Вечером 29 сентября пассажирский лайнер Boeing 737-800, принадлежащий бразильской авиакомпании Gol, вылетел из аэропорта города Манаус и взял курс на столицу страны - Бразилиа. Через час после начала полета связь с самолетом прервалась, а новейший Boeing, поступивший в эксплуатацию менее двух недель назад, исчез с экранов радаров.
Лайнер, выполнявший рейс номер 1907, должен был приземлиться в Бразилиа, а затем продолжить путь до Рио-де-Жанейро. На его борту находились 149 пассажиров и шестеро членов экипажа. По официальным данным, Boeing был, что называется, абсолютно "свежим", его сдали в эксплуатацию авиакомпании Gol 12 сентября этого года, он успел пролетать всего 200 часов. Вероятно поэтому с самого начала в возможность катастрофы самолета верили с трудом.
На поиски пропавшего лайнера были направлены вертолеты ВВС Бразилии. Через некоторое время его обломки удалось обнаружить в джунглях в труднодоступном районе штата Мату-Гроссу в центральной части страны. Представитель Военно-воздушных сил генерал Лейти заявил, что фюзеляж самолета сильно разрушен в результате удара о землю, поэтому, очевидно, в катастрофе выживших нет.
Глава администрации аэропортов Бразилии Хосе Карлос Перейра подтвердил его слова, сообщив, что Boeing врезался в землю вертикально на скорости до 500 километров в час (об этом свидетельствует характер расположения обломков), поэтому "вероятность остаться в живых у пассажиров и членов экипажа лайнера крайне мала". Появились сведения о том, что на борту самолета были иностранцы: один гражданин Канады и 20 сотрудников японской фирмы Yamaha. Позднее представители компании заявили, что их служащих на этом рейсе не было.
К утру второго октября спасательным командам удалось подойти к месту катастрофы. Перед этим им пришлось высаживаться в джунгли, вырубать лес и готовить посадочные площадки для вертолетов. Обследовав обломки лайнера, они подтвердили, что все 155 человек, находившиеся на борту, погибли. По данным спасателей, фрагменты самолета были разбросаны в радиусе десяти километров, причем фюзеляж "Боинга" от удара о землю развалился на мелкие кусочки. Представители ВВС отметили, что признаков взрыва или горения лайнера, которые могли бы предшествовать его падению, не обнаружено.
Сразу же после катастрофы появилась версия о том, что Boeing столкнулся в воздухе с другим самолетом. Эти данные вскоре были подтверждены официальными властями. По сведениям представителей компании, управляющей аэропортами Бразилии, пассажирский лайнер задел небольшой частный самолет бизнес-класса Embraer Legacy 600, который летел встречным курсом. Пилот этого самолета, на борту которого находились пятеро человек, совершил вынужденную, но вполне благополучную посадку в аэропорту города Сьерра-ди-Качимбу. Он-то и рассказал, что заметил только тень огромного лайнера, после чего почувствовал удар. В результате столкновения Embraer получил серьезные повреждения крыла. Очевидно, что разрушения у "Боинга" были куда более значительными, так как он упал практически отвесно.
"Следствию также предстоит выяснить, как могли столкнуться два самолета, оснащенные новейшими системами защиты от столкновений", - заявил глава администрации бразильских аэропортов Хосе Карлос Перейра. Представители ВВС отмечают, что расследование происшествия может занять несколько месяцев. Других комментариев власти пока не дают. Эту авиакатастрофу уже называют самой крупной в истории гражданских авиаперевозок Бразилии. Последний похожий по масштабам инцидент произошел в 1982 году, когда при падении самолета Boeing 727, принадлежавшего бразильской авиакомпании VASP, погибли 137 пассажиров и членов экипажа.
Компанию Gol Linhas Aereaes Inteligentes S.A. вполне справедливо называют бюджетной. Она обслуживает местные рейсы и является единственным в Латинской Америке авиаперевозчиком, предоставляющим своим клиентам услуги по низким тарифам. Кстати, Gol за несколько лет своего существования удалось завоевать четверть рынка воздушных перевозок Бразилии. Эксперты успех компании связывают с тем, что она использует только одну модель самолетов - Boeing 737. Парк авиакомпании составляла в основном "700-ая" серия этого лайнера (18 самолетов), но с 2004 года Gol начала массовые закупки "800-ой" серии, доведя портфель заказов этой модели "Боинга" до 17 лайнеров (они поступали в эксплуатацию как раз в течение 2006 года). Boeing 737 нового поколения считается самыми современными в своем классе (среди узкофюзеляжных самолетов вместимостью более 100 пассажиров). Его операционные расходы на десять процентов ниже, чем у основного конкурента - лайнера А-320, производимого Airbus Industrie.
Руслан Кадрматов