На этой неделе в прокат выходят фильмы "13", "Пираты Карибского моря 2: Сундук мертвеца", "Три могилы", "Бунтарка" и "Уроки вождения". Обозреватели журнала Time Out Москва выясняли, что скрывается за франко-грузинской чертовой дюжиной, по-прежнему ли хорош Джонни Депп, что такое экзистенциальный вестерн, зачем нужны исправительные работы для начинающих гимнасток, и как научиться водить автобус в Лондоне.
13 / Tzameti
Жанр: самострел. Режиссер: Гела Баблуани. В ролях: Георгий Баблуани, Паскаль Бонгар, Филипп Пассон. Франция - Грузия, 2005. 86 мин.
Небритый грузинский иммигрант Себастьян (Георгий Баблуани) подрабатывает кровельщиком, починяя крышу немолодому тощему морфинисту с нервным лицом офицера белой гвардии. Но работодатель проявляет свойственную всем наркоманам безответственность: не успев заплатить ни франка, умирает от передозировки в теплой ванне. В качестве сомнительного вознаграждения Себастьяну достаются подслушанные через дырку в крыше обрывки разговоров о грядущем "большом деле" да адресованный покойнику конверт с билетом и гостиничной бронью.
Любопытный Себастьян решает влезть в чужую игру. Следуя правилам совершенно кустарной конспирации (всю дорогу на хвосте у парня сидит довольно нерасторопная жандармерия), со многими тревожными пересадками он добирается до пункта назначения, заполненного отборными характерными актерами - кажется, здесь собрались все подонки французского кино. Тут-то и выясняются леденящие кровь подробности дела, теперь понятно, причем тут цифра 13. Но о деталях умолчим: пусть вас холодит в зрительном зале, а не сейчас.
Для 26-летнего Гелы Баблуани, сына грузинского киноклассика Теймураза Баблуани, чертова дюжина оказалась числом счастливей некуда - ему удался дебют. Во-первых, Баблуани снял кино об аде кромешном и человеческом исступлении - вещах, о которых по определению после 30 снимают уже с профессиональной ленцой. Во-вторых, дебютировал по всем правилам - в черно-белом варианте, то отсылая к французскому нуару, то его пародируя и здорово оживляя (то, что происходит сзади, в расфокусе, порой не менее интересно, чем "психические атаки" на первом плане).
Но при всем своем махровом экзистенциализме, "13" - не что иное, как спортивная драма. Замена боксерских матчей или драки за мяч на подпольный чемпионат по одной якобы русской игре в эмоциональном плане мало что меняет. Зато адреналин тут шибает в голову куда сильнее, чем на послематчевых пенальти.
Выиграв конкурс дебютов в Венеции и на "Сандэнсе", истинное признание "13" получил все же в Голливуде - через два года обещан ремейк. Теперь остается ждать, что изображение обретет цвет, упадочная Европа превратится в американский сарай, а футболку под номером 13 примерит на себя какой-нибудь Колин Фаррелл. Вот это и будет настоящий "ужас и моральный террор".
Глеб Борисов, Time Out Москва
Пираты Карибского моря 2: Сундук мертвеца / Pirates of the Caribbean: Dead Man's Chest
Жанр: морские истории. Режиссер: Гор Вербински. В ролях: Джонни Депп, Орландо Блум, Кира Найтли, Билл Наи, Стеллан Скарсгаард. США, 2006. 150 мин.
Не везет - так не везет: чуть было не превратившийся в мертвые кости в финале первого фильма Джек Воробей (Джонни Депп) оказывается в долгу перед Дэйви Джонсом (Билл Наи) - получеловеком-полукальмаром, знаменитым монстром из моряцкого фольклора, капитаном "Летучего Голландца", страшного корабля мертвецов. Кредит у нежити, разумеется, не оплатить деньгами - в залог Джек оставляет свою бессмертную душу и теперь старается добыть ее обратно.
Эта коллизия напоминает отношения самого Деппа со студией Disney. С той лишь разницей, что Депп счастлив (и клятвенно обещал) участвовать в каждом следующем фильме про карибских пиратов. Правда и взамен он получает немало - возможность устраивать на экране моноспектакль на 200 миллионов.
Где и когдаРасписание показов в кинотеатрах Москвы
Итак, в "Сундуке мертвеца" Депп снова будет главным, а остальные (разумеется, кроме незабываемого Дэйви Джонса) будут подобострастно подыгрывать его клоунскому бенефису. Благородный офицер Уилл Тернер (Орландо Блум), хотя и не проклятый, и стопроцентно живой, будет ходить бледной тенью. Его невеста, "капитанская дочка" Элизабет Суонн (Кира Найтли) погрузится в глубины рефлексии, не забывая при этом помахивать саблей. "Всходы зла" в душе невинной девушки станут известным препятствием к ее браку Тернером - впрочем, ничтожным по сравнению со злой волей сценаристов: обстоятельства раскидают героев по всему Карибскому бассейну, точь-в-точь как космолетчиков в пятом эпизоде "Звездных войн". Но на море как? Нынче здесь, завтра там - и ближе к финалу все снова соберутся вместе. Тут-то и начнется самое интересное. По команде Дейви Джонса из пучин поднимется гигантский спрут и отгонит пиратов на край света, где, собственно, и будут происходить события третьей части. Но это уже совсем другая история.
Дарья Серебряная, Time Out Москва
Три могилы / The Three Burials of Melquiades Estrada
Жанр: приключения трупа. Режиссер: Томми Ли Джонс. В ролях: Томми Ли Джонс, Барри Пеппер, Хулио Седилло, Дуайт Йокам. США - Франция, 2005. 121 мин.
Стареющий и грустный ковбой Пит (Томми Ли Джонс) дружит с другим ковбоем, эмигрантом из Мексики Мелкиадесом Эстрадой (Хулио Седилло). Они вместе таскаются по барам, снимают там теток, болтают о том и сем. Однажды в их городок присылают нового патрульного копа Майка (Барри Пеппер). Он, хотя и помоложе всех героев, уже изрядно устал от жизни и пример его нехитрых развлечений - мастурбация в пустыне на порножурналы.
Как-то раз от этого занятия Майка отвлекают ружейные выстрелы. Отличаясь быстротой реакции, он сходу начинает палить вокруг и убивает охотившегося неподалеку Эстраду. Недолго думая, Майк прячет мексиканца в ближайшей канаве. Через две недели Эстраду, уже изрядно подгнившего, находят и без особых почестей хоронят на кладбище. Каким-то образом Пит узнает имя убийцы друга, но, вместо того чтобы банально отомстить, похищает Майка, заставляет выкопать тело и тащить его через границу, в родной город Эстрады, чтобы устроить другу третье - достойное погребение.
"Три могилы" - не только первая полнометражная режиссерская работа Томми Ли Джонса. Это, к тому же, плод удивительного сотрудничества. Сценарий к фильму написал Гиллермо Арьяга ("Сука-любовь", "21 грамм"), питающий слабость к бесчеловечно запутанным сюжетам, крошеву из флэшбэков и разговорам, оборванным посредине какого-нибудь умного слова. Продюсером же выступил вездесущий Люк Бессон, который, напротив, предпочитает кино, минимально воздействующее на человеческий мозг. Возможно, именно благодаря необходимости выруливать между Сциллой арт-хауса и Харибдой мэйнстрима, этот экзистенциалистский вестерн, снятый на старости лет актером голливудских боевиков, так попахивает шедевром. А, может, Томми Ли Джонс просто нашел, наконец, себя.
Игорь Гулин, Time Out Москва
Бунтарка / Stick It
Жанр: акробатическая драма. Режиссер: Джессика Бендинджер. В ролях: Мисси Перегрин, Джефф Бриджесс. Германия - США, 2006. 103 мин.
Побросав кольца и брусья, многообещающая гимнастка Хейли Грехем (Мисси Перегрин) уходит из душного зала в настоящий мир - пожить как настоящая девушка, а не как прибор для выполнения подъемов переворотом. На воле Хейли проказничает - тусуется со спортивной шпаной, совершает мелкие правонарушения и однажды, выполняя особо сложный трюк на горном велосипеде, наносит непоправимый ущерб стеклянной витрине. Судья приговаривает хулиганку к исправительным упражнениям в спортивном центре. К счастью, Хейли попадает в сильные и заботливые руки тренера Викермана, который тут же начинает делать из угловатой социопатки "малышку на миллион".
Дарья Серебряная, Time Out Москва
Уроки вождения / Driving Lessons
Жанр: геронтороманс. Режиссер: Джереми Брок. В ролях: Руперт Гринт, Джули Уолтерс, Лора Линни. Великобритания, 2006. 98 мин.
Осовремененная (и это вовсе не комплимент) версия пьесы Колина Хигинса "Гарольд и Мод". Рыжий увалень (Руперт Гринт, лучший друг Гарри Поттера) сбегает от доставучей мамаши в Лондон учиться на водителя автобуса и сходится с отставной актрисой Эви Уолтон, вполне еще бодрой бабушкой (Джули Уолтерс). Та принимает самое живое участие в судьбе парня - подмигивает ему, раскрывает тайны любви и жизни вообще. Все, впрочем, происходит очень пристойно, без перверсий - иначе бы Уолтерс ни за что не получила бы приз за лучшую женскую роль на только что закончившемся ММКФ.
Дарья Серебряная, Time Out Москва