Неудачный саммит Саммит Россия-ЕС не принес ожидаемых результатов

В Хельсинки завершился восемнадцатый саммит Россия-ЕС. По его итогам сторонам удалось, в частности, договориться о порядке взимания платежей за транссибирские перелеты европейских авиакомпаний. Кроме того, в ходе встречи Президент России и руководители Евросоюза рассмотрели ход реализации "дорожных карт", предусматривающих создание четырех общих пространств - экономического, внутренней безопасности, внешней безопасности и гуманитарного - и подвели итоги выполнения Совместного заявления о расширении Евросоюза и отношениях Россия - ЕС.

Вместе с тем одна из главных задач саммита, начало переговоров о подготовке нового "Соглашения о партнерстве и сотрудничестве" (СПС) - срок действия старого соглашения между Россией и ЕС истекает 1 декабря 2007 года - так и осталась нерешенной. Польша наложила вето на предоставление делегации Евросоюза переговорного мандата, потребовав от России ратифицировать Европейскую Энергетическую хартию и отменить введенные Москвой ограничения на импорт польской сельхозпродукции. Россия эти условия отвергла.

Однако все же не стоит расценивать саммит как провальный. Его результаты неоднозначны. К примеру, договоренность о порядке взимания платежей за транссибирские перелеты, согласно которой с пролетов по новым маршрутам платежи взиматься не будут, а перелеты по существующим маршрутам до 2010 года будут оплачиваться по старой схеме, является неплохим достижением. Вопрос о пошлинах служил одним из главных препятствий на пути вступления России в ВТО.

Итоги саммита в полной мере отражают достаточно сложную ситуацию в сфере политических и экономических отношений между ЕС и Россией, а также между отдельными государствами внутри самого Евросоюза.

Предыдущий договор был подписан в 1994 году, когда в ЕС входили 12 стран: Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия и Франция. Его ратификация, кстати, проходила нелегко и даже была приостановлена Евросоюзом из-за военных действий российской армии в Чечне. Окончательно договор был ратифицирован только в 1997 году.

За прошедшее время количество стран-членов ЕС значительно возросло за счет государств Восточной Европы, которые занимают достаточно жесткую позицию в отношении России. В целом ЕС стало гораздо сложней выстраивать свою внешнюю и внутреннюю политику, что ярко выразилось во время вторжения США в Ирак или в процессе ратификации общеевропейской конституции.

В России за период президентства Владимира Путина также произошли существенные изменения, которые вызывают настороженность, а иногда и резкое неприятие со стороны европейских политиков.

Опасения, в частности, возникают из-за возможной энергетической зависимости от России, которая может воспользоваться своим положением поставщика энергоресурсов для оказания на Европу политического давления. Особенно остро это ощутилось в конце 2005 года, когда из-за задолженности по оплате Газпром перекрыл поставки газа на Украину, через которую осуществляется транзит газа в Европу.

Кроме того, внутренняя политика Владимира Путина рассматривается многими в Европе как ущемление прав человека и установление авторитарной модели правления. Недавние события, связанные с убийством журналистки Анны Политковской и смертью проживавшего в Лондоне бывшего сотрудника ФСБ Александра Литвиненко, ставят под вопрос в глазах европейских политиков легитимность переговоров с нынешним российским руководством.

Таким образом, сознавая всю важность принятия нового соглашения о сотрудничестве - предыдущий договор был свое время назван "провидческим документом" - договаривающиеся стороны подходили к нынешнему саммиту без ярко выраженного оптимизма.

В связи с этим примечательно письмо Владимира Путина, опубликованное газетой The Financial Times 23 ноября, в котором он выразил надежду, что работа над новым базовым документом будет сближать, а не разъединять Россию и ЕС и не сведется к важным, но "по большому счету техническим, "отраслевым" проблемам, таким как квоты, тарифы, антидемпинг, технические стандарты". Потом президент перешел от предстоящего саммита, к будущему, подчеркнув, что "мы стремимся работать на перспективу, а не жить "одним днем".

Саммит оказался точно таким, как ожидали, поэтому сразу после его окончания стороны, не сговариваясь, попытались минимизировать его значение, сконцентрировавшись на описании будущих перспектив.

Премьер-министр Финляндии Матти Ванханен заявил, что для ЕС новое всеобъемлющее соглашение о сотрудничестве с Россией даже важнее, чем для России. Польское мясо, запрет на ввоз которого стал главной причиной того, что переговоры по СПС не смогли начаться, было всеми признано прекрасным, с обещаниями разобраться в этом вопросе. Глава Еврокомиссии Жозе Мануэль Баррозу заявил, что несмотря то, что запустить переговоры по поводу нового соглашения с Россией не удалось, "мы не избежим нашего общего будущего и запустим процесс как можно скорее". Наконец президент Путин, комментируя прошедший саммит, вернулся к мыслям, ранее изложенным в своем письме, и сказал: "Не нужно связывать технический вопрос с общим состоянием российско-еэсовских отношений. Такой экономический эгоизм делу не помогает и не поможет".

Словом, все согласились, что на фоне будущих перспектив саммит был всего лишь незначительным эпизодом, "техническим моментом". Его оценка участниками, в данном случае, имеет большее значение, чем достигнутые или не достигнутые результаты. Создается впечатление, что сторонам понадобилось маленькое столкновение, чтобы понять, насколько они друг другу необходимы.

Алексей Демьянов

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше