Летом 2006 года в России были проведены две крупные оружейные выставки. В июле была проведена выставка Russian Expo Arms-2006 в Нижнем Тагиле, и в начале августа состоялась выставка МВСВ-2006 в Москве. При значительной разнице в географическом положении, обе выставки оказались очень схожи. Впрочем, главная черта, объединяющая эти два салона, наблюдается в последнее время на большинстве крупных оружейных форумов - это отсутствие (либо очень малое число) новинок.
Подавляющее большинство образцов боевой техники, показанной в Москве и Нижнем Тагиле, представляет собой модернизацию уже существующих "изделий". И боевая машина десанта БМД-3, и семейство самоходных артиллерийских установок "Нона", и танки Т-90 - все эти машины были разрекламированы еще пять, а то и десять лет назад.
Тем не менее, из отсутствия принципиально новой техники не следует делать далекоидущих выводов. Модернизация существующих образцов боевой техники стала занимать заметную нишу международного рынка вооружений уже в 80-е годы, когда оказалось, что новейшие образцы не по карману зачастую даже довольно богатым государствам. В 90-е годы, после развала СССР и всеобщего снижения военных расходов, рынок ремонта и модернизации военной техники стал приносить доходы не меньшие, чем поставка новой. Результатом такого смещения приоритетов стало изменение основных направлений научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
В итоге к середине первого десятилетия XXI века оказалось, что львиную долю предлагаемых на рынке образцов военной техники составляют модернизированные изделия прежних лет. Вечный конструкторский спор "кто лучше создаст" сместился в плоскость "кто лучше модернизирует". Фирмы стали конкурировать между собой, предлагая проекты модернизации одних и тех же образцов техники - так, ожесточенное соперничество на рынке модернизации танков Т-72 наблюдается между российскими и украинскими танкостроителями.
Такой поворот событий принес российским производителям военной техники и вооружения неожиданные плоды. Новый виток нарастания международной напряженности и рост объемов продаж военной техники, как внутри страны так и за рубежом, сделал востребованными множество проектов, которые с середины 90-х годов существовали в единичных экземплярах или в лучшем случае в мелких партиях.
На обеих упомянутых в начале статьи выставках был продемонстрирован широкий набор такой техники. Нижний Тагил отметился демонстрацией модернизированных основных боевых танков третьего поколения - уральского Т-72 и омского Т-80, а кроме того показал Т-90, который по сути представляет собой несколько измененный проект Т-72. Кроме того, на полигоне "Старатель" была продемонстрирована машина поддержки танков БМПТ, в которые предполагается переделывать танки Т-72 ранних выпусков.
На московской выставке зрителям показали модернизированные по проекту Муромского тепловозного завода бронетранспортеры БТР-60ПБ, бронированные разведывательно-дозорные машины БРДМ-2 и многоцелевые транспортеры МТЛБ. Достаточно дешевая модернизация, включающая установку новых двигателей, трансмиссии и многофункциональных боевых модулей с ракетно-пушечным вооружением, превращает устаревшую легкую бронетехнику в грозные боевые машины, способные соперничать на поле боя с изделиями последних лет.
Похожие тенденции наблюдаются и в авиации. Абсолютное большинство предлагаемых на рынке самолетов и вертолетов представляют собой глубоко модернизированные проекты 70-х - 80-х годов. Это относится ко всем странам без исключения. Так поступает и Россия, активно продающая за рубежом свои Су-30, в основе которых лежит рожденный в начале 80-х годов Су-27, и США, поставляющие за рубеж модернизированные F-16, первые образцы которых взлетели еще в начале 70-х. Большой объем занимает и рынок модернизации старых истребителей - так, Россия модернизировала парк индийских истребителей МиГ-21, поставленных из СССР еще в 70-х годах.
Точно такая же ситуация сложилась на рынке средств ПВО, где первую скрипку играют модернизированные образцы систем, созданных двадцать-тридцать лет назад, и лишь на рынке боевых кораблей и подводных лодок ситуация несколько другая. Здесь наблюдается довольно большое количество новейших проектов. Прежде всего это касается дизельных подводных лодок, новые проекты которых в последние несколько лет представлены сразу целым рядом государств - Россией, Германией, Испанией и другими.
Но и на рынке ВМФ значительную долю дохода получают фирмы, предлагающие ремонт и модернизацию ранее поставленных образцов, а также расширение их возможностей. Так, немалый доход российским кораблестроителям принесли работы по модернизации индийских подводных лодок проекта 877 и их оснащению ракетным вооружением.
Стоит ли ждать появления на выставках в ближайшем будущем образцов новейшей боевой техники? Да, в ограниченном количестве. Основные ожидания связаны с ВВС. К концу этого десятилетия на рынке появятся самолеты пятого поколения F-22, но вряд ли они найдут широкий спрос в силу баснословной цены - один истребитель обходится больше чем в 250 миллионов долларов. В начале следующего десятилетия покупателям будут предложены истребители F-35 и российский истребитель 5-го поколения. Возможно, свои новейшие машины предложит на продажу и Китай.
Появятся новые средства ПВО - надежды России здесь связаны с запущенным, наконец, в производство комплексом С-400. Значительно больше новинок предложат кораблестроители - ведущие морские державы начинают новый цикл обновления своих флотов.
На рынке же сухопутных войск большого количества новинок ожидать не стоит. Исходя из заявленных программ перевооружения, существующие образцы бронетехники останутся в производстве и на вооружении в течение ближайших десятилетий, и это равно касается и России, и США и стран Европы, и, естественно, тех, кто покупает оружие у ведущих его производителей. Поэтому лозунг "новое - это хорошо модернизированное старое" - в ближайшие годы отнюдь не утратит актуальности.
Илья Крамник