски при выходе на новые рынки. Насколько глубоко вы изучаете рынок, прежде чем локализовывать сервисы, в том числе Google News?
Google: В условиях глобализации очень важно обеспечить качество локализации, поэтому Google исследует все аспекты и нюансы. Google открывает представительства, чтобы локализованные сервисы всегда были высшего качества.
Lenta.Ru: Google наверняка получает массу писем с предложениями по усовершенствованию сервисов или какими-либо предложениями. По какому принципу вы отбираете предложения, которые затем реализуете? Кто читает эти письма и кто оценивает пользу от предлагаемых усовершенствований?
Google: В Google есть служба поддержки пользователей. Все письма читаются, и идеи, которые кажутся разумными и интересными, обязательно воплощаются в жизнь.
Lenta.Ru: Вот одна из таких идей. Мой приятель сегодня предложил, на мой взгляд, очень полезную вещь - сделать поиск по музыкальным нотам. Зачастую, имея ноты, вы не знаете ни текст песни, ни название произведения. Почему бы Google не реализовать такой сервис, который бы осуществлял поиск по нотным записям и позволял музыкантам находить текст песни, название композиции или имя автора?
Google: Отличная идея. Думаю, что наши разработчики смогут ее реализовать.
Lenta.Ru: Еще один вопрос. Вчера журнал Forbes опубликовал статью "Кто контролирует Google", там описывается корпоративная структура, и говорилось о том, как идеи суммируются, попадают наверх и т.д. Если человеку, работающему в Google, пришла гениальная идея, как улучшить Google, но не из той области, которой он занимается, может ли он предложить идею без бюрократизма - передачи через другие департаменты и прочего? Насколько развито взаимодействие отдельных подразделений Google?
Google: Да, я тоже читал эту статью. У нас подразделений нет, каждый сотрудник Google работает над отдельным проектом. Разумеется, если у него есть хорошая идея, он ее может предложить и даже реализовать сам, при этом он только должен тратить на нее не больше 20 процентов рабочего времени, поскольку проекты, над которыми он уже работает, являются частью стратегии Google и поэтому очень важны для развития компании. Думаю, что каждый сотрудник Google это понимает. Такое разделение рабочего времени позволяет достаточно гибко разработчикам спланировать свое время и реализовывать любые полезные идеи. У нас есть простая формула распределения средств – 70 процентов направляется на основную деятельность компании, двадцать процентов – на смежные проекты, а 10 – на проекты, в успехе которых мы пока не уверены.
Lenta.Ru: Вы, как и Сергей Брин, учились в Стэнфордском университете. Где вы с ним познакомились и как вообще родилась идея Google News?
Google: С Сергеем Брином я познакомился, когда пришел работать в Google. До этого мы были с ним не знакомы. Идея Google News появилась после событий 11 сентября. Люди пытались разобраться, что случилось на самом деле. Для этого им приходилось идти на сайты BBC, CNN и так далее. Так и родилась идея сделать новостной поисковый сервис, который бы анализировал новости и объединял их в сюжеты.
Lenta.Ru: Сергей Брин, как всем известно, уехал в США из России в раннем детстве. Говорит ли он по-русски?
Google: Да, конечно. Свободно, не подбирая слова. Он по-русски разговаривает с бабушкой, с отцом. Иногда он ходит в русские рестораны в городе, правда меня он не берет. Здесь мне удалось попробовать "борщ". На мой взгляд, хороший.
Lenta.Ru: Не могли бы рассказать о будущем Google News, что нового можно ждать в этом году и что может появиться в ближайшие 10 лет.
Google: В этом году мы планируем запустить персонализацию Google News. Пользователи смогут указать, какие новостные сюжеты им интересны, например, IBM или Apple, и в ленте новостей на нашем сайте они получат отобранные новости, соответствующие их личным интересам. Кроме того, мы работаем над тем, чтобы Google News стал более прозрачным для новостных изданий. К примеру, мы хотим интегрировать Google News и Google Maps и предоставлять онлайновым изданиям географическую статистику их читательской аудитории. Также мы собираемся сделать на основе поиска по блогам сервис, объединяющий в сюжеты, о чем говорят люди, и добавить его в Google News. Еще одно направление развития Google News - это обработка других форматов, например, видео. Кроме того, мы работаем над локализацией нашего новостного сервиса для других языков и увеличением скорости обновления новостей, делая Google News все более и более оперативным, насколько это вообще возможно. Мы работаем и с радионовостями.
Lenta.Ru: Google в прошлом году запустил Google Maps. Что вы думаете о дальнейшей интеграции поиска в интернете и реальной жизни? Например, поиск потерянного котенка через спутник на Google Maps или что-то в таком духе.
Google: Идея блестящая, но боюсь, что на данный момент технически ее будет сложно реализовать.
Lenta.Ru: Еще один вопрос. Сколько человек работает в команде Google News?
Google: Хороший вопрос. На самом деле, разработчиков немного, мы не раскрываем численность сотрудников, но нашей основной команде помогают люди, работающие над другими проектами. Например, наши коллеги, работающие над Gmail и Desktop Search, которые интегрируют ключевые новости в свои продукты. Кроме того, нам помогают инженеры всей компании в рамках своих "свободных" 20 процентов времени.
Lenta.Ru: Во сколько Google News обходится компании Google?
Google: Я не знаю. Мы, прежде всего, думаем над улучшением сервисов для пользователей, а не о деньгах.
Lenta.Ru: Последний вопрос. Что бы вы пожелали читателям Ленты.ру?
Google: Высококачественного контента. Думаю, что это самое важное.
Lenta.Ru: Спасибо большое за интервью.
Google: Вам тоже большое спасибо.