Многопользовательские ролевые игры не рассчитаны на тех, кто готов проводить за компьютерными развлечениями всего 20-30 минут в день. Но многие находят их увлекательными и готовы тратить на них большую часть, если не все свое свободное время - альтернативные миры манят и затягивают. И мир под названием Норрат (Norrath) из игры EverQuest - не самое плохое из возможных виртуальных мест проведения досуга.
Впервые мир Норрат открылся для посещений в 1999 году, когда компания Sony Online Entertainment выпустила первую часть игры EverQuest. Вторая серия появилась на пять лет позже, и за полдесятка реальных лет и гораздо большее количество внутриигровых с Норратом произошли явные изменения. Прежде всего, из-за глобального катаклизма изменилась география мира, он буквально раскололся на две части. Осталось два основных очага культуры, города Кейнос и Фрипорт. И если в первом царит закон и порядок, то второй стал приютом для большого числа недоброжелательных личностей с темным прошлым и выглядит весьма недружелюбно.
Следующая перемена столь же, если не более, очевидна: Норрат теперь значительно лучше выглядит. Настолько лучше, что EverQuest 2, пожалуй, действительно можно признать самой совершенной с точки зрения графики многопользовательской ролевой игрой. Модели персонажей полны деталей, ночное небо расцвечено гипнотизирующими созвездиями, а водные (и подводные) пространства и вовсе завораживают. Медаль не без обратной стороны, разумеется: системные
требования игры сложно назвать невысокими. Но графика того стоит, она настолько хороша, что это бросается в глаза уже при создании персонажа, когда на экране всего-то и есть, что модель будущего героя да довольно облезлая опушка леса. А ведь именно с создания своего alter ego и начинается любая нормальная ролевая игра, так что это именно те первые шаги, которые потом наверняка повлияют на общее впечатление.
С самим созданием персонажей, между тем, дела тоже обстоят весьма неплохо. На выбор предлагается целых 16 рас (одна из них, правда, изначально заблокирована, и игрокам предлагается поискать факты, касающиеся ее судьбы, в самом Норрате). Кстати, названия пары рас скорее подошли бы профессиям - в общем списке имеются варвар и эрудит. Часть рас испытывает явную склонность к добру, некоторым ближе темная сторона, но большинство нейтрально. Имеются 24 класса, которые можно разбить на 4 типичных группы: воины, маги, лекари и так называемые разведчики (сюда же входят и "музыкальные" профессии вроде менестреля). Кроме того, игрок может менять детали внешнего вида своего персонажа, включая цвет волос, разрез глаз и прочее.
Отметим, что выбор светлой или темной стороны скажется на том, какой из городов, Фрипорт или Кейнос,
персонаж будет считать "родным". Впрочем, все герои начинают игру на одном и том же "обучающем" острове. Хотя у игрока есть возможность фактически сразу же покинуть остров и вступить, скажем так, во взрослую жизнь, все же имеет смысл исследовать эту начальную территорию, чтобы набраться опыта и обзавестись кое-какими доспехами и финансами, выполняя самые первые простые задания. Тем более, что квесты в дальнейшем не становятся намного сложнее по структуре: большинство из них по традиции сводится к формулам "убить X монстров вида Y" и "доставить предмет Z персонажу N". Есть, правда, задания на собирание коллекций предметов и уникальный квест, связанный с предательством родного города, дающий возможность поменять мировоззрение. Хорошо хотя бы то, что все задания отражаются в довольно удобном журнале; да и вообще, создатели игры позаботились о том, чтобы героям было удобно в придуманном мире - под рукой всегда есть карта, над персонажами и противниками всплывают иконки-подсказки, а при необходимости и вовсе можно включить эдакую светящуюся дорожку из звездной пыли, ведущую прямиком к следующей цели.
Отдельно хочется отметить работу, проделанную компанией Акелла по локализации EverQuest 2. Прежде всего, персонажи, не контролируемые игроками, часто озвучены, и довольно качественно. Меньше всего хотелось бы столкнуться с неадекватным переводом в подобной игре: это бы полностью разрушило иллюзию пребывания в вымышленном мире. Кроме того, Акелла включила в свою версию оба дополнительных модуля, выпущенных для игры - Kingdom of Sky и Desert of Flames. Эти дополнения не просто расширяют списки заклинаний, предметов и монстров, но и дают возможность игрокам сражаться не только с компьютерными противниками, но и между собой - то, чего долго ждали многие поклонники EverQuest.
В любой многопользовательской ролевой игре все детали игрового процесса не становятся очевидными для
пользователей в первые часы и даже дни игры. Это в полной мере верно и в отношении EverQuest 2. Ремесленные навыки, гильдии, обустройство собственного жилья - эти и многие другие подробности открываются игрокам далеко не сразу. Зато с первых же часов игры понятно, что EverQuest 2 обладает многими недостатками типичной MMORPG - довольно однообразные (хотя и многочисленные) задания и скучная боевая система типа "кликни раз и наблюдай", где на исход битвы влияет прежде всего не навык игрока, а статистика персонажа.
Хочется добавить, что успех любой MMORPG только наполовину зависит от профессионализма программистов и художников, оригинальности игрового мира и прочих подобных факторов. Вторая, не менее важная составляющая успеха - сообщество игроков, которое формируется на игровых серверах, их активность, заинтересованность и вовлеченность в игровой процесс. Так вот, пока что российские серверы EverQuest 2 демонстрируют степень загруженности от низкой до средней. Пока что довольно сложно предугадать судьбу русскоязычной версии этой качественной, но довольно стандартной многопользовательской ролевой игры.
Традиционно Lenta.Ru оценивает игры в условных вомбатах по пятибалльной шкале, но было принято решение, что шкала отныне становится десятибалльной. Согласно этой системе, EverQuest 2 получает: за играбельность - 7 вомбатов, за графику - 9 вомбатов, за звук - 8 вомбатов. Душа у EverQuest 2 - слабое место, оценка 6. Но хочется напомнить, что жизнь в виртуальный мир призваны вдохнуть его обитатели, так что все в ваших руках, игроки.